Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Пальцевой И.В. и Паймаковой Л.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавказтрансгаз" и заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ставрополя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания (уведомления N 3216, 3217), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ставрополя на решение от 17.09.03 (судья Карташова В.П.) Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4563/2002-С4, установил следующее.
ООО "Кавказтрансгаз" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решение от 20.12.02 N 18 ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя о привлечении общества к налоговой ответственности (с учетом уточнения заявленных требований).
ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя заявлено встречное требование о взыскании с общества штрафных санкций в сумме 2 715 874 рубля.
Решением от 17.09.03 заявленные требования ООО "Кавказтрансгаз" удовлетворены, в удовлетворении встречного требования налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, установленные приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, подлежали применению обществом.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять новый судебный акт. В обоснование доводов заявитель указывает, что нормативы списания газа на собственные технологические нужды за август, сентябрь 2002 года, установленные приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, не подлежат применению обществом, поскольку они не зарегистрированы в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что порядок утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.01 N 45. Такие нормативы были утверждены Минэнерго России по согласованию с Минэкономики России и данный документ не нуждается в регистрации Минюстом России.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по акцизам за август и сентябрь 2002 года.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций заместителем руководителя ИМНС России по Октябрьскому району вынесено решение от 20.12.02 N 18, из которого следует, что обществом занижен акциз на природный газ в сумме 13 579 367 рублей, в связи с чем ООО "Кавказтрансгаз" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 2 715 874 рубля.
Решение налогового органа мотивировано тем, что общество неправомерно применило для целей налогообложения нормативы списания газа на собственные технологические нужды за август, сентябрь 2002 года, установленные приказом Минэнерго России от 24.04.02 N 126 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды в 2001 и 2002 годах", впоследствии установленные приказом того же министерства от 26.08.02 N 280 "Об утверждении нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды", по той причине, что данные приказы не зарегистрированы в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Кавказтрансгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящем заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению операции по использованию природного газа на собственные нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 45 нормативы использования газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минэкономики России.
Из материалов дела следует, что общество является организацией, занимающейся транспортировкой природного газа.
Заявитель руководствовался приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды. Данные приказы Минэнерго России не являются нормативными правовыми актами.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В данном случае приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280 не устанавливают правила поведения для неопределенного круга лиц, поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что они не носят нормативного характера.
Письмом Минюста России от 27.09.02 N 07/8971-ЮД отказано в государственной регистрации приказа Минэнерго России от 26.08.02 N 280 в связи с тем, что данный акт в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм.
Следовательно, приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280 не подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном Постановлением Правительства от 13 августа 1997 года N 1007.
На основании изложенного, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, установленные приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, подлежали применению обществом.
Таким образом, нормы материального и процессуального права при разрешении спора судом применены правильно, вынесенный по делу судебный акт является законным и обоснованным, поэтому оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 17.09.03 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4563/2002-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2003 N Ф08-4850/03-1866А ПО ДЕЛУ N А63-4563/2002-С4
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2003 г. N Ф08-4850/03-1866А
Дело N А63-4563/2002-С4
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Пальцевой И.В. и Паймаковой Л.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кавказтрансгаз" и заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ставрополя, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания (уведомления N 3216, 3217), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району г. Ставрополя на решение от 17.09.03 (судья Карташова В.П.) Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4563/2002-С4, установил следующее.
ООО "Кавказтрансгаз" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решение от 20.12.02 N 18 ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя о привлечении общества к налоговой ответственности (с учетом уточнения заявленных требований).
ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя заявлено встречное требование о взыскании с общества штрафных санкций в сумме 2 715 874 рубля.
Решением от 17.09.03 заявленные требования ООО "Кавказтрансгаз" удовлетворены, в удовлетворении встречного требования налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, установленные приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, подлежали применению обществом.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИМНС России по Октябрьскому району г. Ставрополя обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять новый судебный акт. В обоснование доводов заявитель указывает, что нормативы списания газа на собственные технологические нужды за август, сентябрь 2002 года, установленные приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, не подлежат применению обществом, поскольку они не зарегистрированы в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что порядок утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.01 N 45. Такие нормативы были утверждены Минэнерго России по согласованию с Минэкономики России и данный документ не нуждается в регистрации Минюстом России.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по акцизам за август и сентябрь 2002 года.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций заместителем руководителя ИМНС России по Октябрьскому району вынесено решение от 20.12.02 N 18, из которого следует, что обществом занижен акциз на природный газ в сумме 13 579 367 рублей, в связи с чем ООО "Кавказтрансгаз" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 2 715 874 рубля.
Решение налогового органа мотивировано тем, что общество неправомерно применило для целей налогообложения нормативы списания газа на собственные технологические нужды за август, сентябрь 2002 года, установленные приказом Минэнерго России от 24.04.02 N 126 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды в 2001 и 2002 годах", впоследствии установленные приказом того же министерства от 26.08.02 N 280 "Об утверждении нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды", по той причине, что данные приказы не зарегистрированы в Минюсте России, не опубликованы в установленном порядке.
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Кавказтрансгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящем заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд правомерно исходил из следующего.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению операции по использованию природного газа на собственные нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 45 нормативы использования газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Минэнерго России по согласованию с Минэкономики России.
Из материалов дела следует, что общество является организацией, занимающейся транспортировкой природного газа.
Заявитель руководствовался приказами Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды. Данные приказы Минэнерго России не являются нормативными правовыми актами.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В данном случае приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280 не устанавливают правила поведения для неопределенного круга лиц, поэтому суд сделал обоснованный вывод о том, что они не носят нормативного характера.
Письмом Минюста России от 27.09.02 N 07/8971-ЮД отказано в государственной регистрации приказа Минэнерго России от 26.08.02 N 280 в связи с тем, что данный акт в государственной регистрации не нуждается, поскольку не содержит правовых норм.
Следовательно, приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280 не подлежал государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном Постановлением Правительства от 13 августа 1997 года N 1007.
На основании изложенного, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, установленные приказы Минэнерго России от 24.04.02 N 126 и от 26.08.02 N 280, подлежали применению обществом.
Таким образом, нормы материального и процессуального права при разрешении спора судом применены правильно, вынесенный по делу судебный акт является законным и обоснованным, поэтому оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 17.09.03 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-4563/2002-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА
Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
Л.В.ПАЙМАКОВА
С.А.КАНАТОВА
Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
Л.В.ПАЙМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)