Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Мелентьева А.А., доверенность от 22.12.2008,
от заинтересованного лица: Решетниковой С.Г., доверенность от 17.04.2009 N 04-17,
Самарина К.Ю., доверенность от 17.04.2009 N 04-17,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.11.2008,
принятое судьей Новиковым Ю.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009,
принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г.,
по делу N А17-4214/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов
и
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее - Управление, налоговый орган) об отказе в предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество за первый - четвертый кварталы 2008 года и первый квартал 2009 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент) и Финансово-казначейское управление администрации города Иваново (далее - Финансово-казначейское управление).
Решением суда от 26.11.2008 признан незаконным отказ Управления в предоставлении Обществу отсрочки по уплате земельного налога за первый квартал 2008 года в сумме 1 570 997 рублей и налога на имущество организаций за первый квартал 2008 года в сумме 714 593 рублей, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.02.2009 данное решение оставлено без изменения.
Управление частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Налоговый орган считает, что суды неправильно применили статьи 62 и 64 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Обществу обоснованно отказано в предоставлении отсрочки по уплате налогов, поскольку оно не представило доказательств, подтверждающих размер ущерба, причиненного ему в результате пожара. Заявитель также указывает, что на момент рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате налоговых санкций по решению налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от 21.12.2007 N 18-62. Данное обстоятельство, в силу пункта 2 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Финансово-казначейское управление в отзыве возразило против доводов жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность в обжалуемой части решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.04.2008 на территории ОАО "ИЗТС" произошел пожар, признанный чрезвычайной ситуацией техногенного характера и в результате которого Обществу причинен материальный ущерб.
26.05.2008 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество, приложив документы, подтверждающие наличие оснований для такой отсрочки. Одновременно ОАО "ИЗТС" заявило ходатайство о временном приостановлении уплаты налогов (сборов), пеней на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.
Управление отказало в удовлетворении заявления (письмо от 23.07.2008 N 17-30/06937), указав, что Общество не представило полный пакет документов, необходимый для предоставления отсрочки, а именно: не представлены документы, подтверждающие размер ущерба. Заключение Главного управления МЧС России по Ивановской области о сумме нанесенного Обществу ущерба, по мнению налогового органа, таким документом не является.
Посчитав отказ Управления незаконным, ОАО "ИЗТС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь пунктом 7 статьи 3, пунктами 1 и 2 статьи 61, пунктом 1 статьи 62, статьями 63, 64, 100.1 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65 и 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 12.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктами 2.1 и 2.2 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/79@, пунктами 2, 7, 8, подпунктом 25 пункта 15 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что Общество представило все необходимые документы, подтверждающие право на предоставление отсрочки по уплате налога.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены в статье 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 названной статьи отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии определенных в данной статье оснований, в частности, в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 данной статьи. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета (пункт 5 статьи 64 Кодекса).
В целях реализации положений главы 9 Кодекса приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются: документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.
Как следует из материалов дела и установили суды, к заявлению о предоставлении отсрочки Общество приложило заключение ГУ МЧС России по Ивановской области от 19.05.2008 N 1875-3-1-15, согласно которому пожар, происшедший на территории ОАО "ИЗТС" 02.04.2008, признан чрезвычайной ситуацией техногенного характера, имеющей статус региональной; в результате пожара Обществу причинен ущерб в сумме 257 000 000 рублей.
Налоговый орган не оспаривает факт причинения ОАО "ИЗТС" ущерба в результате пожара, однако полагает, что ГУ МЧС России по Ивановской области не является тем органом, который в силу подпункта "б" пункта 2.1 Порядка уполномочен выдавать документы, подтверждающие сумму нанесенного ущерба.
Суды обоснованно отклонили данный довод Управления.
Согласно подпункту "б" пункта 2.1 Порядка на налогоплательщика возлагается обязанность по представлению одновременно с заявлением справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на то органом.
Порядок не раскрывает понятие "уполномоченный на то орган".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (пункт 7 Положения).
В силу пункта 8 Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции, в том числе сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, начальник Главного управления обеспечивает составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром.
Управление, оспаривая право МЧС России устанавливать сумму ущерба, не назвало орган, который, по его мнению, в силу подпункта "б" пункта 2.1 Порядка уполномочен выдавать справки о сумме нанесенного пожаром ущерба. Доказательств, опровергающих размер причиненного Обществу ущерба, Управление не представило.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в рассматриваемом случае также имели место обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 62 Кодекса, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов, несостоятельна.
Согласно пункту 2 статьи 62 Кодекса при наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 Кодекса, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. В частности, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, проводится производство по делу о налоговом правонарушении, то это обстоятельство в силу указанной нормы является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов.
Налоговый орган считает, что наличие у Общества задолженности по уплате налоговых санкций по земельному налогу, предъявленных по решению налогового органа от 21.12.2007 N 18-62, свидетельствует о том, что в отношении налогоплательщика ведется производство по делу о налоговом правонарушении.
Производство по делу о налоговом правонарушении осуществляется в соответствии с порядком, установленном статьями 100.1, 101 и 101.4 Кодекса, и прекращается вынесением решения по результатам налоговой проверки.
Кодекс не содержит норм о том, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества в обжалуемой части.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.11.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А17-4214/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2009 ПО ДЕЛУ N А17-4214/2008
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2009 г. по делу N А17-4214/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Мелентьева А.А., доверенность от 22.12.2008,
от заинтересованного лица: Решетниковой С.Г., доверенность от 17.04.2009 N 04-17,
Самарина К.Ю., доверенность от 17.04.2009 N 04-17,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.11.2008,
принятое судьей Новиковым Ю.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009,
принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Перминовой Г.Г.,
по делу N А17-4214/2008
по заявлению открытого акционерного общества "Ивановский завод тяжелого станкостроения"
о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов
и
установил:
открытое акционерное общество "Ивановский завод тяжелого станкостроения" (далее - ОАО "ИЗТС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее - Управление, налоговый орган) об отказе в предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество за первый - четвертый кварталы 2008 года и первый квартал 2009 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент) и Финансово-казначейское управление администрации города Иваново (далее - Финансово-казначейское управление).
Решением суда от 26.11.2008 признан незаконным отказ Управления в предоставлении Обществу отсрочки по уплате земельного налога за первый квартал 2008 года в сумме 1 570 997 рублей и налога на имущество организаций за первый квартал 2008 года в сумме 714 593 рублей, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.02.2009 данное решение оставлено без изменения.
Управление частично не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Налоговый орган считает, что суды неправильно применили статьи 62 и 64 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, Обществу обоснованно отказано в предоставлении отсрочки по уплате налогов, поскольку оно не представило доказательств, подтверждающих размер ущерба, причиненного ему в результате пожара. Заявитель также указывает, что на момент рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки за налогоплательщиком числилась задолженность по уплате налоговых санкций по решению налогового органа о привлечении к налоговой ответственности от 21.12.2007 N 18-62. Данное обстоятельство, в силу пункта 2 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов.
Подробно позиция Управления изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Финансово-казначейское управление в отзыве возразило против доводов жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
Департамент отзыв на кассационную жалобу не представил; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность в обжалуемой части решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.04.2008 на территории ОАО "ИЗТС" произошел пожар, признанный чрезвычайной ситуацией техногенного характера и в результате которого Обществу причинен материальный ущерб.
26.05.2008 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество, приложив документы, подтверждающие наличие оснований для такой отсрочки. Одновременно ОАО "ИЗТС" заявило ходатайство о временном приостановлении уплаты налогов (сборов), пеней на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.
Управление отказало в удовлетворении заявления (письмо от 23.07.2008 N 17-30/06937), указав, что Общество не представило полный пакет документов, необходимый для предоставления отсрочки, а именно: не представлены документы, подтверждающие размер ущерба. Заключение Главного управления МЧС России по Ивановской области о сумме нанесенного Обществу ущерба, по мнению налогового органа, таким документом не является.
Посчитав отказ Управления незаконным, ОАО "ИЗТС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Ивановской области, руководствуясь пунктом 7 статьи 3, пунктами 1 и 2 статьи 61, пунктом 1 статьи 62, статьями 63, 64, 100.1 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65 и 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 12.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктами 2.1 и 2.2 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/79@, пунктами 2, 7, 8, подпунктом 25 пункта 15 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу, что Общество представило все необходимые документы, подтверждающие право на предоставление отсрочки по уплате налога.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены в статье 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 1 названной статьи отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии определенных в данной статье оснований, в частности, в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган с приложением документов, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 данной статьи. Копия заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета (пункт 5 статьи 64 Кодекса).
В целях реализации положений главы 9 Кодекса приказом Федеральной налоговой службы от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ утвержден Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 Кодекса, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются: документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.
Как следует из материалов дела и установили суды, к заявлению о предоставлении отсрочки Общество приложило заключение ГУ МЧС России по Ивановской области от 19.05.2008 N 1875-3-1-15, согласно которому пожар, происшедший на территории ОАО "ИЗТС" 02.04.2008, признан чрезвычайной ситуацией техногенного характера, имеющей статус региональной; в результате пожара Обществу причинен ущерб в сумме 257 000 000 рублей.
Налоговый орган не оспаривает факт причинения ОАО "ИЗТС" ущерба в результате пожара, однако полагает, что ГУ МЧС России по Ивановской области не является тем органом, который в силу подпункта "б" пункта 2.1 Порядка уполномочен выдавать документы, подтверждающие сумму нанесенного ущерба.
Суды обоснованно отклонили данный довод Управления.
Согласно подпункту "б" пункта 2.1 Порядка на налогоплательщика возлагается обязанность по представлению одновременно с заявлением справки о сумме нанесенного ущерба, заверенной уполномоченным на то органом.
Порядок не раскрывает понятие "уполномоченный на то орган".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (пункт 7 Положения).
В силу пункта 8 Положения МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет основные функции, в том числе сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, начальник Главного управления обеспечивает составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром.
Управление, оспаривая право МЧС России устанавливать сумму ущерба, не назвало орган, который, по его мнению, в силу подпункта "б" пункта 2.1 Порядка уполномочен выдавать справки о сумме нанесенного пожаром ущерба. Доказательств, опровергающих размер причиненного Обществу ущерба, Управление не представило.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в рассматриваемом случае также имели место обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 62 Кодекса, являющиеся основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов, несостоятельна.
Согласно пункту 2 статьи 62 Кодекса при наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 Кодекса, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. В частности, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, проводится производство по делу о налоговом правонарушении, то это обстоятельство в силу указанной нормы является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки по уплате налогов.
Налоговый орган считает, что наличие у Общества задолженности по уплате налоговых санкций по земельному налогу, предъявленных по решению налогового органа от 21.12.2007 N 18-62, свидетельствует о том, что в отношении налогоплательщика ведется производство по делу о налоговом правонарушении.
Производство по делу о налоговом правонарушении осуществляется в соответствии с порядком, установленном статьями 100.1, 101 и 101.4 Кодекса, и прекращается вынесением решения по результатам налоговой проверки.
Кодекс не содержит норм о том, что принудительное взыскание штрафов является стадией производства по делу о налоговом правонарушении. Наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Общества в обжалуемой части.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.11.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А17-4214/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Т.В.ШУТИКОВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Т.В.ШУТИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)