Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.08.2006, 15.08.2006 ПО ДЕЛУ N А40-38310/06-129-264

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


10 августа 2006 г. Дело N А40-38310/06-129-264


Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2006.
Полный текст решения изготовлен 15.08.2006.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Ф., с участием: от заявителя - Т.О.Н. (дов. N 01д-0075 от 27.01.2006, паспорт 75 04 020466); Т.Л.А. (дов. N 01д-0432 от 03.07.2006, паспорт 57 03 932486); от ответчика - М. (дов. от 21.06.2006, удостоверение ФНС УР N 178008), рассмотрев дело по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к ответчику - Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительными решения и требования,
УСТАНОВИЛ:

заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения от 13.02.2006 N 28 и требования об уплате налога от 13.02.2006 N 44.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.11.2005 заявитель представил в инспекцию налоговую декларацию по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за октябрь 2005 года (л.д. 10 - 15). В соответствии с указанной декларации заявитель исчислил к уплате в бюджет сумму акциза в размере 753639 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации инспекцией принято решение от 13.02.2006 N 28 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (л.д. 17 - 18).
В соответствии с указанным решением инспекцией отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1), однако доначислен акциз в размере 753639 руб., заявителю предложено перечислить в 10-дневный срок со дня получения данного решения суммы акциза в размере 753639 руб. и пени в размере 18840,98 руб., внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.
По мнению налогового органа, применение ставки 15 процентов по отношению к дебиторской задолженности по природному газу, отгруженному до 01.01.2001 в период действия ставки 30 процентов, но оплаченного в октябре 2005 года, неправомерно.
При этом ответчик ссылается на нарушение заявителем положений Закона РФ от 06.12.1991 "Об акцизах", Постановлений Правительства РФ от 01.09.1995 N 859, от 03.09.1998 N 1018.
Суд считает оспариваемое решение не соответствующим законодательству по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2004 года из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, за исключением природного газа, добытого до 01.01.2004.
В соответствии со статьей 8 названного Закона по подакцизному минеральному сырью, добытому до 01 января 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Федерального закона N 117-ФЗ.
До введения в действие названного Федерального закона действовала глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, которая устанавливала порядок исчисления и уплаты акцизов на природный газ.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с п. 2 ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенная в соответствии со ст. ст. 187-191 Кодекса.
Пункт 4 ст. 194 НК РФ устанавливает, что сумма акциза по подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца), применительно ко всем операциям по реализации подакцизного минерального сырья, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Согласно положениям п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья - природного газа (пп. 2 п. 2 ст. 181 НК РФ), определяется как день его оплаты.




Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной продукции.
Аналогичное правило было зафиксировано в Законе РФ "Об акцизах", действовавшем до 01.01.2001, в соответствии с которым датой совершения налогооблагаемого оборота считается день поступления средств за подакцизные товары (п. 5 ст. 5 Закона).
Поскольку дата реализации (облагаемый оборот) имела место в октябре 2005 года, обстоятельства, с которыми законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате акциза, также имели место только в этот период. Таким образом, обязанность исчислить и уплатить налог за соответствующий налоговый период у налогоплательщика возникла только в октябре 2005 года, то есть в период действия главы 22 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ ставка акциза по природному газу при реализации в РФ установлена в размере 15%.
При исчислении суммы акциза подлежащей уплате в бюджет с операций по реализации газа переданного покупателям в 1997 году, а оплаченного в октябре 2005 года, заявитель руководствовался указанными нормами законодательства, в связи с чем, исчислил и уплатил акциз только после оплаты поставленного газа, то есть в октябре 2005 года.
Кроме того, правомерность исчисления и уплаты акциза в порядке, установленном главой 22 Налогового кодекса РФ подтверждается прямой нормой Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона N 118-ФЗ был признан утратившим силу Закон "Об акцизах" и введена в действие глава 22 НК РФ "Акцизы". Кроме того, Постановления Правительства РФ, на которые содержится ссылка в оспариваемом решении, устанавливавшие ставки акцизов на природный газ, также утратили силу: Постановление от 01.09.1995 N 859 с 03.09.1998, Постановление от 03.09.1998 N 1018 с 01.01.1999. То есть, ответчик ссылается на нарушение заявителем правовых норм, которые в проверяемом периоде не действовали.
При этом в ст. 31 Федерального закона N 118-ФЗ были предусмотрены переходные положения, относящиеся к случаям, когда правоотношения возникли до введения в действие норм части второй Налогового кодекса РФ, а налоговые обязанности из этих правоотношений - после.
Так в данной статье прямо указано, что "по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, нормы части второй Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие". Поскольку обязанность исчислить и уплатить спорный налог в бюджет возникла в октябре 2005 года, к ней подлежат применению нормы гл. 22 НК РФ.
При этом в октябре 2005 года ставка акциза на природный газ составляла 15% (п. 1 ст. 193 НК РФ), а, следовательно, никаких оснований применять иную ставку, не действующую на дату реализации газа, определения налоговой базы и исчисления акциза за соответствующий налоговый период - не было.
Кроме того, в пункте 7 Методических рекомендаций по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса РФ, утв. Приказом МНС РФ от 19.12.2000 N БГ-3-03/441, указано, что "В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.
Поэтому, учитывая данную норму, следует иметь в виду, что акциз на природный газ, отгруженный включительно по 31 декабря 2000 г., а оплаченный после указанной даты, исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 НК РФ".




Также, в пункте 6 Приказа МНС РФ от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481 было указано, что "В соответствии со статьей 195 Кодекса дата реализации природного газа определяется как день его оплаты.
В связи с этим природный газ, отгруженный указанными организациями на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия до 1 января 2002 года и оплаченный в период начиная с 1 января 2002 года, облагается акцизом по ставке 15 процентов независимо от момента (даты) отгрузки".
Кроме того, согласно Приказу Минфина РФ от 03.03.2005 N 32н "Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и порядков их заполнения" (п. 22 приложения N 10 к Приказу) в разделе 2 декларации отражаются операции, совершенные с подакцизным минеральным сырьем (природным газом), добытым до 1 января 2004 года. Акциз по указанному минеральному сырью (природному газу) исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с главой 22 "Акцизы" Кодекса в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2003 года.
Согласно пп. 1 п. 25 приложения 10 к Приказу по строке 5.1.1 графы 3 Декларации ставка акциза на реализованный природный газ составляет 15%, которая определена в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, при исчислении акциза с операций по реализации газа, переданного покупателям до 01.04.1997, но оплаченного в октябре 2005 года заявителем правомерно применена ставка акциза в размере 15%, установленная ст. 193 НК Российской Федерации.
В соответствии с порядком, действовавшим на момент отгрузки природного газа потребителям, акциз исчислялся в процентном отношении к цене товара, покупателям сверх цены товара не предъявлялся, в отличие от НДС и спецналога, которые предъявлялись покупателям и взимались сверх цены реализованного газа.
Таким образом, довод налогового органа о том, что покупатель оплатил заявителю акциз по ставке 30%, необоснован.
В договорных и расчетных документах заявителя акциз отдельной строкой не выделялся, о чем свидетельствуют приложенные к настоящему заявлению платежные требования на оплату за отгруженный природный газ.
Покупатель оплачивал стоимость газа по государственной регулируемой цене, из которой налогоплательщик расчетным путем определял сумму акциза, подлежащего уплате в бюджет. Именно этим акциз в рассматриваемый период отличался от НДС и спецналога, которые начислялись сверх цены природного газа.




В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.06.96 N 863 и Законом "О естественных монополиях" цены на газ являлись государственно-регулируемыми ценами. Природный газ был реализован заявителем по государственной регулируемой цене. Таким образом, применяемые тарифы отражают реальную цену природного газа и это не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма налога. Размер акциза имел условную величину и конкретно, т.е. для целей внесения в бюджет, мог быть определен только на дату оплаты товара.
При отгрузке газа заявитель не мог исчислить сумму акциза, поскольку природный газ на тот момент не был оплачен и у заявителя не возник фактический оборот (момент реализации газа). В свою очередь, оплата газа была произведена покупателями исходя из тарифных цен, а не с учетом ставки акциза, как указывает Ответчик.
В соответствии со ст. 199 НК РФ суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизного минерального сырья, у покупателя учитываются в стоимости приобретенного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, покупатель природного газа в момент оплаты в октябре 2005 года не принимал к вычету исчисленные заявителем суммы акцизов, а учитывал их в себестоимости газа. Иными словами, для покупателя не имело существенного значения, из каких элементов состояла цена газа и какую пропорцию эти элементы составляли в цене.
В таком случае баланс интересов бюджета и налогоплательщиков (продавца и покупателя) достигался тем, что в момент реализации газа (на дату его оплаты) налогоплательщик-продавец исчисляет и уплачивает в бюджет акциз по действующим в этот период ставкам, а налогоплательщик-покупатель был вправе учесть в составе расходов по налогу на прибыль сумму акциза в размере, не превышающем исчисленный продавцом.
Учитывая изложенное, суд считает, что налоговый орган не доказал наличие законных оснований для доначисления заявителю суммы акциза, решение в оспариваемой части не соответствует требованиям ст. ст. 188, 194, 193, 195 Налогового кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату на основании ст. 110 АПК Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 110, 168 - 170, 200 - 201 АПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:

признать недействительными как несоответствующие требованиям Налогового кодекса РФ решение Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 13.02.2006 N 28 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование об уплате налога от 13.02.2006 N 44.
Возвратить ООО "Пермтрансгаз" из федерального бюджета РФ госпошлину в размере 4000,0 руб.
Решение в части признания недействительными ненормативных актов налогового органа подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)