Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2010 ПО ДЕЛУ N А35-13091/2009

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. по делу N А35-13091/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.,
судей - Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Курской области от 24.06.2010 по делу N А35-13091/2009 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области о признании частично незаконным решения N 05-41/2 от 01.06.2009,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Калитвинцевой Н.Н., главного специалиста-эксперта по доверенности N 08-18/005246 от 26.04.2010,
от налогоплательщика: представители не явились, надлежаще извещен,
от третьего лица:
ИФНС России по г. Курску: представители не явились, надлежаще извещена,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" (далее - ООО "Курскоблнефтепродукт", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области (далее - УФНС России по Курской области, Управление, налоговый орган) о признании незаконным решения N 05-41/2 от 01.06.2009 в части требований об уплате недоимки по акцизу на автомобильный бензин в размере 2 275 055 руб., по акцизу на дизельное топливо в размере 471 456 руб., пеней по акцизу на автомобильный бензин в размере 1 088 518 руб., пеней по акцизу на дизельное топливо в размере 203 647 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.06.2010 в удовлетворении заявленных требований ООО "Курскоблнефтепродукт" отказано.
Общество, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и о принятии нового судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что неосновательное применение вычетов по акцизам явилось следствием действий Общества и бездействия налогового органа. ИФНС России по г. Курску имела возможность проверить обоснованность применения ООО "Курскоблнефтепродукт" налоговых вычетов при проведении камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2005 года, а также в ходе проведенной выездной проверки, однако, по результатам указанных проверок оснований для отказа в предоставлении Обществу налоговых вычетов Инспекцией установлено не было, в результате чего Обществом упущена возможность восстановления своих имущественных притязаний за счет недобросовестного контрагента.
Представители налогоплательщика и третьего лица в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Управления, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
ООО "Курскоблнефтепродукт" зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску.
На основании решения исполняющего обязанности руководителя УФНС России по Курской области Шовгенова Л.П. "О проведении повторной выездной налоговой проверки" N 13-22/5 от 01.07.2008 (с учетом изменений, внесенных решением "О внесении изменений и дополнений в решение о проведении повторной выездной налоговой проверки" N 13-22/6 от 14.07.2008) была проведена повторная выездная налоговая проверка ООО "Курскоблнефтепродукт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и обязательных платежей, в том числе акцизов за период с 01.04.2005 по 31.12.2006.
По результатам повторной выездной налоговой проверки налоговым органом была установлена неполная уплата ООО "Курскоблнефтепродукт" акцизов на нефтепродукты за сентябрь 2005 года в сумме 2 746 511 руб., в том числе - акциза на бензин в сумме 2 275 055 руб., акциза на дизельное топливо в сумме 471 456 руб., что отражено в Акте повторной выездной налоговой проверки N 05-40/1 от 21.04.2009.
Рассмотрение акта выездной проверки, возражений к акту выездной проверки и иных материалов налоговой проверки осуществлено в отсутствие неявившихся представителей ООО "Курскоблнефтепродукт", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
По результатам рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки УФНС России по Курской области было принято решение N 05-41/2 от 01.06.2009 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ООО "Курскоблнефтепродукт" было доначислено и предложено уплатить 2 275 055 руб. акциза на автомобильный бензин, 471 456 руб. акциза на дизельное топливо, 1 088 518 руб. пени по акцизу на автомобильный бензин, 203 647 руб. пени по акцизу на дизельное топливо.
Решением Федеральной налоговой службы России N 9-2-08/00331@ от 03.12.2009 в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика на решение УФНС России по Курской области "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" N 05-41/2 от 01.06.2009 было отказано, решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением УФНС России по Курской области N 05-41/2 от 01.06.2009 в оспариваемой части, Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ООО "Курскоблнефтепродукт" является налогоплательщиком акцизов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признается, в том числе, получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство. Для целей настоящей главы получением нефтепродуктов признаются: приобретение нефтепродуктов в собственность; оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов); оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 199 НК РФ при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке: сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается. Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в соответствии с порядком, установленным статьей 202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 1 статьи 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Пунктом 8 статьи 200 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 НК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Реестр счетов-фактур, выставленных продавцами нефтепродуктов, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утверждены применительно к спорному периоду Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38.
В ходе проведения повторной выездной налоговой проверки Управлением установлено, что в подтверждение вычетов по акцизам по реализации нефтепродуктов в адрес ООО "Редьярд", ООО "Курскоблнефтепродукт" были представлены следующие документы: договор N 0504 0785-КП от 27.04.2005, заключенный между ООО "Редьярд" и ООО "Курскоблнефтепродукт", на основании которого производилась отгрузка нефтепродуктов, а также приложения и дополнения к данному договору; копия свидетельства на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов серии 36 N 001307977, выданное ООО "Редьярд" УФНС России по Воронежской области 12.12.2004 на срок до 14.12.2005; реестры счетов-фактур б/н по ООО "Редьярд" на реализованные в мае - июне 2005 года нефтепродукты в количестве 2653, 1 тонн, зарегистрированные в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа 24.06.2005 под номером 1 и 22.07.2005 под номером 2, акциз по которым ООО "Курскоблнефтепродукт" в июле 2005 года предъявил к вычету на 7 888 282 руб.; реестр счетов-фактур б/н по ООО "Редьярд" на реализованные в июле 2005 года нефтепродукты в количестве 4096, 1 тонн, зарегистрированные в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа 24.08.2005 под номером 3, акциз по которым ООО "Курскоблнефтепродукт" в августе 2005 года предъявил к вычету на 10 840 355 руб.; реестр счетов-фактур б/н по ООО "Редьярд" на реализованные в августе 2005 года нефтепродукты в количестве 1239, 4 тонн, с отметкой не соответствующего образца, акциз по которым ООО "Курскоблнефтепродукт" в сентябре 2005 года предъявил к вычету на 2 746 511 руб.; товарные накладные и счета-фактуры, оформленные ООО "Курскоблнефтепродукт" на реализованные в адрес ООО "Редьярд" нефтепродукты, соответствующие счетам-фактурам, включенным в реестры счетов-фактур, доверенности ООО "Редьярд" на получение нефтепродуктов, квитанции о приеме груза; оборотно-сальдовые ведомости по балансовым счетам 62 "Расчеты с покупателями", 90 "Продажи", карточка счета 62 "Расчеты с покупателями" по ООО "Редьярд".
На основании представленных документов ООО "Курскоблнефтепродукт" в налоговых декларациях по акцизам на нефтепродукты предъявило к вычету акцизы на нефтепродукты, реализованные ООО "Редьярд" в количестве 7988, 6 тонны, на общую сумму 21 475 148 руб., в том числе за июль 2005 года - 7 888 282 руб., за август 2005 года - 10 840 355 руб., за сентябрь 2005 года - 2 746 511 руб.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля Управлением установлено, что контрагент заявителя - ООО "Редьярд" - было зарегистрировано в МИФНС России по Воронежской области по крупнейшим налогоплательщикам по адресу: Воронежская область, Новоперховский район, п. Елань-Каленовский, и состояло на налоговом учете с 26.11.2004 в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа.
ООО "Редьярд" имело свидетельство на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов серии 36 N 001307977, выданное 12.12.2004 на срок до 14.12.2005, однако, с 01.08.2005 действие указанного свидетельства было приостановлено Управлением ФНС России по Воронежской области, а впоследствии аннулировано с 01.10.2005 по причине неисполнения ООО "Редьярд" положений налогового законодательства в части уплаты акцизов на нефтепродукты (статья 179.1 НК РФ в редакции, действовавшей в 2005 году). Задолженность ООО "Редьярд" перед бюджетом за май, июнь, июль 2005 года составила 22 535 849 руб., в том числе задолженность, образовавшаяся в результате приобретения нефтепродуктов у ООО "Курскоблнефтепродукт", в сумме 18 728 637 руб. Данная сумма задолженности соответствует сумме акциза, предъявленного к вычету ООО "Курскоблнефтепродукт" согласно представленным ООО "Редьярд" реестрам счетов-фактур по отгруженным нефтепродуктам в мае, июне, июле 2005 года
ООО "Редьярд" в августе 2005 года также не исчислило акциз с объема приобретенных у ООО "Курскоблнефтепродукт" нефтепродуктов, вместе с тем, ООО "Курскоблнефтепродукт" был предъявлен к вычету в сентябре 2005 года акциз в сумме 2 746 511 руб., на основании документов, не соответствующих требованиям статьи 200 НК РФ, поскольку на момент предъявления вычета действие свидетельства ООО "Редьярд" было приостановлено УФНС России по Воронежской области, следовательно ООО "Редьярд" являлось покупателем, не имеющим свидетельства.
Кроме того, в ходе проведения мероприятий налогового контроля УФНС России по Курской области установлено, что реестр счетов-фактур по отгруженным в августе 2005 года нефтепродуктам, который являлся основанием для получения ООО "Курскоблнефтепродукт" вычета по акцизу за сентябрь 2005 года в сумме 2 746 511 руб., составлен с нарушением утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 "Порядка проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами", действовавшего в спорный период (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1, 5, 6 вышеуказанного Порядка, отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Проставление отметки осуществляется должностными лицами налоговых органов посредством проставления штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации, регистрационного номера, удостоверяемого личной подписью должностного лица налогового органа. Регистрационный номер, проставляемый на реестре счетов-фактур, формируется на основе порядкового номера, указываемого в журнале регистрации реестров счетов-фактур за текущий год. По окончании года нумерация возобновляется.
Налоговые органы ведут журнал регистрации реестров счетов-фактур по установленной форме, приведенной в приложении N 2 к указанному Порядку.
Образец отметки налогового органа, в который представлена декларация покупателя (получателя) нефтепродуктов, проставляемой на реестрах счетов-фактур, установлен в приложении N 3 к Порядку, согласно которому в поле 1 штампа указывается наименование и код налогового органа, осуществившего регистрацию реестров счетов-фактур, состоящий из 4-х цифр согласно значениям классификатора СОНО; в поле 2 указываются слова "МНС России"; в поле 3 проставляются отметки о регистрации документа в налоговом органе.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что представленный ООО "Курскоблнефтепродукт" реестр счетов-фактур содержит штамп неустановленного образца, на оттиске которого отражено "ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, отдел камеральных проверок N 1, 23 сентября 2005 года", без указания идентификационного номера Инспекции, без отметки "Зарегистрировано" и без регистрационного номера, подтверждающего факт регистрации реестра в журнале регистрации реестров счетов-фактур ИФНС России по Советскому району г. Воронежа.
Данный факт подтверждается также письмами УФНС России по Воронежской области от 20.08.2007 N 16-15/12497@, от 04.03.2009 N 13-1-29/03016, полученными на запросы УФНС России по Курской области от 10.08.2007 N 20-26/010672, от 24.07.2008 N 20-23/009998@, от 20.02.2009 N 13-22/002336@.
Помимо этого, в ходе проведения мероприятий налогового контроля УФНС России по Курской области установлено, что ООО "Редьярд" снялось с налогового учета в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа и было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Правобережному району г. Липецка по адресу: г. Липецк, ул. Интернациональная, д. 21; в соответствии с решением о государственной регистрации N 3545-05/11 от 16.11.2005 ООО "Редьярд" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме слияния с ООО "Сфера". 23 декабря 2005 года регистрирующим органом была осуществлена государственная регистрация прекращения деятельности ООО "Сфера" в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В ходе проведения повторной выездной налоговой проверки также установлено, что в соответствии с пунктом 4.2 договора поставки нефтепродуктов N 0504 0785-КП от 27.04.2005, заключенного между ООО "Курскоблнефтепродукт" и ООО "Редьярд", порядок и сроки оплаты товара определяются в Приложениях к настоящему договору; в соответствии с Приложением N 7 от 01.08.2005 к указанному договору, порядок оплаты установлен сторонами как безналичный расчет, векселями Сбербанка РФ.
Между ООО "Курскоблнефтепродукт" (Залогодержатель) и ООО "Редьярд" (Залогодатель) был заключен договор залога векселей N 238-ПР от 31.08.2005, согласно которому, в соответствии с договором поставки нефтепродуктов N 0504 0785-КП от 27.04.2005 и Приложения N 7 от 01.08.2005 к указанному договору, Залогодержатель обязался передать в собственность Залогодателя нефтепродукты, а Залогодатель обязуется принять эти нефтепродукты и оплатить за них цену, определенную в соответствии с п. 1.3 "Основного договора". В обеспечение своих обязательств по основному договору Залогодатель передает Залогодержателю в залог находящиеся в собственности Залогодателя векселя: ВМ N 0232025 СБ РФ номинальной стоимостью 100 000 руб., дата составления 24.08.2005, оплата по предъявлению; ВМ N 0319025 СБ РФ номинальной стоимостью 200 000 руб., дата составления 26.08.2005, оплата по предъявлению. Указанные векселя переданы на основании акта приема-передачи векселей от 31.08.2005.
В ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции в адрес ИФНС России по Советскому району г. Воронежа был направлен запрос N 07-21/5153 от 05.04.2010 о предоставлении письменных пояснений, с приложением документальных доказательств, по следующим вопросам: имелся ли в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа штамп, отметка которого проставлена на реестре счетов-фактур 23 сентября 2005 года; являлось ли лицо, фамилия, которого указана на штампе, по состоянию на 23.09.2005 сотрудником ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, если да, то в какой должности состояло; входило ли в должностные обязанности данного сотрудника налогового органа проставление штампов на представленном реестре от 23.09.2005; являлся ли штамп, проставленный на реестре счетов-фактур 23 сентября 2005 года, действительным по состоянию на 23.09.2005 и в настоящее время; в случае если действие штампа прекращено, предоставить сведения о дате прекращения действия; имелись ли ранее обращения в ИФНС России по Советскому району г. Воронежа в связи с проставлением на реестрах счетов-фактур ООО "Редьярд" штампов неустановленного образца.
Согласно ответу ИФНС России по Советскому району г. Воронежа, штамп, оттиск которого проставлен на п. 2 и 3 реестра счетов-фактур от 23.09.2005, в Инспекции отсутствует. Гончарова Н.Н., фамилия которой указана в штампе, по состоянию на 23.09.2005 и по дату направления ответа на запрос (12.04.2010), является начальником отдела камеральных проверок N 1, однако в ее должностные обязанности не входит проставление штампов на представленном реестре счетов-фактур.
Согласно подпункту 3 пункт 1 статьи 182 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорном периоде, отнесение лиц, осуществляющих оптовую и (или) розничную реализацию нефтепродуктов, к плательщикам акцизов по нефтепродуктам, было поставлено в зависимость от наличия у них свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.02.2003 N БГ-3-03/52.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 НК РФ и пунктом 20 Порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, налоговые органы приостанавливают действие свидетельства в случаях: невыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов; непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем-покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 201 НК РФ.
В случае приостановления действия свидетельства налоговый орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется. Организация или индивидуальный предприниматель, имеющий свидетельство, обязан уведомить (в письменной форме) налоговый орган, выдавший свидетельство, об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства.
Налоговый орган, выдавший свидетельство, принимает решение о возобновлении его действия (приложение N 8) и сообщает об этом в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю, имеющему свидетельство, в течение трех рабочих дней после проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, и принятия решения о возобновлении действия свидетельства.
Срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается. Действие свидетельства считается возобновленным с даты принятия решения.
Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание установленные Управлением в ходе повторной выездной проверки и нашедшие документальное подтверждение в материалах дела обстоятельства, а именно: действие свидетельства ООО "Редьярд" на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов серии 36 N 001307977 было приостановлено УФНС России по Воронежской области с 01.08.2005, а с 01.10.2005 аннулировано, следовательно, ООО "Редьярд", приобретая в августе 2005 года у ООО "Курскоблнефтепродукт" нефтепродукты в количестве 1239,4 тонн не являлось плательщиком акцизов с нефтепродуктов; реестр счетов-фактур б/н по ООО "Редьярд" на реализованные в августе 2005 года нефтепродукты в количестве 1239, 4 тонн, содержит штамп неустановленного образца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Курскоблнефтепродукт" при предъявлении налогового вычета по акцизам на нефтепродукты, отгруженным в адрес ООО "Редьярд" в количестве 1239,4 тонны за сентябрь 2005 года в сумме 2 746 511 руб., не были соблюдены условия, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право на получение налогового вычета по акцизам.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на презумпцию добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики и на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". По мнению апеллянта, факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком налоговой выгоды, при этом Общество полагает, что налоговым органом не доказано, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента. В связи с этим, по мнению Общества, полученную им налоговую выгоду в виде вычетов по акцизам нельзя признать необоснованной.
Приведенные доводы апелляционной жалобы заявлялись ООО "Курскоблнефтепродукт" в суде первой инстанции, были рассмотрены судом и правомерно отклонены исходя из следующего.
Налоговое законодательство, действовавшее в спорный период, связывало право на применение налогового вычета по акцизам с наличием определенных условий, несоблюдение которых, в том числе по вине контрагента налогоплательщика, влекло отказ налогоплательщику акциза в предоставлении налогового вычета по акцизу.
Положения налогового законодательства, в том числе нормы статей 200, 201 НК РФ, предусматривали специальную процедуру применения вычета по акцизу; необходимыми условиями получения вычетов по акцизам, в частности, являлось наличие у контрагента налогоплательщика действующего свидетельства, а также предоставление реестра счетов-фактур установленного образца, прошедшего процедуру проверки и регистрации налоговым органом. Следовательно, несоблюдение указанных условий в период действия указанных норм влечет отказ в подтверждении права на применение налогового вычета по акцизу по нефтепродуктам. В случае фактического получения таких вычетов налогоплательщиком с нарушением требований законодательства о налогах и сборах, полученные вычеты следует оценивать как полученные неосновательно (в отсутствие предусмотренных законом оснований).
Материалами дела установлено и Обществом не оспаривается, что спорный вычет по акцизу был получен ООО "Курскоблнефтепродукт" в отсутствие предусмотренных законом оснований, в связи с чем Управление, осуществившее повторную налоговую проверку, в целях возвращения в бюджет суммы неосновательно предоставленного налогового вычета по акцизам, обоснованно доначислило и предложило налогоплательщику уплатить недоимку по акцизам и соответствующие ей суммы пени. При этом судом правомерно отмечено, что законодательство о налогах и сборах не ставит возможность доначисления недоимок по налогам, сборам, акцизам и пени за просрочку их уплаты в зависимость от наличия или отсутствия вины налогоплательщика или наличия или отсутствия его умысла на необоснованное получение вычетов.
Налогоплательщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность на свой риск не был лишен возможности проверить наличие у ООО "Редьярд" действующего свидетельства на право совершения операций с нефтепродуктами, а также юридическую действительность представленных контрагентом документов. Указанная информация, связанная с порядком исчисления и уплаты акцизов и имеющая непосредственное отношение к правам и обязанностям налогоплательщика, могла быть им получена от налоговых органов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации N 512-О от 03.07.2007.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что в налоговых периодах, предшествующих спорному, ООО "Курскоблнефтепродукт" предоставляло в ИФНС России по г. Курску реестры счетов-фактур с отметками ИФНС России по Советскому району г. Воронежа установленного образца, форма и порядок заполнения которых соответствовали действующему законодательству, что свидетельствует о реальной возможности Общества, действуя с необходимой степенью осторожности и предусмотрительности, при последующем получении от контрагента реестра счетов-фактур за сентябрь 2005 года с отметкой штампа налогового органа, отличающейся от отметок, имеющихся на реестрах счетов-фактур, полученных в предыдущих налоговых периодах, в том числе за май, июнь, июль 2005 года, самостоятельно выявить имеющиеся несоответствия в оформлении документов.
Вместе с тем, надлежащих действий по проверке представленных ООО "Редьярд" документов, при наличии очевидных несоответствий ранее представленным документам, ООО "Курскоблнефтепродукт" не предприняло, что свидетельствует о недостаточной осмотрительности и предосторожности Общества при предъявлении суммы акцизов в декларации за сентябрь 2005 года. Положения о форме отметок налогового органа на реестре счетов-фактур должны были быть Обществу известны.
При указанных обстоятельствах, приведенные доводы ООО "Курскоблнефтепродукт" со ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 подлежат отклонению.
Довод Общества о том, что неосновательное предоставление вычетов по акцизам явилось результатом неправомерных действий налогового органа (ИФНС России по г. Курску), не выявившего нарушение в ходе камеральной налоговой проверки декларации ООО "Курскоблнефтепродукт" по акцизам за сентябрь 2005 года, проводившейся в 2005 году, и в ходе первичной выездной налоговой проверки ООО "Курскоблнефтепродукт", также заявлялся Обществом в суде первой инстанции, был оценен надлежащим образом и правомерно отклонен судом, поскольку неосновательное получение вычетов по акцизам явилось результатом, в том числе, собственных действий заявителя, неосновательно заявившего суммы акцизов к вычетам, при этом, как указывалось ранее, обязанность по уплате налога и пеней законодательством о налогах и сборах не ставится в зависимость от вины налогоплательщика и действий третьих лиц.
Судом первой инстанции правомерно отмечено то обстоятельство, что оценка действий должностных лиц ИФНС России по г. Курску, проводивших камеральную налоговую проверку декларации по акцизам за сентябрь 2005 года и выездную налоговую проверку не являются предметом заявленных требований по настоящему делу.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Курской области от 24.06.2010 по делу N А35-13091/2009 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" - без удовлетворения.
Учитывая результат рассмотрения спора, оснований для возврата государственной пошлины в размере 1000 руб., уплаченной ООО "Курскоблнефтепродукт" при обращении в апелляционный суд, не имеется.
Излишне уплаченная Обществом по платежному поручению N 3797 от 26.07.2010 государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 156, 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 24.06.2010 по делу N А35-13091/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Курскоблнефтепродукт" государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 3797 от 26.07.2010 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
М.Б.ОСИПОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)