Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
16 января 2006 г. Дело N А41-К2-20762/05
23 января 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
16 января 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Управление механизации - 63" к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительными решений и требований, при участии в заседании: от истца - Б. - юрисконсульт, дов. от 01.09.2005, от ответчика - Р. - дов. N 05-12015 от 30.12.2005,
Закрытое акционерное общество "Управление механизации - 63" (далее ЗАО "УМ-63") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электросталь Московской области: решения от 23.08.2005 N 2127, требований от 29.08.2005 N 60706 об уплате недоимки и пени, N 2763 об уплате налоговой санкции, решения от 16.09.2005 N 8879.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Ногинский ПОГАТ" указало, что ответчиком при исчислении земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты "2,5" и "2", предусмотренные ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" и Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ соответственно.
Ответчик, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Электросталь Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. Ответчик отзыва на иск не представил.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что ЗАО "УМ-63" 30.06.2005 представило в ИФНС России по Г - Электросталь Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г. в которой с земельного участка площадью 75000 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 9,0321 руб./кв. м, всего в сумме 677408 руб. (л.д. 7 - 12).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки названной декларации заместителем руководителя Инспекции ФНС России по г. Электросталь Московской области принято решение от 23.08.2005 N 2127 о доначислении обществу земельного налога в сумме 1017817 руб., пени в сумме 28452,40 руб., а также о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 142494,80 руб. (л.д. 13 - 19).
На основании решения N 2127 заявителю выставлены требования N 60706 об уплате налога по состоянию на 29.08.2005 и N 2763 от 29.08.2005 об уплате налоговой санкции с предложением уплатить указанные в них суммы в срок до 08.09.2005 (л.д. 21 - 22, 23).
В связи с неисполнением заявителем требований в добровольном порядке, заместителем руководителя инспекции принято решение N 8879 от 16.09.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках (л.д. 20).
Не согласившись с ненормативными актами налогового органа ЗАО "УМ-63" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как усматривается из текста оспариваемого решения, основанием для доначисления обществу земельного налога в сумме 1017817 руб. послужил вывод налогового органа о применении налогоплательщиком при расчете земельного налога за 2005 г. ставок земельного налога с нарушением ст. ст. 7, 8 раздела III Федерального закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и решения совета депутатов г. Электросталь Московской области от 27.01.2005 N 252/42 "Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы за земельные участки на 2005 г.", решения N 298/48 от 30.06.2005, устанавливающих на территории г. Электростали ставку налога на землю за городские земли, находящиеся в пользовании организаций на 2005 г. - в размере 22,603 руб./кв. м.
В судебном заседании установлено, что решением Администрации Ногинского района от 15.04.1993 N 1333 заявителю в бессрочное (постоянное) пользование для производственной базы предоставлен земельный участок площадью 75000 кв. м, о чем выдано Свидетельство (л.д. 24).
В силу ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ЗАО "УМ-63" является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывает и уплачивает земельный налог и подает декларации по земельному налогу в налоговый орган, при этом при исчислении земельного налога в 2005 г. им были применены ставки земельного налога, исчисленные следующим образом:
Согласно таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом "50".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), ст. ст. 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "2".
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент "1,6".
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5". Заявитель применил коэффициент "1,5", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Заявитель применил коэффициент "1,2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентам "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательств РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2005 году с коэффициентом "1,1".
Исходя из вышесказанного, а, также, учитывая п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога в 2005 г. составляет 9,0321 руб./ кв. м.
Судом не принимается довод налогового органа о том, что при расчете земельного налога за 2005 г. заявитель обязан был применить налоговую ставку, установленную решением совета депутатов г. Электросталь Московской области от 27.01.2005 N 252/42 "Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы за земельные участки на 2005 г." - 22,603 руб./кв. м, так как расчет налоговой ставки, подлежащей применению плательщиками земельного налога, рассчитан местным органом власти с учетом не подлежащих применению повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога:
- "2", установленный ст. 15 Федеральной закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
- "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", не подлежащие применению по следующим основаниям.
На момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 ст. 5 НК РФ, в силу которого акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Позднее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 01.01.2000 действие п. 1 ст. 5 части первой НК РФ. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 02.04.1999 и согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 51-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, на момент принятия Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно п. 1 ст. 5 НК РФ. Федеральный закон от 22.02.1999 N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 г. и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Следовательно, ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как ее применение противоречит п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 5 НК РФ. Таким образом, повышающий коэффициент, устанавливаемый ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", при расчете земельного налога истца применяться не может.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Статья 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям поселений, противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Земельный участок площадью 28493 кв. м на территории г. Электросталь предоставлен ОАО "Дебют" для промышленно-производственной застройки, то есть относится к землям промышленности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли поселений, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находите дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли поселений не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Повышающий коэффициент "4" (ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области") не подлежит применению, поскольку Приложение 2 (таблица 2) устанавливает такой коэффициент для курортных зон и зон отдыха.
Согласно абз. 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" основаниями дифференциации являются местоположение и градостроительная ценность. Следовательно, при установлении ставок и их дифференциации должны учитываться нормы, закрепленные в Приложении 2 к Закону. При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон, а дифференциация по местоположению - только для населенных пунктов численностью от 500 тысяч человек.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ИФНС России по г. Электросталь Московской области 23.08.2005 N 2127 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ЗАО "УМ-63", поэтому подлежит признанию недействительными.
Признание незаконным решения налогового органа о доначислении земельного налога, пени и штрафа влечет признание недействительными требований от 29.08.2005 N 60706 об уплате недоимки и пени, N 2763 об уплате налоговой санкции, выставленных на основании этого решения, а также решения от 16.09.2005 N 8879 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, принятого в связи с неисполнение налогоплательщиком таких требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными решение ИФНС РФ по г. Электросталь от 23.08.2005 N 2127 и требования об уплате налога и пени N 60706, налоговых санкций N 2763 от 29.08.2005, а также решения N 8879 от 16.09.2005.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.01.2006, 23.01.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-20762/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 января 2006 г. Дело N А41-К2-20762/05
23 января 2006 г. текст решения изготовлен в полном объеме.
16 января 2006 г. в судебном заседании объявлена резолютивная часть решения.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К., протокол судебного заседания ведет судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ЗАО "Управление механизации - 63" к ИФНС России по г. Электросталь Московской области о признании недействительными решений и требований, при участии в заседании: от истца - Б. - юрисконсульт, дов. от 01.09.2005, от ответчика - Р. - дов. N 05-12015 от 30.12.2005,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Управление механизации - 63" (далее ЗАО "УМ-63") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Электросталь Московской области: решения от 23.08.2005 N 2127, требований от 29.08.2005 N 60706 об уплате недоимки и пени, N 2763 об уплате налоговой санкции, решения от 16.09.2005 N 8879.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Ногинский ПОГАТ" указало, что ответчиком при исчислении земельного налога неправомерно применены повышающие коэффициенты "2,5" и "2", предусмотренные ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" и Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ соответственно.
Ответчик, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Электросталь Московской области, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласен, в их удовлетворении просит отказать. Ответчик отзыва на иск не представил.
Выслушав объяснения сторон, проверив и оценив материалы дела в их взаимной связи, суд установил, что ЗАО "УМ-63" 30.06.2005 представило в ИФНС России по Г - Электросталь Московской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 г. в которой с земельного участка площадью 75000 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 9,0321 руб./кв. м, всего в сумме 677408 руб. (л.д. 7 - 12).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки названной декларации заместителем руководителя Инспекции ФНС России по г. Электросталь Московской области принято решение от 23.08.2005 N 2127 о доначислении обществу земельного налога в сумме 1017817 руб., пени в сумме 28452,40 руб., а также о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 142494,80 руб. (л.д. 13 - 19).
На основании решения N 2127 заявителю выставлены требования N 60706 об уплате налога по состоянию на 29.08.2005 и N 2763 от 29.08.2005 об уплате налоговой санкции с предложением уплатить указанные в них суммы в срок до 08.09.2005 (л.д. 21 - 22, 23).
В связи с неисполнением заявителем требований в добровольном порядке, заместителем руководителя инспекции принято решение N 8879 от 16.09.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках (л.д. 20).
Не согласившись с ненормативными актами налогового органа ЗАО "УМ-63" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как усматривается из текста оспариваемого решения, основанием для доначисления обществу земельного налога в сумме 1017817 руб. послужил вывод налогового органа о применении налогоплательщиком при расчете земельного налога за 2005 г. ставок земельного налога с нарушением ст. ст. 7, 8 раздела III Федерального закона N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и решения совета депутатов г. Электросталь Московской области от 27.01.2005 N 252/42 "Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы за земельные участки на 2005 г.", решения N 298/48 от 30.06.2005, устанавливающих на территории г. Электростали ставку налога на землю за городские земли, находящиеся в пользовании организаций на 2005 г. - в размере 22,603 руб./кв. м.
В судебном заседании установлено, что решением Администрации Ногинского района от 15.04.1993 N 1333 заявителю в бессрочное (постоянное) пользование для производственной базы предоставлен земельный участок площадью 75000 кв. м, о чем выдано Свидетельство (л.д. 24).
В силу ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" ЗАО "УМ-63" является плательщиком земельного налога.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" заявитель ежегодно самостоятельно рассчитывает и уплачивает земельный налог и подает декларации по земельному налогу в налоговый орган, при этом при исчислении земельного налога в 2005 г. им были применены ставки земельного налога, исчисленные следующим образом:
Согласно таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тысяч человек Центрального экономического района составляет 1,8 руб./кв. м.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом "50".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г." в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), ст. ст. 9, 10, ч. 2 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом "2".
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент "1,6".
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом "1,5". Заявитель применил коэффициент "1,5", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
В силу ст. 1 Федерального закона от 18.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 г. сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Заявитель применил коэффициент "1,2", увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентам "2".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательств РФ" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2005 году с коэффициентом "1,1".
Исходя из вышесказанного, а, также, учитывая п. 1 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога в 2005 г. составляет 9,0321 руб./ кв. м.
Судом не принимается довод налогового органа о том, что при расчете земельного налога за 2005 г. заявитель обязан был применить налоговую ставку, установленную решением совета депутатов г. Электросталь Московской области от 27.01.2005 N 252/42 "Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы за земельные участки на 2005 г." - 22,603 руб./кв. м, так как расчет налоговой ставки, подлежащей применению плательщиками земельного налога, рассчитан местным органом власти с учетом не подлежащих применению повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога:
- "2", установленный ст. 15 Федеральной закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
- "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области", не подлежащие применению по следующим основаниям.
На момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 ст. 5 НК РФ, в силу которого акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Позднее Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 01.01.2000 действие п. 1 ст. 5 части первой НК РФ. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 02.04.1999 и согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 51-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, на момент принятия Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно п. 1 ст. 5 НК РФ. Федеральный закон от 22.02.1999 N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 г. и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Следовательно, ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как ее применение противоречит п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 5 НК РФ. Таким образом, повышающий коэффициент, устанавливаемый ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", при расчете земельного налога истца применяться не может.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Статья 2 Закона Московской области N 18/95-ОЗ определяет, что средние ставки земельного налога за земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2 - коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах - к Закону РФ "О плате за землю". За земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области).
Статья 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Применение повышающих коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных (рекреационных) зонах к землям поселений, противоречит нормам налогового и земельного законодательства по следующим основаниям.
Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области отнесена к землям рекреационного назначения, на которые установлен коэффициент средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Земельный участок площадью 28493 кв. м на территории г. Электросталь предоставлен ОАО "Дебют" для промышленно-производственной застройки, то есть относится к землям промышленности.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли поселений, и земли рекреационного назначения, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения, относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находите дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, земли поселений не относятся к землям, имеющим рекреационную ценность, поэтому к ним не может применяться коэффициент увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах.
Повышающий коэффициент "4" (ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области") не подлежит применению, поскольку Приложение 2 (таблица 2) устанавливает такой коэффициент для курортных зон и зон отдыха.
Согласно абз. 2 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" основаниями дифференциации являются местоположение и градостроительная ценность. Следовательно, при установлении ставок и их дифференциации должны учитываться нормы, закрепленные в Приложении 2 к Закону. При этом дифференциация по градостроительной ценности предусмотрена только для курортных зон, а дифференциация по местоположению - только для населенных пунктов численностью от 500 тысяч человек.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ определено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение и совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая положения ст. ст. 71, 201 АПК РФ, согласно которым при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение ИФНС России по г. Электросталь Московской области 23.08.2005 N 2127 не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы ЗАО "УМ-63", поэтому подлежит признанию недействительными.
Признание незаконным решения налогового органа о доначислении земельного налога, пени и штрафа влечет признание недействительными требований от 29.08.2005 N 60706 об уплате недоимки и пени, N 2763 об уплате налоговой санкции, выставленных на основании этого решения, а также решения от 16.09.2005 N 8879 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках, принятого в связи с неисполнение налогоплательщиком таких требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными решение ИФНС РФ по г. Электросталь от 23.08.2005 N 2127 и требования об уплате налога и пени N 60706, налоговых санкций N 2763 от 29.08.2005, а также решения N 8879 от 16.09.2005.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)