Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А., при участии от Центральной акцизной таможни Филоненко А.И. (доверенность от 02.11.2009 N 07-16/24050), от закрытого акционерного общества "Форд Мотор Компани" Лукьяновой Л.Е. (доверенность от 17.12.2009 N 6-233-2009), Кокина И.Е. (доверенность от 17.12.2009 N 6-233-2009), рассмотрев 14.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-93048/2009,
закрытое акционерное общество "Форд Мотор Компани" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, выразившихся в оставлении без удовлетворения и возвращении письмом от 09.10.2009 N 41-10-23/6132 заявления от 16.09.2008 о возврате в форме зачета в счет будущих платежей таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 3 283 000 рублей, обязании таможенного органа произвести зачет уплаченных таможенных сборов в сумме 3 283 000 рублей в счет будущих платежей, а также взыскать проценты в сумме 516 707,72 рубля за нарушение срока возврата таможенных сборов за таможенное оформление (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 12.03.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2010, заявленные ЗАО "Форд Мотор Компании" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не оспаривает факт внесения обществом на счет таможенного органа авансовых платежей и их последующее добровольное расходование в счет уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при временном ввозе многооборотной тары на таможенную территорию Российской Федерации. Однако, по мнению таможенного органа, указанные платежи не являются излишне уплаченными, в связи с чем нет оснований для возврата спорных таможенных платежей и как следствие процентов за нарушение срока их возврата.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 2005 по 2006 год ЗАО "Форд Мотор Компани" осуществляло временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации контейнеров и поддонов, на которых размещались автомобильные компоненты для промышленной сборки.
В указанный период за таможенное оформление временно ввозимых контейнеров и поддонов (многооборотной тары) таможенным органом производилось начисление таможенных сборов, которые были уплачены обществом в сумме 3 283 500 рублей.
Полагая, что указанные платежи являются излишне уплаченными, 16.09.2008 общество обратилось в таможенный орган с заявлением, в котором просило осуществить возврат таможенных сборов в форме зачета в счет уплаты будущих платежей.
Письмом таможенного органа от 09.10.2008 N 41-10-23/6132 заявление было оставлено без удовлетворения и возвращено обществу в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты, - оригинала ТПО 10222040/170106/ВБ-2147652 на сумму 1000 рублей.
Считая действия таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Кроме того, отказ в зачете (возврате) таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей явился основанием для начисления процентов.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче неполной, периодической, временной или полной таможенной декларации (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ТК РФ применению подлежат правила международного договора, если им установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Порядок таможенного оформления временного ввоза регламентирован международной Конвенцией Всемирной Таможенной Организации "О временном ввозе" от 26.06.1990 (далее - Конвенция).
Временный ввоз товаров, перечисленных в Приложениях к Конвенции, разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных сборов и без применения запрещений и ограничений экономического характера на импорт (пункт 2 статьи 2 Конвенции). Согласно статье 2 Приложения В.3 к Конвенции, процедура временного ввоза распространяется, в том числе, на упаковки, контейнеры, поддоны и иной аналогичный товар, ввоз которого сам по себе не является коммерческой операцией. Режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии(пункт 1 статьи 5 Приложения В.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2000 N 599 "О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов" утвержден перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Согласно этому Постановлению полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в отношении товаров, указанных в перечне, срок временного ввоза (вывоза) которых не превышает одного года. В Перечне, в частности, указаны многооборотная тара и упаковка.
С учетом приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что временно ввозимая обществом многооборотная тара не подлежала декларированию, таможенные сборы за таможенное оформление не подлежали уплате.
Поскольку сумма излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за их несвоевременный возврат судами установлена и сторонами не оспаривается, то при таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным удовлетворение требований общества.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А56-93048/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2010 ПО ДЕЛУ N А56-93048/2009
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2010 г. по делу N А56-93048/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А., при участии от Центральной акцизной таможни Филоненко А.И. (доверенность от 02.11.2009 N 07-16/24050), от закрытого акционерного общества "Форд Мотор Компани" Лукьяновой Л.Е. (доверенность от 17.12.2009 N 6-233-2009), Кокина И.Е. (доверенность от 17.12.2009 N 6-233-2009), рассмотрев 14.09.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-93048/2009,
установил:
закрытое акционерное общество "Форд Мотор Компани" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни, выразившихся в оставлении без удовлетворения и возвращении письмом от 09.10.2009 N 41-10-23/6132 заявления от 16.09.2008 о возврате в форме зачета в счет будущих платежей таможенных сборов за таможенное оформление в сумме 3 283 000 рублей, обязании таможенного органа произвести зачет уплаченных таможенных сборов в сумме 3 283 000 рублей в счет будущих платежей, а также взыскать проценты в сумме 516 707,72 рубля за нарушение срока возврата таможенных сборов за таможенное оформление (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 12.03.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.06.2010, заявленные ЗАО "Форд Мотор Компании" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не оспаривает факт внесения обществом на счет таможенного органа авансовых платежей и их последующее добровольное расходование в счет уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при временном ввозе многооборотной тары на таможенную территорию Российской Федерации. Однако, по мнению таможенного органа, указанные платежи не являются излишне уплаченными, в связи с чем нет оснований для возврата спорных таможенных платежей и как следствие процентов за нарушение срока их возврата.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 2005 по 2006 год ЗАО "Форд Мотор Компани" осуществляло временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации контейнеров и поддонов, на которых размещались автомобильные компоненты для промышленной сборки.
В указанный период за таможенное оформление временно ввозимых контейнеров и поддонов (многооборотной тары) таможенным органом производилось начисление таможенных сборов, которые были уплачены обществом в сумме 3 283 500 рублей.
Полагая, что указанные платежи являются излишне уплаченными, 16.09.2008 общество обратилось в таможенный орган с заявлением, в котором просило осуществить возврат таможенных сборов в форме зачета в счет уплаты будущих платежей.
Письмом таможенного органа от 09.10.2008 N 41-10-23/6132 заявление было оставлено без удовлетворения и возвращено обществу в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты, - оригинала ТПО 10222040/170106/ВБ-2147652 на сумму 1000 рублей.
Считая действия таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Кроме того, отказ в зачете (возврате) таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей в счет будущих платежей явился основанием для начисления процентов.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче неполной, периодической, временной или полной таможенной декларации (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ТК РФ применению подлежат правила международного договора, если им установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.
Порядок таможенного оформления временного ввоза регламентирован международной Конвенцией Всемирной Таможенной Организации "О временном ввозе" от 26.06.1990 (далее - Конвенция).
Временный ввоз товаров, перечисленных в Приложениях к Конвенции, разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных сборов и без применения запрещений и ограничений экономического характера на импорт (пункт 2 статьи 2 Конвенции). Согласно статье 2 Приложения В.3 к Конвенции, процедура временного ввоза распространяется, в том числе, на упаковки, контейнеры, поддоны и иной аналогичный товар, ввоз которого сам по себе не является коммерческой операцией. Режим временного ввоза контейнеров, поддонов и упаковок предоставляется без предъявления таможенного документа и установления гарантии(пункт 1 статьи 5 Приложения В.3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2000 N 599 "О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов" утвержден перечень товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Согласно этому Постановлению полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в отношении товаров, указанных в перечне, срок временного ввоза (вывоза) которых не превышает одного года. В Перечне, в частности, указаны многооборотная тара и упаковка.
С учетом приведенных нормативных положений суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что временно ввозимая обществом многооборотная тара не подлежала декларированию, таможенные сборы за таможенное оформление не подлежали уплате.
Поскольку сумма излишне уплаченных таможенных платежей и процентов за их несвоевременный возврат судами установлена и сторонами не оспаривается, то при таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным удовлетворение требований общества.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2010 по делу N А56-93048/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.А.САМСОНОВА
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
Г.Е.БУРМАТОВА
Л.А.САМСОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)