Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 06.08.2004 ПО ДЕЛУ N А26-5341/04-21

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 6 августа 2004 г. Дело N А26-5341/04-21

Арбитражный суд Республики Карелия
в составе судьи Петрова А.Б.
при участии помощника судьи Богдановой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по Общества с ограниченной ответственностью "Г."
к Инспекции МНС РФ по Пудожскому району
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Г." К. и С. (доверенность в деле),
от Инспекции МНС РФ по Пудожскому району представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:

решением ИМНС РФ по Пудожскому району РК N 38 от 17 марта 2004 года ООО "Г." предложено уплатить сумму доначисленного налога в сумме 26 182 рубля и пени в сумме 656 рублей, также указанным Решением Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату доначисленных сумм налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 5 236 рублей.
В основу Решения положены выводы Инспекции о неправомерном исключении из налогооблагаемой базы стоимости потерь из добытого объема полезного ископаемого, являющихся сверхнормативными и подлежащими налогообложению по общей налоговой ставке 5,5 процента.
Также, основанием для доначисления налога послужили выводы Инспекции о занижении Обществом стоимости единицы полезного ископаемого при реализации на 841,00 рубль, что повлекло занижение выручки за ноябрь 2003 года на сумму 83 851 рубль.
ООО "Г." не согласно с вынесенным решением, полагая его не соответствующим налоговому законодательству по следующим основаниям.
Подпункт 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, дает толкование нормативных потерь полезных ископаемых как фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Упомянутый порядок утвержден Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" N 921 от 29 декабря 2001 года. В п. 2 Правил установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения.
В п. 18 Приказа МНС РФ "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при определении продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая в целях главы 26 НК РФ будет признана полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
Техническим проектом карьера облицовочного камня (габбродиабаз) "Большой массив-2" в районе пос. Стеклянное 8 км Пудожского района в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение блоков, пригодных для производства облицовочных изделий и соответствующих ГОСТ 9479-84 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий". Следовательно, полезным ископаемым должны признаваться именно блоки, а не весь объем добытой горной массы, которая, по мнению налогового органа, должна подлежать налогообложению.
По технологии разработки месторождений блочного камня отходы горнодобывающего производства не содержат полезного ископаемого - блоков горных пород, в связи с чем нормативы содержания полезных ископаемых в отходах горнодобывающего производства для месторождений блочного камня на 2003 года в Министерстве природных ресурсов РФ не утверждались.
Таким образом, по мнению заявителя, указания в техническом проекте продукта разработки, соответствующего ГОСТу, и отсутствие утвержденных Правительством нормативов содержания полезных ископаемых в отходах для месторождений блочного камня на 2003 год позволяет исключить отходы добычи полезного ископаемого из налогооблагаемой базы в полном объеме.
Также, Инспекция установила, что Обществом при реализации добытого полезного ископаемого путем изменения счетов-фактур неправомерно занижен размер выручки от продажи единицы продукции ООО "М." на 841 рубль, (с 5 479 руб. до 4 638,00 руб.), в связи с чем ему доначислил налог на добычу полезных ископаемых.
Общество полагает решение Инспекции в указанной части неправомерным, поскольку в соответствии с пунктом 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки, пока не доказано обратное.
Налоговый орган при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в ограниченном количестве случаев - между взаимозависимыми лицами; по товарообменным операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.
Сделка, совершенная с ООО "М.", и применявшиеся при ее исполнении цены, не подпадают под условия, допускающие проверку Инспекцией правильность применения цен. Налоговым органом не представлено доказательств того, что имеющееся колебание цены не соответствует уровню рыночных цен. В связи с этим, налоговый орган не имел правовых оснований для проведения проверки правильности применения цен и доначислении налога.
Таким образом, Общество, не оспаривая факта установленного занижения выручки, полагает действия Инспекции неправомерными по признаку их недоказанности, безосновательности.
Исходя из изложенного, заявитель просит признать недействительным, как не соответствующим Налоговому кодексу РФ, решение ИМНС РФ по Пудожскому району РК N 38 от 17 марта 2004 года о привлечении ООО "Г." к налоговой ответственности, доначислении налога и пеней; обязать ИМНС РФ по Пудожскому району РК устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Г.".
Инспекция МНС России по Пудожскому району РК в письменном отзыве полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общество полагает, что, по его мнению, в соответствии с техническим проектом карьера ("Горный массив-2") для ООО "Г." полезными ископаемыми являются "блоки, пригодные для производства облицовочных изделий", а не вся добытая горная масса. Остающиеся же при осуществлении добычи отколы горной массы не являются полезными ископаемыми и, соответственно, не могут рассматриваться как их потери.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости, иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Из буквального содержания нормы следует, что вне зависимости от вида реализуемой налогоплательщиком продукции, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является продукция, содержащая в добытом минеральном сырье и соответствующая определенному стандарту качества (ГОСТ, ОСТ, ТУ).
Налогоплательщик определяет количество добытого полезного ископаемого путем маркшейдерских замеров, т.е. прямым методом.
Согласно п. 3 ст. 339 НК РФ, при применении прямого метода определения количестве добытого полезного ископаемого количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, т.е. разницы между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Налогообложение потерь полезных ископаемых, допускаемых при добыче и технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, осуществляется по налоговой ставке "0" процентов только в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 1 ст. 342 НК РФ).
В соответствии с п. 4 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.01 г. N 921, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Факт отсутствия утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых применительно к рассматриваемому случаю не отрицается и заявителем.
Учитывая изложенное, за отсутствием нормативов потерь полезных ископаемых, все количество добытого полезного ископаемого, списываемое с баланса запасов конкретного месторождения, отведенного к добыче ответчику, подлежит налогообложению по установленной налоговой ставке - 5,5% (п. 2 ст. 342 НК РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования по мотивам, изложенным в письменном обращении к суду.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Решением N 38 от 17 марта 2004 года Инспекцией МНС РФ по Пудожскому району РК Обществу "Г." предложено уплатить сумму доначисленного налога в сумме 26 182 рубля и пени в сумме 656 рублей, также указанным Решением Общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату доначисленных сумм налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2003 года в виде штрафа в размере 5 236 рублей.
Поводом для начисления налога и привлечения к налоговой ответственности указаны два обстоятельства: неправомерное исключение объема сверхнормативных потерь из объема добычи полезных ископаемых и неправомерное занижение выручки от реализации добытого камня в результате изменения счетов-фактур.
Общество полагает, что отсутствие утвержденных Правительством нормативов содержания полезных ископаемых в отходах для месторождений блочного камня на 2003 год позволяет исключить отходы добычи полезного ископаемого из налогооблагаемой базы в полном объеме.
Также, не оспаривая факта занижения выручки вследствие изменения счетов-фактур, Общество полагает действия Инспекции неправомерными по признаку их недоказанности.
То есть фактически установленные обстоятельства, установленные камеральной проверкой, Обществом не оспариваются.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, суд признает установленным факт исключения Обществом объема сверхнормативных потерь из объема добычи полезных ископаемых и занижение Обществом выручки от реализации добытого камня в результате изменения счетов-фактур как обстоятельства, установленные камеральной проверкой и положенные в основу оспариваемого решения.
Суд признает доводы Инспекции законными и обоснованными по изложенным основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости, иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Таким образом, вне зависимости от вида реализуемой налогоплательщиком продукции, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является продукция, содержащая в добытом минеральном сырье и соответствующая определенному стандарту качества (ГОСТ, ОСТ, ТУ).
Налогоплательщик определяет количество добытого полезного ископаемого путем маркшейдерских замеров, т.е. прямым методом.
Согласно п. 3 ст. 339 НК РФ, при применении прямого метода определения количестве добытого полезного ископаемого количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, т.е. разницы между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.
Налогообложение потерь полезных ископаемых, допускаемых при добыче и технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, осуществляется по налоговой ставке "0" процентов только в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 1 ст. 342 НК РФ).
В соответствии с п. 4 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.01 г. N 921, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Факт отсутствия утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых применительно к рассматриваемому случаю не отрицается и заявителем.
Учитывая изложенное, за отсутствием нормативов потерь полезных ископаемых, все количество добытого полезного ископаемого, списываемое с баланса запасов конкретного месторождения, отведенного к добыче ответчику, подлежит налогообложению по установленной налоговой ставке - 5,5% (п. 2 ст. 342 НК РФ).
Доводы Инспекции о неправомерном занижении Обществом размера выручки вследствие изменения счетов-фактур суд также признает законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, Обществом выписаны измененные счета-фактуры в адрес ООО "М." по причине уменьшения цен реализации за сентябрь месяц 2003 года без предоставления доказательств изменения цены договора в соответствии и порядке, установленном ст. 424 ГК РФ. Измененные счета-фактуры Общество включило в ведомость по реализации продукции и материальных ценностей, и, тем самым, занизило сумму выручки от реализации добытого полезного ископаемого за ноябрь месяц 2003 года на сумму 83 851 руб.
При этом Обществом не представлено доказательств соблюдения порядка изменения цены в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса, то есть либо в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
Принимая во внимание отсутствие доказательств законного согласованного снижения цены, Инспекция правильно признала занижение неправомерным.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования и, руководствуясь статьями 167-170, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявление оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ.
Судья
А.Б.ПЕТРОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)