Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2004 года Дело N А05-7818/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-7818/03-11 (судья Шадрина Е.Н.),
Открытое акционерное общество "Севглавснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 07.08.2003 N 16-23/15165 и об обязании налогового органа исполнить заявление Общества от 14.07.2003 N 74 о возврате 507158 руб. излишне уплаченного земельного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 01.10.2003 заявление Общества удовлетворено частично. Пункты 1 и 3 оспариваемого решения Инспекции, а также пункт 2 в части восстановления по лицевому счету заявителя 1143209 руб. 56 коп. земельного налога, признаны недействительными. Суд обязал налоговый орган исполнить заявление Общества от 14.07.2003 N 74 о возврате 500807 руб. 56 коп. излишне уплаченного земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, являются составляющей налоговой ставки, а следовательно, данные коэффициенты ежегодно увеличивают налоговую ставку по земельному налогу с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 14.07.2003 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате 507158 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы, одновременно представив уточненные налоговые декларации по этому налогу за тот же период.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом уточненных деклараций, по результатам которой составила акт от 22.07.2003 N 16-23/2235 и приняла решение от 07.08.2003 N 16-23/15165 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности и восстановлении по лицевому счету заявителя 1149560 руб. 56 коп. земельного налога.
Суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение) и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в 2000 - 2003 годах в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Элементы налогообложения установлены статьей 17 НК РФ. При этом "коэффициент" не указан в качестве элемента налогообложения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а значит и его ставок, не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 НК РФ. Ставка земельного налога в проверенный Инспекцией период оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, введен новый повышающий ставку налога коэффициент - 1,2.
При рассмотрении данного дела по последующим налоговым периодам следует руководствоваться аналогичным толкованием норм законодательства.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что по делу правильно применены нормы материального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-7818/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2004 N А05-7818/03-11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2004 года Дело N А05-7818/03-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 17.02.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-7818/03-11 (судья Шадрина Е.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Севглавснаб" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 07.08.2003 N 16-23/15165 и об обязании налогового органа исполнить заявление Общества от 14.07.2003 N 74 о возврате 507158 руб. излишне уплаченного земельного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 01.10.2003 заявление Общества удовлетворено частично. Пункты 1 и 3 оспариваемого решения Инспекции, а также пункт 2 в части восстановления по лицевому счету заявителя 1143209 руб. 56 коп. земельного налога, признаны недействительными. Суд обязал налоговый орган исполнить заявление Общества от 14.07.2003 N 74 о возврате 500807 руб. 56 коп. излишне уплаченного земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, являются составляющей налоговой ставки, а следовательно, данные коэффициенты ежегодно увеличивают налоговую ставку по земельному налогу с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 14.07.2003 обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате 507158 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы, одновременно представив уточненные налоговые декларации по этому налогу за тот же период.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных Обществом уточненных деклараций, по результатам которой составила акт от 22.07.2003 N 16-23/2235 и приняла решение от 07.08.2003 N 16-23/15165 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности и восстановлении по лицевому счету заявителя 1149560 руб. 56 коп. земельного налога.
Суд, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение) и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в 2000 - 2003 годах в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Элементы налогообложения установлены статьей 17 НК РФ. При этом "коэффициент" не указан в качестве элемента налогообложения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а значит и его ставок, не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 НК РФ. Ставка земельного налога в проверенный Инспекцией период оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, введен новый повышающий ставку налога коэффициент - 1,2.
При рассмотрении данного дела по последующим налоговым периодам следует руководствоваться аналогичным толкованием норм законодательства.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что по делу правильно применены нормы материального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.2003 по делу N А05-7818/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)