Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.10.2008 N 12010/08 ПО ДЕЛУ N А44-42/2008

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 октября 2008 г. N 12010/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Першутова А.Г., Тумаркина В.М., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 по делу N А44-42/2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу,
установила:

общество с ограниченной ответственностью "Новгородский стоматологический центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - инспекция) от 09.11.2007 N 269 (далее - уведомление) о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 в удовлетворении требования общества отказано. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.06.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Суды, согласились с позицией инспекции о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения в связи с превышением им предельно допустимого уровня дохода, позволяющего применять названный специальный налоговый режим. Инспекцией с применением коэффициентов-дефляторов, установленных на 2006 и 2007 годы приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.11.2005 N 284 и от 03.11.2006 N 360, а также с учетом письма Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 N 03-11-02/272 (далее - письма Минфина России) рассчитан доход в размере 18 615 000 рублей.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить, как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению заявителя, поскольку величина предельного дохода, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008, составляет 21 078 000 рублей следовательно, размер выручки общества за девять месяцев 2007 года (20 242 000 рублей), не превышает данной величины, поэтому оно имело право с 01.01.2008 применять упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев доводы, приведенные в заявлении, изучив судебные акты и проверив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.
Как установлено судами, общество 29.10.2007 обратилось в инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьей 346.12 Кодекса. Уведомлением от 09.11.2007 N 269 инспекция сообщила обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008, поскольку по итогам девяти месяцев текущего года, в котором подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, его доход превысил 15 000 000 рублей, индексированный на коэффициент-дефлятор.
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области решением от 28.12.2007 N 220-12/102-01 отказало обществу в удовлетворении его жалобы на уведомление инспекции со ссылкой на то, что коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен с учетом коэффициента-дефлятора 2006 года в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132).
Инспекция в отзыве на заявление общества также указала, что коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,241 установлен с учетом коэффициента-дефлятора, действующего в 2006 году в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132), поэтому величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, равна 18 615 000 рублей (15 миллионов рублей x 1,241).
Общество сочло уведомление инспекции неправомерным и обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды сделали вывод о том, что доходы общества, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, составили 20 242 000 рублей за 9 месяцев текущего года, то есть предельно допустимый уровень доходов, установленный статьей 346.12 Кодекса (18 615 000 рублей), превышен, следовательно, уведомление инспекции является правомерным. При этом суды сослались на письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272, согласно которому коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,241 установлен с учетом коэффициента-дефлятора 2006 года в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132).
Между тем ссылка судов и инспекции на указанное письмо Минфина России не правомерна ввиду следующего.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 000 000 рублей. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 Кодекса подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
На 2006 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,132, который необходим для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса. На 2007 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241.
Из текста приказа Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360, которым установлен коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,241, не следует, что он рассчитан с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132.
Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.
Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 рублей (15 000 000 x 1,241 x 1,132).
Между тем судами не учтено, что указанная в уведомлении инспекции величина предельного дохода, ограничивающая право общества перейти на упрощенную систему налогообложения, не соответствует пункту 2 статьи 346.12 Кодекса, так как не учитывает коэффициентов-дефляторов, установленных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284.
При названных обстоятельствах коллегия судей полагает, что оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А44-42/2008 Арбитражного суда Новгородской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008.
Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копий заявления и прилагаемых к нему документов.
Предложить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 28.11.2008.
Председательствующий судья
С.М.ПЕТРОВА

Судья
А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья
В.М.ТУМАРКИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)