Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2008 N Ф08-3883/2008 ПО ДЕЛУ N А32-733/2008-58/32

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2008 г. N Ф08-3883/2008

Дело N А32-733/2008-58/32

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Краснодартеплоэнерго" - У. (д-ть от 06.02.2008) и Л. (д-ть от 09.01.2008), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2008 по делу N А32-733/2008-58/32, установил следующее.
ОАО "Краснодартеплоэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 22.11.2007 N 155 об отказе в зачете (возврате) налога на прибыль и обязании налоговой инспекции произвести возврат 2 445 934 рублей 88 копеек излишне уплаченного налога на прибыль.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило требования и просило обязать налоговую инспекцию возвратить 2 429 583 рубля 08 копеек излишне уплаченного налога на прибыль (т. 1, л. д. 64). От остальной части требований общество заявило отказ.
Решением от 28 февраля 2008 года суд прекратил производство по делу в части отказа от требования, признал недействительным решение налоговой инспекции от 22.11.2007 N 155 и обязал налоговую инспекцию возвратить обществу 2 429 583 рубля 08 копеек излишне уплаченного налога на прибыль. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не доказал факт образования переплаты по налогу на прибыль до октября 2004 года. Общество узнало о переплате налога на прибыль только в 2007 году, поэтому срок для возврата не пропущен.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебный акт отменить. По ее мнению, общество пропустило трехлетний срок для возврата налога на прибыль, установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации..
В отзыве на жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.09.2007 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты по налогу на прибыль в сумме 1 720 472 рублей 93 копеек (т. 1, л. д. 184).
Решением от 09.10.2007 N 2214 налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) 1 720 472 рублей 93 копеек налога на прибыль в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога, налоговая инспекция сообщила о проведении камеральной проверки общества (т. 1, л. д. 185).
По результатам проведения проверки, составления акта сверки расчетов от 02.10.2007 налоговая инспекция установила факт имеющейся переплаты излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 2 445 934 рубля 88 копеек, задолженность по пени - 9 158 рублей 86 копеек и штрафу - 14 385 рублей 87 копеек.
Извещением от 05.10.2007 N 216 налоговая инспекция сообщила обществу об обнаружении 2 445 934 рублей 88 копеек переплаты по налогу на прибыль, зачислявшейся до 01.01.2005 (т. 1, л. д. 10).
7 октября 2007 года общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 2 445 934 рубля 88 копеек переплаты по налогу на прибыль.
Решением от 22.11.2007 N 155 налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) 2 445 934 рублей 88 копеек налога на прибыль в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога (т. 1, л. д. 9).
Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса установлена обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Статьей 78 Кодекса предусмотрен общий порядок зачета и возврата налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов, согласно которому сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога - 3 года со дня уплаты указанной суммы.
Суд сделал правильный вывод, что при разрешении спора об обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченную сумму налога следует руководствоваться общим сроком исковой давности, исчисляемым с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Суд правомерно учел разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, данные в определении от 21.06.2001 N 173-О. Норма пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует налогоплательщику в случае пропуска трехгодичного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что за период с 2005 года по октябрь 2007 года общество не производило платежи по налогу на прибыль в городской бюджет. У общества на 01.01.2005 имелась переплата по лицевому счету по налогу на прибыль в сумме 2 188 271 рубль 93 копейки. С учетом представленных в налоговый орган декларации за 2004 год, уточненных деклараций за 2003, 2004 годы расчетов авансовых платежей по налогу за первый квартал на 29.03.2004 у общества имелась переплата в сумме 901 989 рублей. По результатам документальной проверки у общества на 31.12.2005 имелась переплата по налогу в сумме 149 972 рубля 73 копейки и 171 386 рублей 70 копеек пени и 265 460 рублей 30 копеек штрафа.
На 01.01.2007 у общества числилась 439 171 рубль 73 копейки переплаты, а с учетом сумм уменьшенных по начислению в результате признания судом недействительным решения по документальной проверки в части доначисленного налога на прибыль у общества на 01.01.2007 имелась переплата в сумме 1 289 810 рублей 93 копейки. Общество в 2007 году представило уточненные расчеты, произведены зачеты и на 30.09.2007 имелась переплата в сумме 1 745 335 рублей 73 копейки.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что о переплате по налогу на прибыль общество узнало только в 2007 году.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы сторон рассмотрены судом первой инстанции. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые исследованы и оценены судом с соблюдением правил главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2008 по делу N А32-733/2008-58/32 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)