Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.07.2008 ПО ДЕЛУ N А40-16272/08-33-48

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2008 г. по делу N А40-16272/08-33-48


Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Ч.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ч.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Ангарская нефтехимическая компания"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в невозврате налогов и пени в размере 10 920 020,97 руб., возврате суммы 10 920 020,97 руб., процентов в размере 1 412 199,17 руб.
при участии:
от заявителя - В. по дов. от 24.12.07 г. N 450/07, Н. по дов. от 24.12.07 г. N 455/07
от ответчика - К. по дов. от 14.09.07 г. N 87
установил:

ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неисполнении заявлений о возврате налогов и пени в сумме 10 920 020,97 руб., возврате указанной суммы, с начисленными процентами в сумме 1 412 199,17 руб.
Заявитель уточнил требования и увеличил сумму процентов, заявитель просит признать незаконным бездействие МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившееся в неисполнении заявления ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" о возврате налога на прибыль и пени в сумме 10 920 020 руб. 97 коп., возвратить как излишне взысканные налог на прибыль в доле федерального бюджета в сумме 2 949 672 руб. и пени в сумме 7 508,55 руб.; в доле бюджета субъектов РФ в сумме 7 941 425 руб. налога и пени в сумме 21 415 руб., всего 10 920 020 руб. 97 коп. с начисленными на данную сумму процентами в размере 1 614 039,77 руб.
Уточнения и изменения исковых требований приняты как заявленные в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
В обосновании заявленных требований Общество (ОАО "АНХК") ссылается на то, что налоги и пени уплачены на основании требования путем проведения зачетов из переплаты. После вынесения решения суда, которым решение Инспекции признано недействительным и вступлении его в законную силу, подано заявление о возврате налогов и пени, которое Инспекцией не исполнено, считает, что имеет право на возврат налога и пени с начисленными процентами в соответствии со ст. 79 НК РФ, т.к. имеет значительную переплату по налогу.
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее ответчик, Инспекция) заявление не признала по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях, считает, что возврат не произведен, т.к. у общества имеется недоимка по другим налогам согласно акту сверки на 01.01.08 г., ссылается на п. 2 ст. 79 НК РФ.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения выездной налоговой проверки за 2005 год решением налогового органа N 52/2309 от 28.12.2006 г. Обществу были доначислены и предложены к уплате Требованием N 674 по состоянию на 29.12.2006 года: налог на прибыль
в доле федерального бюджета в сумме 4 414 211 руб.,
в доле бюджета субъекта РФ в сумме 11 884 416 руб., пени по налогу на прибыль
в доле федерального бюджета в сумме 11 398 руб.,
в доле бюджета субъекта РФ в сумме 31 887 руб., а также соответствующие штрафы.
С целью исключения негативных последствий, связанных с арестом счетов и последующим безакцептным списанием с расчетного счета Общества сумм, предъявленных налоговым органом в требовании, ОАО "АНХК" подготовило письма на зачет имеющейся переплаты вышеназванных налогов и пени в уплату начислений по выездной налоговой проверке 2005 года, а именно:
- сумма налога в доле федерального бюджета в размере 4 414 211 руб. была зачтена по сроку 30.01.2007 года (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1474 от 30.01.2007 года и решение о зачете N 552 от 30.01.2007 года) (л.д. 60, 65 - 66);
- сумма налога в доле бюджета субъекта РФ в размере 11 884 416 руб. была зачтена по сроку 30.01.2007 года (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1475 от 30.01.2007 года и решение о зачете N 553 от 30.01.2007 года (представлено);
- сумма пени налога в доле федерального бюджета в размере 11 398 руб. была зачтена по сроку 30.01.2007 года (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1477 от 30.01.2007 года и решение о зачете N 555 от 30.01.2007 года) (л.д. 59, 61 - 62);
- сумма пени налога на прибыль в доле бюджета субъекта РФ в размере 31 887 руб. была зачтена по сроку 30.01.2007 года (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1478 от 30.01.2007 года и решение о зачете N 556 от 30.01.2007 года) (л.д. 57, 63 - 64).
Таким образом, ОАО "АНХК" исполнило Требование МИ ФНС по КН N 1 за N 674 от уплате налога по состоянию на 29.12.2006 года, вышеуказанные суммы были уплачены ОАО "АНХК" в рамках принудительного исполнения требования налогового органа N 674.
ОАО "АНХК" было подано исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы о признании недействительным решения налогового органа N 52/2309 от 28.12.2006 г. в части. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда по делу N А40-15800/07-128-101 от 09.10.2007 г. (с учетом определения об исправлении опечаток в решении от 23.11.2007 г.) (л.д. 28 - 43) вышеуказанное решение налогового органа было признано недействительным в части доначисления:
налога на прибыль
в доле федерального бюджета в сумме 2 949 672 руб.,
в доле бюджета субъекта РФ в сумме 7 941 425 руб.; пени по налогу на прибыль
в доле федерального бюджета в сумме 7 508,55 руб.,
в доле бюджета субъекта РФ в сумме 21415,42 руб., а также соответствующих штрафов.
21.12.2007 года с соблюдением месячного срока согласно ст. 79 НК РФ письмом N 216/ЛМ-1492 ОАО "АНХК" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных налога и пени на расчетный счет (л.д. 26)
Налоговый орган письмом от 05.02.08 г. N 52-17-11/02695 (л.д. 27) сообщил, что решение о возврате будет принято после получения ответов из УФНС России по Иркутской области.
Налоговый орган до настоящего времени не осуществил возврат сумм по признанному незаконным Решению налогового органа N 52/2309 от 28.12.2006 года, ссылаясь в отзыве на тот факт, что на момент подачи заявления у налогоплательщика имелась непогашенная задолженность по налогам соответствующего вида, а именно: по налогу на добавленную стоимость в сумме 59 887 162 руб., по акцизу в сумме 285 000 000 руб., по штрафу в сумме 9 763 396,28 руб.
Согласно пояснениям, представленным в судебном заседании, ответчик ссылается на то, что согласно Акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. по состоянию расчетов на 01.01.2008 г. у налогоплательщика числилась недоимка, задолженность по пени и штрафам.
НДС: задолженность по штрафам в сумме 3.747 327,86 руб.
Налог на прибыль в доле регионального бюджета: задолженность по штрафам в размере 9 763 396,28 руб., задолженность по пени в сумме 1 521 907,75 руб.
Акциз: недоимка в размере 640 947 руб.
Акциз (акциз на дизельное топливо, производимое на территории РФ): недоимка в сумме 63 009 487,00 руб.
Однако в справке на 01.01.08 г. формы 39-1, выданной налогоплательщику письмом N 52-09-11/01503 от 25.01.08 г. по налогу на прибыль в доле федерального бюджета имеется переплата 152 041 394,13 руб. (л.д. 20), по налогу на прибыль в доле регионального бюджета имеется переплата 361 298 642,61 руб. (л.д. 24).
По состоянию на 01.01.08 г. по НДС указана недоимка 60 000 000 руб. (по налогу) и в сумме 4 991 293 руб. по штрафам; по состоянию на 05.03.08 г. по НДС указана недоимка в сумме 51 334 988 руб. и переплата в сумме 60 000 000 руб. (л.д. 78 - 79), по состоянию на 26.05.08 г. - справка N 4958 недоимка 59 887 162 руб., переплата 60 000 000 руб., недоимка по санкциям 4 632 031 руб.
В актах сверки, составленных Инспекцией указано по состоянию на 01.01.08 г. недоимка по акцизу в сумме 63 009 487 руб., по состоянию на 05.03.08 г. переплата указана в суммах 5 410 428 руб., 93 100 614 руб., 6 817 340 руб., 285 000 000 руб. и недоимка 285 000 000 руб.
По справке на 26.05.08 г., представленной Инспекцией указана по акцизу следующая переплата в сумме 164 958 834 руб., сумма 285 000 000 руб. отражена как недоимка и переплата.
По налогу на прибыль по состоянию на 01.01.08 г. согласно акта совместной сверки по федеральному бюджету по данным инспекции переплата 152 041 394 руб. (л.д. 20), задолженность по штрафам 3 747 327 руб.
По налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ переплата 361 298 642 руб., задолженность по штрафам 9 763 396 руб. (л.д. 24).
Согласно справки N 4958 от 26.05.08 г. по данным инспекции по налогу на прибыль (ФБ) переплата в сумме 132 034 662 руб. по налогу и переплата по пени 1 452 376 руб., задолженность по санкциям 3 699 871 руб., по прибыли (бюджет субъекта РФ) переплата по налогу в размере 306 681 861 руб., по пени 1311 036 руб., недоимка по санкциям 9 635 631 руб.
Кроме того, как следует из акта совместной сверки по состоянию на 01.01.08 г. и справки N 4958 от 26.05.08 г. у Общества имеется значительная переплата по федеральному бюджету по ЕСН.
Таким образом, суд считает, что по состоянию на 01.01.08 г., так и по состоянию на 26.05.08 г. у Общества имеется значительная переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ в несколько раз превосходящая недоимку по штрафам по данным налогам, а также по другим налогам. При этом судом принимаются во внимание данные налогового органа.
Инспекцией не объяснено оснований возникновения недоимок, однако данное обстоятельство значение не имеет, т.к. судом учитываются данные Инспекции, исходя из этих данных, у Общества имеется значительная сумма переплаты.
Налоговый орган ссылается на отдельные статьи НК РФ, не учитывая всех положений НК РФ (ст. ст. 78, 79 НК РФ).
В связи с тем, что зачеты произведены Инспекцией по заявлениям Общества в связи с выставленным ему требованием об уплате налога, пени то они являются излишне взысканными.
Решением суда установлена неправомерность доначисления налога и пени в спорных суммах.
Решение суда от 09.10.07 г. по делу N А40-15800/07-128-101 Инспекцией не обжаловалось и вступило в законную силу.
В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства установленные судом не доказываются вновь.
В связи с чем, Общество имеет право на возврат налога и пени в заявленных суммах на основании поданного им заявления.
Как установлено судом, Общество имеет значительную переплату, в несколько раз превышающую сумму недоимки указанной Инспекцией в акте сверки.
Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Таким образом, Инспекция вправе была произвести зачет и возвратить излишне взысканный налог на прибыль из суммы, указанной в качестве переплаты, которая значительно превышает заявленную к возврату сумму излишне взысканного налога и пени.
В связи с изложенным, у Инспекции отсутствовали правовые основания для невозврата налога.
Неисполнение по сегодняшний день обязанности налогового органа по возврату денежных средств расценивается как безосновательное и незаконное бездействие.
В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В данном случае, днем взыскания считается дата проведения зачета переплаты по налогу в качестве уплаты начислений по Решению налогового органа N 52/2309 от 28.12.2006 года, а именно:
сумма налога на прибыль в доле федерального бюджета в размере 2 949 672 руб., составляет часть общей суммы налога в размере 4 414 211 руб. и была зачтена по сроку 30.01.2007 года (см. извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1474 от 30.01.2007 года и решении о зачете N 552 от 30.01.2007 года)
сумма налога на прибыль в доле регионального бюджета в размере 7 941 425 руб., составляет часть общей суммы налога в размере 11 884 416 руб. и была зачтена по сроку 30.01.2007 года (см. извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1475 от 30.01.2007 года и решении о зачете N 553 от 30.01.2007 года)
- сумма пени налога на прибыль в доле федерального бюджета в размере 7 508,55 руб., составляет часть общей суммы пени налога в размере 11 398 руб. и была зачтена по сроку 30.01.2007 года (см. извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1477 от 30.01.2007 года и решении о зачете N 555 от 30.01.2007 года)
- сумма пени налога на прибыль в доле регионального бюджета в размере 21 415,42 руб., составляет часть общей суммы пени налога в размере 31 887 руб. и была зачтена по сроку 30.01.2007 года (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете N 1478 от 30.01.2007 года и решении о зачете N 556 от 30.01.2007 года).
Поскольку все зачеты по суммам были проведены одновременно, проценты по п. 5 ст. 79 НК РФ исчислены на общую сумму невозвращенных средств, а именно на сумму 10 920 020,97 руб. (2 949 672 + 7 941 425 + 7 508,55 + 21 415,42).
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, налоговый орган обязан возвратить требуемую сумму 10 920 020,97 руб. с начислением процентов начиная с 01.02.07 г. - дня, следующего за днем взыскания 30.01.07 г. по день фактического возврата. На 08.07.08 г. сумма процентов составляет 1 614 039,77 руб.

Налоги + пеня Период начисления
процентов
Коли-
чество
дней
Ставка
ЦБ РФ
Сумма
процентов
10 920 020,97 01.02.200718.06.2007137 10,5% 436 345,84
19.06.200703.02.2008229 10,0% 694 634,67
04.02.200828.04.200884 10,25% 261 170,50
29.04.200809.06.200841 10,50% 130 585,25
10.06.200808.07.200828 10,75% 91 303,51
519 1 614 039,77

Расчет судом проверен и является правильным.
Расходы по госпошлине подлежат взысканию с Инспекции в соответствии со ст. 110 АПК РФ и главой 25-3 НК РФ.
На основании изложенного, ст. 79, ст. ст. 137 - 138 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 69, 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
решил:

признать незаконным бездействие МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившееся в неисполнении заявления ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" о возврате налога на прибыль и пени в сумме 10 920 020 руб. 97 коп. как не соответствующее ст. ст. 79 НК РФ.
Обязать Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" из соответствующего бюджета излишне взысканный налог на прибыль в доле федерального бюджета в сумме 2 949 672 руб. и пени в сумме 7 508,55 руб.; в доле бюджета субъектов РФ в сумме 7 941 425 руб. налога и пени в сумме 21 415 руб., всего 10 920 020 руб. 97 коп. с начисленными на данную сумму процентами в размере 1 614 039 руб. 77 коп.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" расходы по госпошлине в суммах 2 000 руб., 66 100,01 руб., 7 061,09 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок после принятия решения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)