Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТУР-НАВИГАТОР" Новоселовой В.Н. (доверенность от 11.11.2008 б/н), рассмотрев 18.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2008 по делу N А42-1739/2008 (судья Спичак Т.Н.),
общество с ограниченной ответственностью "ТУР-НАВИГАТОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 27.02.2008 об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и решения от 25.03.2008 N 36 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция N 2).
Решением суда от 09.06.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебный акт.
По мнению подателя жалобы, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Инспекция полагает, что Общество обязано было отчитываться с 11.03.2003 по общеустановленной системе налогообложения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Мурманска 04.04.2000, в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано за номером 1025100831073. В качестве налогоплательщика Общество состоит на налоговом учете в Инспекции.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что Общество с 11.03.2003 имеет филиал по адресу: Мурманская область, город Североморск, Приморская площадь, Морвокзал, в связи с чем оно в соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Инспекцией 25.12.2002 на основании заявления Общества от 28.11.2008 направлено уведомление о возможности применения Обществом с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы.
Обществом 01.03.2003 принято решение N 1 о создании в целях увеличения объемов реализации туристических услуг, рекламы и сбора заявок по Скандинавскому и южным направлениям информационного центра в городе Североморск Мурманской области, Приморская площадь, Морвокзал.
Инспекция N 2 по заявлению Общества от 11.03.2003 осуществила постановку на учет юридического лица, образованного по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
Общество 24.10.2003 обратилось в Управление МНС России по Мурманской области за разъяснением о возможности продолжения применения упрощенной системы, начиная с 01.01.2004, которое письмом от 04.11.2003 N 70-26-45/13123 сообщило налогоплательщику о том, что право перехода на упрощенную систему налогообложения не имеют организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
Инспекция N 2 сообщила Обществу о снятии 05.03.2008 с учета по месту нахождения его обособленного подразделения - представительства в городе Североморске. Инспекция 27.02.2008 направила в адрес Общества письмо об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, так как с 11.03.2003 у Общества в городе Североморске зарегистрировано представительство.
25.03.2008 Инспекцией принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика налогов) или налогового агента в банке, мотивированное тем, что Общество в нарушение статьи 23, пункта 3 статьи 289 НК РФ не представило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2007 года по сроку 29.10.2007.
Не согласившись с решением Инспекции от 27.02.2008 об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и решением от 25.03.2008 N 36 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование Общества о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В силу статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, в налоговом законодательстве различаются понятия "филиал" и "обособленное подразделение", однако понятию "филиал" в Кодексе определение не дано.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации иное не предусмотрено, понятие "филиал" следует применять в том значении, в каком оно используется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их лица.
Из приведенных норм права следует, что, если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, перечисленных в статье 55 ГК РФ, то оно таковым и не является.
Как установлено судом первой инстанции, информационный центр в городе Североморске не осуществлял представление интересов Общества и их защиту, занимался только рекламированием услуг Общества и сбором заявок по Скандинавскому и южным направлениям, решением всех вопросов занимался офис в городе Мурманске.
Информационный центр не имел самостоятельного баланса и расчетного счета, не имел доходов. Руководитель обособленного подразделения не назначался. Для работы информационного центра в город Североморск направлялся менеджер из города Мурманска, принятый на работу в городе Мурманске, что подтверждается выписками из приказов об утверждении штатного расписания на 2003 - 2008 годы, заявлением Каплиной С.Е. от 17.03.2003 о приеме на работу, приказом от 01.04.2003 N 08 о приеме Каплиной С.Е. на должность менеджера по туризму с 01.04.2003, распоряжением от 01.03.2003 о создании информационного (консультационного) центра в городе Североморске (л.д. 69 - 80, 83, 95 - 96). Сведения о представительстве в учредительные документы Общества не вносились.
Налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетные периоды 2005 - 2008 года представлены Обществом в Инспекцию своевременно, налог уплачен вовремя и в полном объеме.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что созданное Обществом в городе Мурманске обособленное подразделение отвечает признакам, содержащимся в статье 11 НК РФ. Поскольку обособленное подразделение, созданное Обществом, в соответствии со статьей 11 НК РФ не соответствует определениям филиала и представительства, содержащимся в статье 55 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении обществом упрощенной системы налогообложения и необоснованном начислении налоговым органом налогов по общепринятой системе налогообложения, начислении пени и налоговых санкций за неуплату доначисленных сумм налогов.
Поскольку при принятии судебного акта нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2008 по делу N А42-1739/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2008 ПО ДЕЛУ N А42-1739/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2008 г. по делу N А42-1739/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Ломакина С.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТУР-НАВИГАТОР" Новоселовой В.Н. (доверенность от 11.11.2008 б/н), рассмотрев 18.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2008 по делу N А42-1739/2008 (судья Спичак Т.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТУР-НАВИГАТОР" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 27.02.2008 об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и решения от 25.03.2008 N 36 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция N 2).
Решением суда от 09.06.2008 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебный акт.
По мнению подателя жалобы, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Инспекция полагает, что Общество обязано было отчитываться с 11.03.2003 по общеустановленной системе налогообложения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией города Мурманска 04.04.2000, в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано за номером 1025100831073. В качестве налогоплательщика Общество состоит на налоговом учете в Инспекции.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что Общество с 11.03.2003 имеет филиал по адресу: Мурманская область, город Североморск, Приморская площадь, Морвокзал, в связи с чем оно в соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Инспекцией 25.12.2002 на основании заявления Общества от 28.11.2008 направлено уведомление о возможности применения Обществом с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы.
Обществом 01.03.2003 принято решение N 1 о создании в целях увеличения объемов реализации туристических услуг, рекламы и сбора заявок по Скандинавскому и южным направлениям информационного центра в городе Североморск Мурманской области, Приморская площадь, Морвокзал.
Инспекция N 2 по заявлению Общества от 11.03.2003 осуществила постановку на учет юридического лица, образованного по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации.
Общество 24.10.2003 обратилось в Управление МНС России по Мурманской области за разъяснением о возможности продолжения применения упрощенной системы, начиная с 01.01.2004, которое письмом от 04.11.2003 N 70-26-45/13123 сообщило налогоплательщику о том, что право перехода на упрощенную систему налогообложения не имеют организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
Инспекция N 2 сообщила Обществу о снятии 05.03.2008 с учета по месту нахождения его обособленного подразделения - представительства в городе Североморске. Инспекция 27.02.2008 направила в адрес Общества письмо об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, так как с 11.03.2003 у Общества в городе Североморске зарегистрировано представительство.
25.03.2008 Инспекцией принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика налогов) или налогового агента в банке, мотивированное тем, что Общество в нарушение статьи 23, пункта 3 статьи 289 НК РФ не представило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2007 года по сроку 29.10.2007.
Не согласившись с решением Инспекции от 27.02.2008 об отзыве уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения и решением от 25.03.2008 N 36 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование Общества о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
В силу статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, в налоговом законодательстве различаются понятия "филиал" и "обособленное подразделение", однако понятию "филиал" в Кодексе определение не дано.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации иное не предусмотрено, понятие "филиал" следует применять в том значении, в каком оно используется в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их лица.
Из приведенных норм права следует, что, если обособленное подразделение не содержит признаков филиала или представительства, перечисленных в статье 55 ГК РФ, то оно таковым и не является.
Как установлено судом первой инстанции, информационный центр в городе Североморске не осуществлял представление интересов Общества и их защиту, занимался только рекламированием услуг Общества и сбором заявок по Скандинавскому и южным направлениям, решением всех вопросов занимался офис в городе Мурманске.
Информационный центр не имел самостоятельного баланса и расчетного счета, не имел доходов. Руководитель обособленного подразделения не назначался. Для работы информационного центра в город Североморск направлялся менеджер из города Мурманска, принятый на работу в городе Мурманске, что подтверждается выписками из приказов об утверждении штатного расписания на 2003 - 2008 годы, заявлением Каплиной С.Е. от 17.03.2003 о приеме на работу, приказом от 01.04.2003 N 08 о приеме Каплиной С.Е. на должность менеджера по туризму с 01.04.2003, распоряжением от 01.03.2003 о создании информационного (консультационного) центра в городе Североморске (л.д. 69 - 80, 83, 95 - 96). Сведения о представительстве в учредительные документы Общества не вносились.
Налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетные периоды 2005 - 2008 года представлены Обществом в Инспекцию своевременно, налог уплачен вовремя и в полном объеме.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что созданное Обществом в городе Мурманске обособленное подразделение отвечает признакам, содержащимся в статье 11 НК РФ. Поскольку обособленное подразделение, созданное Обществом, в соответствии со статьей 11 НК РФ не соответствует определениям филиала и представительства, содержащимся в статье 55 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном применении обществом упрощенной системы налогообложения и необоснованном начислении налоговым органом налогов по общепринятой системе налогообложения, начислении пени и налоговых санкций за неуплату доначисленных сумм налогов.
Поскольку при принятии судебного акта нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.06.2008 по делу N А42-1739/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
С.А.ЛОМАКИН
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
С.А.ЛОМАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)