Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-159/2010) ОАО "МУРМАНСКЖИЛСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2009 по делу N А42-8701/2009 (судья Н.И.Драчева), принятое
по заявлению ОАО "МУРМАНСКЖИЛСТРОЙ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Радевич Л.А. (доверенность от 10.03.2009 б/н)
Бабенко Т.А. (доверенность от 19.02.2010 б/н)
от ответчика: Ожерелкова М.В. (доверенность от 12.01.2010 N 01-14-27-12/53)
Открытое акционерное общество "Мурманскжилстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730 в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 448 776 руб. и начисления пени в сумме 45 789 руб.
Решением от 10.11.2009 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представители Общества доводы апелляционной инстанции поддержали, представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган 30.01.2009 направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой земельный налог был рассчитан заявителем в сумме 319 953 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 05.05.2009 N 2708. На акт проверки Обществом представлены налоговому органу возражения от 21.05.2009 и от 28.05.2009.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730. Указанным решением Инспекция доначислила Обществу земельный налог за 2008 год в сумме 448 776 руб. и пени в сумме 45 789 руб.
Решение Инспекции от 25.06.2009 N 8730 обжаловано Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление). Решением Управления от 20.08.2009 N 528 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения и утверждено решение Инспекции об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730.
Не согласившись с законностью решения Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд сделал вывод о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении земельного налога за 2008 год. При этом суд указал, что постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" были утверждены и введены в действие с 01.07.2007 результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области. Указанное Постановление вступило в силу со дня его опубликования 25.11.2006 в газете "Мурманский Вестник" N 226 (пункт 6 Постановления N 447-ПП). Избранный Правительством Мурманской области порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков суд находит надлежащим и позволяющим Обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, руководствуясь, в том числе, Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, и исходя из опубликованных сведений и на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, определить номер кадастрового квартала и, соответственно, рассчитать налог в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 НК РФ, и уплатить земельный налог в установленные сроки. Кроме того, после опубликования вышеупомянутого постановления Общество имело возможность получить в Управлении Роснедвижимости по Мурманской области кадастровые планы земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:2057:16 и 51:20:3202:15 (выписки из государственного земельного кадастра) с учетом их переоценки на 01.01.2007, однако своим правом не воспользовалось и получило кадастровые паспорта только в ходе налоговой проверки, после требования налогового органа о предоставлении паспортов.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 той же статьи Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в пункте 10 которых установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление Правительства РФ N 52), которым установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (пункт 2 Постановления Правительства РФ N 52).
Воспользовавшись сведениями о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:2057:16 и 51:20:3202:15 по состоянию на 01.03.2008, опубликованными на официальной сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости www.kadastr.ru в сети Интернет, Общество исчислило земельный налог и направило 30.01.2009 в налоговый налоговую декларацию за 2008 год. Земельный налог за указанный налоговый период исчислен Обществом в сумме 319 953 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51:20:2057:16 - 33 855 972 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 13 826 174 руб.
При проведении проверки земельный налог, подлежащий уплате Обществом за 2008 год, начислен Инспекцией в сумме 768 729 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51:20:2057:16 - 70 643 993 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 35 590 570 руб.
Учитывая, что в представленных Обществом распечатках с сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости указано, что данный сайт функционирует в экспериментальном режиме, судом апелляционной инстанции у Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области истребованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008.
В ответ на запрос суда Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области в письме от 09.03.2010 N 684/08 указало, что по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка 51:20:2057:16 составляла 70 643 993 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 35 590 570 руб.
В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Пунктом 2 указанной статьи Кодекса установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. При этом налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (пункт 1 статьи 53 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Материалами дела подтверждено, что при исчислении земельного налога за 2008 год Общество исходило из недостоверных данных о размере налоговой базы по спорным земельным участкам, в связи с чем, налоговый орган обоснованно произвел доначисление налога за проверяемый период в сумме 448 776 руб.
Вместе с тем, апелляционная инстанция считает, что основания для начисления пеней за нарушение срока уплаты земельного налога за 2008 год у Инспекции отсутствовали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом пунктом 8 указанной статьи Кодекса установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
В рассматриваемом случае в целях налогообложения Обществом были использованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, размещенные на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 52, пунктом 14 статьи 396 НК РФ.
Учитывая, что неуплата (неполная уплата) Обществом земельного налога обусловлена тем, что на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет по состоянию на 01.03.2008 содержалась недостоверная информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков, оснований для начисления пеней за нарушение срока уплаты земельного налога не имеется.
При таких обстоятельствах решение Инспекции от 25.06.2009 года N 8730 в части начисления пени в сумме 45 789 руб. за неполную уплату земельного налога следует признать недействительным.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" (далее - постановление Правительства Мурманской области N 447-ПП) были утверждены и введены в действие с 01.07.2007 результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области. Указанное Постановление вступило в силу со дня его опубликования 25.11.2006 в газете "Мурманский Вестник" N 226.
Суд первой инстанции посчитал надлежащим избранный Правительством Мурманской области порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков и позволяющим Обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, руководствуясь, в том числе, Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, и исходя из опубликованных сведений и на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, определить номер кадастрового квартала и, соответственно, рассчитать налог в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 НК РФ, и уплатить земельный налог в установленные сроки.
Указанные выводы суда апелляционная инстанция находит необоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства, поскольку для целей налогообложения кадастровая стоимость земельных участков доводится до налогоплательщиков исключительно в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 52.
Более того, судом первой инстанции не учтено, что Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области N 447-ПП, официально не опубликованы.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 ч. 4 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2009 по делу N А42-8701/2009 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 25.06.2009 года N 8730 в части начисления пеней по состоянию на 25.06.2009 в сумме 45 789 руб. 90 коп. за неполную уплату земельного налога.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.
Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2010 ПО ДЕЛУ N А42-8701/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. по делу N А42-8701/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей Н.И.Протас, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О.В.Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-159/2010) ОАО "МУРМАНСКЖИЛСТРОЙ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2009 по делу N А42-8701/2009 (судья Н.И.Драчева), принятое
по заявлению ОАО "МУРМАНСКЖИЛСТРОЙ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Радевич Л.А. (доверенность от 10.03.2009 б/н)
Бабенко Т.А. (доверенность от 19.02.2010 б/н)
от ответчика: Ожерелкова М.В. (доверенность от 12.01.2010 N 01-14-27-12/53)
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманскжилстрой" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, налоговый орган) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730 в части доначисления земельного налога за 2008 год в сумме 448 776 руб. и начисления пени в сумме 45 789 руб.
Решением от 10.11.2009 суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представители Общества доводы апелляционной инстанции поддержали, представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган 30.01.2009 направлена налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой земельный налог был рассчитан заявителем в сумме 319 953 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 05.05.2009 N 2708. На акт проверки Обществом представлены налоговому органу возражения от 21.05.2009 и от 28.05.2009.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730. Указанным решением Инспекция доначислила Обществу земельный налог за 2008 год в сумме 448 776 руб. и пени в сумме 45 789 руб.
Решение Инспекции от 25.06.2009 N 8730 обжаловано Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - Управление). Решением Управления от 20.08.2009 N 528 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения и утверждено решение Инспекции об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2009 года N 8730.
Не согласившись с законностью решения Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд сделал вывод о нарушении Обществом требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при исчислении земельного налога за 2008 год. При этом суд указал, что постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" были утверждены и введены в действие с 01.07.2007 результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области. Указанное Постановление вступило в силу со дня его опубликования 25.11.2006 в газете "Мурманский Вестник" N 226 (пункт 6 Постановления N 447-ПП). Избранный Правительством Мурманской области порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков суд находит надлежащим и позволяющим Обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, руководствуясь, в том числе, Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, и исходя из опубликованных сведений и на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, определить номер кадастрового квартала и, соответственно, рассчитать налог в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 НК РФ, и уплатить земельный налог в установленные сроки. Кроме того, после опубликования вышеупомянутого постановления Общество имело возможность получить в Управлении Роснедвижимости по Мурманской области кадастровые планы земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:2057:16 и 51:20:3202:15 (выписки из государственного земельного кадастра) с учетом их переоценки на 01.01.2007, однако своим правом не воспользовалось и получило кадастровые паспорта только в ходе налоговой проверки, после требования налогового органа о предоставлении паспортов.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 той же статьи Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в пункте 10 которых установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 НК РФ).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - Постановление Правительства РФ N 52), которым установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (пункт 2 Постановления Правительства РФ N 52).
Воспользовавшись сведениями о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 51:20:2057:16 и 51:20:3202:15 по состоянию на 01.03.2008, опубликованными на официальной сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости www.kadastr.ru в сети Интернет, Общество исчислило земельный налог и направило 30.01.2009 в налоговый налоговую декларацию за 2008 год. Земельный налог за указанный налоговый период исчислен Обществом в сумме 319 953 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51:20:2057:16 - 33 855 972 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 13 826 174 руб.
При проведении проверки земельный налог, подлежащий уплате Обществом за 2008 год, начислен Инспекцией в сумме 768 729 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 51:20:2057:16 - 70 643 993 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 35 590 570 руб.
Учитывая, что в представленных Обществом распечатках с сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости указано, что данный сайт функционирует в экспериментальном режиме, судом апелляционной инстанции у Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области истребованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008.
В ответ на запрос суда Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Мурманской области в письме от 09.03.2010 N 684/08 указало, что по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка 51:20:2057:16 составляла 70 643 993 руб., земельного участка 51:20:3202:15 - 35 590 570 руб.
В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Пунктом 2 указанной статьи Кодекса установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. При этом налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (пункт 1 статьи 53 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Материалами дела подтверждено, что при исчислении земельного налога за 2008 год Общество исходило из недостоверных данных о размере налоговой базы по спорным земельным участкам, в связи с чем, налоговый орган обоснованно произвел доначисление налога за проверяемый период в сумме 448 776 руб.
Вместе с тем, апелляционная инстанция считает, что основания для начисления пеней за нарушение срока уплаты земельного налога за 2008 год у Инспекции отсутствовали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом пунктом 8 указанной статьи Кодекса установлено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
В рассматриваемом случае в целях налогообложения Обществом были использованы сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, размещенные на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 52, пунктом 14 статьи 396 НК РФ.
Учитывая, что неуплата (неполная уплата) Обществом земельного налога обусловлена тем, что на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет по состоянию на 01.03.2008 содержалась недостоверная информация о кадастровой стоимости спорных земельных участков, оснований для начисления пеней за нарушение срока уплаты земельного налога не имеется.
При таких обстоятельствах решение Инспекции от 25.06.2009 года N 8730 в части начисления пени в сумме 45 789 руб. за неполную уплату земельного налога следует признать недействительным.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что постановлением Правительства Мурманской области от 23.11.2006 N 447-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Мурманской области" (далее - постановление Правительства Мурманской области N 447-ПП) были утверждены и введены в действие с 01.07.2007 результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области. Указанное Постановление вступило в силу со дня его опубликования 25.11.2006 в газете "Мурманский Вестник" N 226.
Суд первой инстанции посчитал надлежащим избранный Правительством Мурманской области порядок доведения указанной информации до сведения налогоплательщиков и позволяющим Обществу самостоятельно определить налоговую базу в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, руководствуясь, в том числе, Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, и исходя из опубликованных сведений и на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, определить номер кадастрового квартала и, соответственно, рассчитать налог в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 391 НК РФ, и уплатить земельный налог в установленные сроки.
Указанные выводы суда апелляционная инстанция находит необоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства, поскольку для целей налогообложения кадастровая стоимость земельных участков доводится до налогоплательщиков исключительно в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 52.
Более того, судом первой инстанции не учтено, что Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Мурманской области, утвержденные постановлением Правительства Мурманской области N 447-ПП, официально не опубликованы.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 ч. 4 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.11.2009 по делу N А42-8701/2009 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 25.06.2009 года N 8730 в части начисления пеней по состоянию на 25.06.2009 в сумме 45 789 руб. 90 коп. за неполную уплату земельного налога.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
ЗГУРСКАЯ М.Л.
Судьи
ПРОТАС Н.И.
ТРЕТЬЯКОВА Н.О.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)