Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 декабря 2003 г. Дело N А19-19200/03-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - Пахоруковой О.К. - представителя, доверенность N 12-14/25 от 09.09.2002,
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ "УФПС по Иркутской области" к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области о возврате излишне уплаченного налога,
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 5140 руб. излишне уплаченного земельного налога на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что уплата земельного налога за 2001 г. произведена налогоплательщиком необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден (имеет льготу) от уплаты земельного налога. При этом заявитель указал, что обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом в удовлетворении заявления отказано.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 94333 от 01.12.2003), отзыв на заявление не представил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Обстоятельства дела.
ГУ "УФПС по Иркутской области" платежным поручением N 000698 от 14.11.2000 уплатило земельный налог за 2000 г. в сумме 5140 руб. через структурное подразделение - Черемховский РУПС, состоящее на налоговом учете в МИМНС России N 10 по Иркутской области.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 29.08.2003 N 12-10/106 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 2712 руб. 40 коп.
Налоговая инспекция письмом N 3198 от 30.09.2003 в удовлетворении названного выше заявления налогоплательщика отказала. При этом налоговая инспекция в обоснование своего отказа в возврате излишне уплаченного налога сослалась на статью 12 Закона РФ "О плате за землю".
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ МИМНС России N 12 по Иркутской области нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о возврате из бюджета 2712 руб. 40 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителя заявителя и полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ ответчик является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности - уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право на использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5 установлено, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Как усматривается из материалов дела (свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 920 от 30.06.1993; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., серии 38 N 001593544 от 08.10.2002), заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" и ему согласно решениям мэра г. Черемхово N 561 от 30.09.1996 и N 136 от 11.03.1994 предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земля под объекты почтовой связи.
Поэтому доводы налоговой инспекции о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением ГУ "УФПС по Иркутской области", не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, выводы налоговой инспекции о невозможности произвести возврат сумм излишне уплаченного ГУ "УФПС по Иркутской области" налога, изложенные в письме N 3198 от 30.09.2003, неправомерны.
В связи с этим суд полагает, что заявитель правомерно применил статью 31 Федерального закона "О почтовой связи", поэтому требование о возврате из бюджета 5140 руб. земельного налога подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить полностью.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" из соответствующих бюджетов сумму излишне уплаченного земельного налога за 2000 г. в размере 5140 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
от 17 декабря 2003 г. Дело N А19-19200/03-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - Пахоруковой О.К. - представителя, доверенность N 12-14/25 от 09.09.2002,
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ "УФПС по Иркутской области" к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области о возврате излишне уплаченного налога,
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 5140 руб. излишне уплаченного земельного налога на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что уплата земельного налога за 2001 г. произведена налогоплательщиком необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден (имеет льготу) от уплаты земельного налога. При этом заявитель указал, что обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом в удовлетворении заявления отказано.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 94333 от 01.12.2003), отзыв на заявление не представил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Обстоятельства дела.
ГУ "УФПС по Иркутской области" платежным поручением N 000698 от 14.11.2000 уплатило земельный налог за 2000 г. в сумме 5140 руб. через структурное подразделение - Черемховский РУПС, состоящее на налоговом учете в МИМНС России N 10 по Иркутской области.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 29.08.2003 N 12-10/106 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 2712 руб. 40 коп.
Налоговая инспекция письмом N 3198 от 30.09.2003 в удовлетворении названного выше заявления налогоплательщика отказала. При этом налоговая инспекция в обоснование своего отказа в возврате излишне уплаченного налога сослалась на статью 12 Закона РФ "О плате за землю".
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ МИМНС России N 12 по Иркутской области нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о возврате из бюджета 2712 руб. 40 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителя заявителя и полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ ответчик является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности - уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право на использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5 установлено, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Как усматривается из материалов дела (свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 920 от 30.06.1993; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., серии 38 N 001593544 от 08.10.2002), заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" и ему согласно решениям мэра г. Черемхово N 561 от 30.09.1996 и N 136 от 11.03.1994 предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земля под объекты почтовой связи.
Поэтому доводы налоговой инспекции о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением ГУ "УФПС по Иркутской области", не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, выводы налоговой инспекции о невозможности произвести возврат сумм излишне уплаченного ГУ "УФПС по Иркутской области" налога, изложенные в письме N 3198 от 30.09.2003, неправомерны.
В связи с этим суд полагает, что заявитель правомерно применил статью 31 Федерального закона "О почтовой связи", поэтому требование о возврате из бюджета 5140 руб. земельного налога подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить полностью.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" из соответствующих бюджетов сумму излишне уплаченного земельного налога за 2000 г. в размере 5140 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2003 ПО ДЕЛУ N А19-19200/03-30
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2003 г. Дело N А19-19200/03-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - Пахоруковой О.К. - представителя, доверенность N 12-14/25 от 09.09.2002,
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ "УФПС по Иркутской области" к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области о возврате излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 5140 руб. излишне уплаченного земельного налога на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что уплата земельного налога за 2001 г. произведена налогоплательщиком необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден (имеет льготу) от уплаты земельного налога. При этом заявитель указал, что обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом в удовлетворении заявления отказано.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 94333 от 01.12.2003), отзыв на заявление не представил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Обстоятельства дела.
ГУ "УФПС по Иркутской области" платежным поручением N 000698 от 14.11.2000 уплатило земельный налог за 2000 г. в сумме 5140 руб. через структурное подразделение - Черемховский РУПС, состоящее на налоговом учете в МИМНС России N 10 по Иркутской области.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 29.08.2003 N 12-10/106 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 2712 руб. 40 коп.
Налоговая инспекция письмом N 3198 от 30.09.2003 в удовлетворении названного выше заявления налогоплательщика отказала. При этом налоговая инспекция в обоснование своего отказа в возврате излишне уплаченного налога сослалась на статью 12 Закона РФ "О плате за землю".
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ МИМНС России N 12 по Иркутской области нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о возврате из бюджета 2712 руб. 40 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителя заявителя и полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ ответчик является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности - уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право на использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5 установлено, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Как усматривается из материалов дела (свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 920 от 30.06.1993; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., серии 38 N 001593544 от 08.10.2002), заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" и ему согласно решениям мэра г. Черемхово N 561 от 30.09.1996 и N 136 от 11.03.1994 предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земля под объекты почтовой связи.
Поэтому доводы налоговой инспекции о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением ГУ "УФПС по Иркутской области", не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, выводы налоговой инспекции о невозможности произвести возврат сумм излишне уплаченного ГУ "УФПС по Иркутской области" налога, изложенные в письме N 3198 от 30.09.2003, неправомерны.
В связи с этим суд полагает, что заявитель правомерно применил статью 31 Федерального закона "О почтовой связи", поэтому требование о возврате из бюджета 5140 руб. земельного налога подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" из соответствующих бюджетов сумму излишне уплаченного земельного налога за 2000 г. в размере 5140 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И.ВЕРЗАКОВ
Е.И.ВЕРЗАКОВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2003 г. Дело N А19-19200/03-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя - Пахоруковой О.К. - представителя, доверенность N 12-14/25 от 09.09.2002,
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ "УФПС по Иркутской области" к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области о возврате излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" (далее - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Межрайонной инспекции МНС России N 10 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) о возврате из бюджета 5140 руб. излишне уплаченного земельного налога на основании статьи 78 НК РФ.
В судебном заседании представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что уплата земельного налога за 2001 г. произведена налогоплательщиком необоснованно, поскольку в соответствии с Законом РФ "О почтовой связи" и Законом РФ "О плате за землю" заявитель освобожден (имеет льготу) от уплаты земельного налога. При этом заявитель указал, что обращался в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога, налоговым органом в удовлетворении заявления отказано.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (уведомление N 94333 от 01.12.2003), отзыв на заявление не представил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. Обстоятельства дела.
ГУ "УФПС по Иркутской области" платежным поручением N 000698 от 14.11.2000 уплатило земельный налог за 2000 г. в сумме 5140 руб. через структурное подразделение - Черемховский РУПС, состоящее на налоговом учете в МИМНС России N 10 по Иркутской области.
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая уплату названной суммы налога излишней в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ, обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 29.08.2003 N 12-10/106 о возврате излишне уплаченного налога в сумме 2712 руб. 40 коп.
Налоговая инспекция письмом N 3198 от 30.09.2003 в удовлетворении названного выше заявления налогоплательщика отказала. При этом налоговая инспекция в обоснование своего отказа в возврате излишне уплаченного налога сослалась на статью 12 Закона РФ "О плате за землю".
ГУ "УФПС по Иркутской области", считая отказ МИМНС России N 12 по Иркутской области нарушающим права налогоплательщика, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о возврате из бюджета 2712 руб. 40 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителя заявителя и полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 НК РФ ответчик является налогоплательщиком и обязан выполнять требования, предусмотренные статьей 23 НК РФ, в частности - уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право на использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат сумм излишне уплаченного налога (сбора), пени, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате указанных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности и одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными названной статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 N 5 установлено, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате сумм излишне уплаченного налога либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Согласно статье 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) земельный налог является формой платы за пользование землей. Безвозмездное пользование землей предполагает освобождение землепользователя от платы за землю в форме земельного налога.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Как усматривается из материалов дела (свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-К N 920 от 30.06.1993; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., серии 38 N 001593544 от 08.10.2002), заявитель является организацией федеральной почтовой связи - государственным учреждением "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" и ему согласно решениям мэра г. Черемхово N 561 от 30.09.1996 и N 136 от 11.03.1994 предоставлена в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование земля под объекты почтовой связи.
Поэтому доводы налоговой инспекции о том, что почтовое отделение связи, являющееся структурным подразделением ГУ "УФПС по Иркутской области", не осуществляет функцию распространения (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, в связи с чем не имеет права на льготу, предусмотренную пунктом 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", суд находит необоснованными по следующим причинам.
Пункт 12 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции от 30.12.2001) предоставляет льготы по уплате земельного налога отдельным категориям налогоплательщиков. Из содержания указанной нормы усматривается, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, а также акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд полагает, что заявитель не является плательщиком земельного налога и не должен его уплачивать за свои структурные подразделения.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, выводы налоговой инспекции о невозможности произвести возврат сумм излишне уплаченного ГУ "УФПС по Иркутской области" налога, изложенные в письме N 3198 от 30.09.2003, неправомерны.
В связи с этим суд полагает, что заявитель правомерно применил статью 31 Федерального закона "О почтовой связи", поэтому требование о возврате из бюджета 5140 руб. земельного налога подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области Министерства Российской Федерации по связи и информатизации" из соответствующих бюджетов сумму излишне уплаченного земельного налога за 2000 г. в размере 5140 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И.ВЕРЗАКОВ
Е.И.ВЕРЗАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)