Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 декабря 2004 года Дело N Ф04-8501/2004(6616-А81-25)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нортгаз", г. Новый Уренгой, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004, заявленные ООО "Нортгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции пришли к выводу, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5%.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Нортгаз" требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет; лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование; термины "залежь" и "месторождение" не являются тождественными.
Представители заявителя просят кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО 12.01.2004 была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения налогоплательщиком ставки налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата, добываемого из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 8 от 12.01.2004.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений руководителем налогового органа вынесено решение от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10714110 руб. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 53570550,82 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2133179,34 руб.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5%, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из смысла указанной нормы не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение. Кроме того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" в соответствии с лицензией N СЛХ 10893 НЭ от 19.05.2000 в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что согласно проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года, то есть разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5%, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5%.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 31.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-960/1948А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 1 декабря 2004 года Дело N Ф04-8501/2004(6616-А81-25)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нортгаз", г. Новый Уренгой, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004, заявленные ООО "Нортгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции пришли к выводу, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5%.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Нортгаз" требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет; лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование; термины "залежь" и "месторождение" не являются тождественными.
Представители заявителя просят кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО 12.01.2004 была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения налогоплательщиком ставки налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата, добываемого из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 8 от 12.01.2004.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений руководителем налогового органа вынесено решение от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10714110 руб. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 53570550,82 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2133179,34 руб.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5%, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из смысла указанной нормы не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение. Кроме того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" в соответствии с лицензией N СЛХ 10893 НЭ от 19.05.2000 в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что согласно проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года, то есть разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5%, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5%.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 31.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-960/1948А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2004 N Ф04-8501/2004(6616-А81-25)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 декабря 2004 года Дело N Ф04-8501/2004(6616-А81-25)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нортгаз", г. Новый Уренгой, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004, заявленные ООО "Нортгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции пришли к выводу, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5%.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Нортгаз" требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет; лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование; термины "залежь" и "месторождение" не являются тождественными.
Представители заявителя просят кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО 12.01.2004 была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения налогоплательщиком ставки налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата, добываемого из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 8 от 12.01.2004.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений руководителем налогового органа вынесено решение от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10714110 руб. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 53570550,82 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2133179,34 руб.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5%, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из смысла указанной нормы не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение. Кроме того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" в соответствии с лицензией N СЛХ 10893 НЭ от 19.05.2000 в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что согласно проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года, то есть разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5%, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5%.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-960/1948А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 декабря 2004 года Дело N Ф04-8501/2004(6616-А81-25)
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Нортгаз", г. Новый Уренгой, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МРИ МНС РФ) N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 31.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004, заявленные ООО "Нортгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные инстанции пришли к выводу, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений) и, как следствие, добываемый газовый конденсат должен облагаться по ставке 16,5%.
В кассационной жалобе МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Нортгаз" требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильной их оценке, полагает, что ставка налога на добычу полезных ископаемых по газовому конденсату поставлена законодателем в зависимость от типа месторождения, способ добычи (вид скважин) на выбор ставки не влияет; лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по указанному налогу с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование; термины "залежь" и "месторождение" не являются тождественными.
Представители заявителя просят кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, МРИ МНС РФ N 3 по ЯНАО 12.01.2004 была проведена камеральная налоговая проверка ООО "Нортгаз" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года, в результате которой выявлены нарушения в части неправильного применения налогоплательщиком ставки налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата, добываемого из нефтегазоконденсатных месторождений. Результаты налоговой проверки отражены в акте N 8 от 12.01.2004.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений руководителем налогового органа вынесено решение от 22.03.2004 N ЛВ-03-27/399, согласно которому ООО "Нортгаз" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10714110 руб. Указанным решением налогоплательщику было предложено доплатить сумму налога в размере 53570550,82 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в сумме 2133179,34 руб.
Решение мотивировано тем, что ООО "Нортгаз", исчисляя налог на добычу полезных ископаемых в части добытого газового конденсата, применяло ставку 16,5%, установленную для газового конденсата, добываемого из газоконденсатных месторождений, тогда как, по мнению налогового органа, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ) "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за тонну с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООО "Нортгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции считает, что, удовлетворив заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций принял законные и обоснованные судебные акты.
Основы правового регулирования недропользования в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон "О недрах" от 21.02.92 N 2395-1.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Из смысла указанной нормы не следует, что лицензия является документом, определяющим вид месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кассационная инстанция поддерживает вывод судебных инстанций, основанный на результатах исследования нормативных актов различных отраслей права, о том, что имеются правовые основания толковать термины "залежь" и "месторождение" в качестве понятий, имеющих сходное значение. Кроме того, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое определение понятия "месторождение полезных ископаемых".
Обоснован вывод суда о том, что заявитель осуществлял добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений).
Из материалов дела следует, что ООО "Нортгаз" в соответствии с лицензией N СЛХ 10893 НЭ от 19.05.2000 в проверяемом периоде осуществляло добычу газа и газового конденсата на отведенном участке Северо-Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного в Надымском и Пуровском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что согласно проекту разработки газоконденсатных залежей западного купола Северо-Уренгойского месторождения ООО "Нортгаз" осуществляло разработку только газоконденсатных залежей пластов БУ 8 и БУ 9. К разработке же газоконденсатных залежей с нефтяной оторочкой (нефтегазоконденсатных) в слоях БУ 10 и БУ 11 налогоплательщик приступит только после 2006 года, то есть разрабатываемое в настоящее время налогоплательщиком месторождение следует считать газоконденсатным.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод налоговой инспекции о том, что лицензия на право пользования недрами является необходимым и достаточным документом для установления ставки по налогу на добычу полезных ископаемых с учетом типа месторождения, находящегося на участке недр, предоставленном в пользование, является неправомерным.
В соответствии со статьей 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при добыче углеводородного сырья (кроме попутного газа) налогообложение производится по налоговой ставке 16,5%, если иное не установлено настоящим пунктом.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что ООО "Нортгаз" осуществляло добычу газа горючего природного и газового конденсата из газоконденсатных залежей (месторождений), судебные инстанции пришли к правильному выводу об обоснованности применения ООО "Нортгаз" налоговой ставки 16,5%.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 31.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-960/1948А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)