Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы Сосновского В.Л. (доверенность от 14.01.2004 N 02-21/199), Тарасова Н.Н. (доверенность от 06.02.2004 N 907),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы на решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - войсковая часть) штрафа в сумме 8950 рублей на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 16 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда об отсутствии вины налогового агента в совершении налогового правонарушения, так как представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов установлено законодательством о налогах и сборах. При этом никаких исключений для органов Министерства внутренних дел Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований налогового органа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 595 от 29.01.2004, N 708 от 28.01.2004). Войсковая часть своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 11 февраля 2004 года.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе и правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.1999 по 31.08.2002, в результате которой установлено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и несвоевременное представление налоговому органу справок о доходах физических лиц - формы 2-НДФЛ, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2001 год, всего на 179 человек, что отражено в акте выездной налоговой проверки N 07-43/9 от 29.01.2003.
Решением налоговой инспекции N 07-44/10 от 26.02.2003 войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 9500 рублей.
Требованием об уплате налогов и налоговых санкций N 07-40/1-10 по состоянию на 26.02.2003 войсковой части предписано уплатить сумму штрафа в срок до 08.03.2003.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в совершенном правонарушении отсутствует вина, поскольку основанием непредставления войсковой частью справок о доходах физических лиц явилось указание Главного командования Внутренних войск МВД России о непредставлении налоговым агентом указанных сведений до устранения противоречий между Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебное решение, принятое по настоящему делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Статьей 20 Федерального закона от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц (пункт 1) и не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) (пункт 5).
Указанная обязанность налогового агента предусмотрена также пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Неисполнение налоговым агентом указанной обязанности влечет применение мер ответственности, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговый агент - войсковая часть - не исполнил лежащую на нем обязанность по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - форм отчетности по налогу на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ), ссылаясь на то, что в соответствии с указаниями Главного командования Внутренних войск МВД РФ, изложенными в телеграмме N 4/24-34/9 от 23.04.2002, сведения о доходах военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала силовых структур не должны представляться в налоговый орган по причине противоречия статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации Закону Российской Федерации "О государственной тайне".
Согласно пункту 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является в том числе и выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Главное командование Внутренних войск МВД РФ и их должностные лица не относятся к государственным органам и должностным лицам, управомоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Обязанность налоговых агентов по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не может быть отменена или изменена указаниями вышестоящих по отношению к налоговому агенту органов.
Указанные разъяснения вышестоящего органа, изложенные в телеграмме N 4/24-34/9, по своему характеру являются предложением войсковой части о информировании налоговых органов о невозможности представления сведений о доходах военнослужащих и не являются приказом, обязательным для исполнения. Кроме того, указания даны войсковой части вышестоящим органом 23.04.2002, то есть после истечения установленного законом срока представления налоговому органу сведений о доходах физических лиц за 2001 год, и не находятся в причинно-следственной связи с фактом совершения ею налогового правонарушения.
Сведения о доходах физических лиц не включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", и процедура засекречивания, установленная статьями 9 и 11 Закона, к ним не применялась.
Следовательно, войсковая часть была обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год по форме 2-НДФЛ в предусмотренный законом срок.
Поскольку установленная законом обязанность не исполнена войсковой частью, она правомерно привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 отменить.
Принять новое решение. Требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы удовлетворить. Взыскать с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации штрафные санкции в сумме 8950 рублей в соответствующие бюджеты.
Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.
от 11 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы Сосновского В.Л. (доверенность от 14.01.2004 N 02-21/199), Тарасова Н.Н. (доверенность от 06.02.2004 N 907),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы на решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - войсковая часть) штрафа в сумме 8950 рублей на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 16 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда об отсутствии вины налогового агента в совершении налогового правонарушения, так как представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов установлено законодательством о налогах и сборах. При этом никаких исключений для органов Министерства внутренних дел Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований налогового органа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 595 от 29.01.2004, N 708 от 28.01.2004). Войсковая часть своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 11 февраля 2004 года.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе и правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.1999 по 31.08.2002, в результате которой установлено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и несвоевременное представление налоговому органу справок о доходах физических лиц - формы 2-НДФЛ, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2001 год, всего на 179 человек, что отражено в акте выездной налоговой проверки N 07-43/9 от 29.01.2003.
Решением налоговой инспекции N 07-44/10 от 26.02.2003 войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 9500 рублей.
Требованием об уплате налогов и налоговых санкций N 07-40/1-10 по состоянию на 26.02.2003 войсковой части предписано уплатить сумму штрафа в срок до 08.03.2003.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в совершенном правонарушении отсутствует вина, поскольку основанием непредставления войсковой частью справок о доходах физических лиц явилось указание Главного командования Внутренних войск МВД России о непредставлении налоговым агентом указанных сведений до устранения противоречий между Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебное решение, принятое по настоящему делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Статьей 20 Федерального закона от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц (пункт 1) и не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) (пункт 5).
Указанная обязанность налогового агента предусмотрена также пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Неисполнение налоговым агентом указанной обязанности влечет применение мер ответственности, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговый агент - войсковая часть - не исполнил лежащую на нем обязанность по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - форм отчетности по налогу на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ), ссылаясь на то, что в соответствии с указаниями Главного командования Внутренних войск МВД РФ, изложенными в телеграмме N 4/24-34/9 от 23.04.2002, сведения о доходах военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала силовых структур не должны представляться в налоговый орган по причине противоречия статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации Закону Российской Федерации "О государственной тайне".
Согласно пункту 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является в том числе и выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Главное командование Внутренних войск МВД РФ и их должностные лица не относятся к государственным органам и должностным лицам, управомоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Обязанность налоговых агентов по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не может быть отменена или изменена указаниями вышестоящих по отношению к налоговому агенту органов.
Указанные разъяснения вышестоящего органа, изложенные в телеграмме N 4/24-34/9, по своему характеру являются предложением войсковой части о информировании налоговых органов о невозможности представления сведений о доходах военнослужащих и не являются приказом, обязательным для исполнения. Кроме того, указания даны войсковой части вышестоящим органом 23.04.2002, то есть после истечения установленного законом срока представления налоговому органу сведений о доходах физических лиц за 2001 год, и не находятся в причинно-следственной связи с фактом совершения ею налогового правонарушения.
Сведения о доходах физических лиц не включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", и процедура засекречивания, установленная статьями 9 и 11 Закона, к ним не применялась.
Следовательно, войсковая часть была обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год по форме 2-НДФЛ в предусмотренный законом срок.
Поскольку установленная законом обязанность не исполнена войсковой частью, она правомерно привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 отменить.
Принять новое решение. Требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы удовлетворить. Взыскать с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации штрафные санкции в сумме 8950 рублей в соответствующие бюджеты.
Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2004 N А78-3029/03-С2-8/165-Ф02-189/04-С1
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 февраля 2004 г.
Дело N А78-3029/03-С2-8/165-Ф02-189/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы Сосновского В.Л. (доверенность от 14.01.2004 N 02-21/199), Тарасова Н.Н. (доверенность от 06.02.2004 N 907),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы на решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - войсковая часть) штрафа в сумме 8950 рублей на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 16 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда об отсутствии вины налогового агента в совершении налогового правонарушения, так как представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов установлено законодательством о налогах и сборах. При этом никаких исключений для органов Министерства внутренних дел Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований налогового органа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 595 от 29.01.2004, N 708 от 28.01.2004). Войсковая часть своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 11 февраля 2004 года.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе и правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.1999 по 31.08.2002, в результате которой установлено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и несвоевременное представление налоговому органу справок о доходах физических лиц - формы 2-НДФЛ, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2001 год, всего на 179 человек, что отражено в акте выездной налоговой проверки N 07-43/9 от 29.01.2003.
Решением налоговой инспекции N 07-44/10 от 26.02.2003 войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 9500 рублей.
Требованием об уплате налогов и налоговых санкций N 07-40/1-10 по состоянию на 26.02.2003 войсковой части предписано уплатить сумму штрафа в срок до 08.03.2003.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в совершенном правонарушении отсутствует вина, поскольку основанием непредставления войсковой частью справок о доходах физических лиц явилось указание Главного командования Внутренних войск МВД России о непредставлении налоговым агентом указанных сведений до устранения противоречий между Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебное решение, принятое по настоящему делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Статьей 20 Федерального закона от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц (пункт 1) и не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) (пункт 5).
Указанная обязанность налогового агента предусмотрена также пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Неисполнение налоговым агентом указанной обязанности влечет применение мер ответственности, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговый агент - войсковая часть - не исполнил лежащую на нем обязанность по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - форм отчетности по налогу на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ), ссылаясь на то, что в соответствии с указаниями Главного командования Внутренних войск МВД РФ, изложенными в телеграмме N 4/24-34/9 от 23.04.2002, сведения о доходах военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала силовых структур не должны представляться в налоговый орган по причине противоречия статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации Закону Российской Федерации "О государственной тайне".
Согласно пункту 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является в том числе и выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Главное командование Внутренних войск МВД РФ и их должностные лица не относятся к государственным органам и должностным лицам, управомоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Обязанность налоговых агентов по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не может быть отменена или изменена указаниями вышестоящих по отношению к налоговому агенту органов.
Указанные разъяснения вышестоящего органа, изложенные в телеграмме N 4/24-34/9, по своему характеру являются предложением войсковой части о информировании налоговых органов о невозможности представления сведений о доходах военнослужащих и не являются приказом, обязательным для исполнения. Кроме того, указания даны войсковой части вышестоящим органом 23.04.2002, то есть после истечения установленного законом срока представления налоговому органу сведений о доходах физических лиц за 2001 год, и не находятся в причинно-следственной связи с фактом совершения ею налогового правонарушения.
Сведения о доходах физических лиц не включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", и процедура засекречивания, установленная статьями 9 и 11 Закона, к ним не применялась.
Следовательно, войсковая часть была обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год по форме 2-НДФЛ в предусмотренный законом срок.
Поскольку установленная законом обязанность не исполнена войсковой частью, она правомерно привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 отменить.
Принять новое решение. Требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы удовлетворить. Взыскать с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации штрафные санкции в сумме 8950 рублей в соответствующие бюджеты.
Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 февраля 2004 г.
Дело N А78-3029/03-С2-8/165-Ф02-189/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы Сосновского В.Л. (доверенность от 14.01.2004 N 02-21/199), Тарасова Н.Н. (доверенность от 06.02.2004 N 907),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы на решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - войсковая часть) штрафа в сумме 8950 рублей на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 16 сентября 2003 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда об отсутствии вины налогового агента в совершении налогового правонарушения, так как представление сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов установлено законодательством о налогах и сборах. При этом никаких исключений для органов Министерства внутренних дел Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований налогового органа.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 595 от 29.01.2004, N 708 от 28.01.2004). Войсковая часть своих представителей на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 30 минут 11 февраля 2004 года.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка войсковой части по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе и правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.1999 по 31.08.2002, в результате которой установлено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц (подоходного налога) и несвоевременное представление налоговому органу справок о доходах физических лиц - формы 2-НДФЛ, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2001 год, всего на 179 человек, что отражено в акте выездной налоговой проверки N 07-43/9 от 29.01.2003.
Решением налоговой инспекции N 07-44/10 от 26.02.2003 войсковая часть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 9500 рублей.
Требованием об уплате налогов и налоговых санкций N 07-40/1-10 по состоянию на 26.02.2003 войсковой части предписано уплатить сумму штрафа в срок до 08.03.2003.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в совершенном правонарушении отсутствует вина, поскольку основанием непредставления войсковой частью справок о доходах физических лиц явилось указание Главного командования Внутренних войск МВД России о непредставлении налоговым агентом указанных сведений до устранения противоречий между Законом Российской Федерации "О государственной тайне" и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебное решение, принятое по настоящему делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Статьей 20 Федерального закона от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц (пункт 1) и не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы (службы, учебы) (пункт 5).
Указанная обязанность налогового агента предусмотрена также пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Неисполнение налоговым агентом указанной обязанности влечет применение мер ответственности, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, налоговый агент - войсковая часть - не исполнил лежащую на нем обязанность по представлению налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - форм отчетности по налогу на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛ), ссылаясь на то, что в соответствии с указаниями Главного командования Внутренних войск МВД РФ, изложенными в телеграмме N 4/24-34/9 от 23.04.2002, сведения о доходах военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала силовых структур не должны представляться в налоговый орган по причине противоречия статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации Закону Российской Федерации "О государственной тайне".
Согласно пункту 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является в том числе и выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
Главное командование Внутренних войск МВД РФ и их должностные лица не относятся к государственным органам и должностным лицам, управомоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Обязанность налоговых агентов по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и не может быть отменена или изменена указаниями вышестоящих по отношению к налоговому агенту органов.
Указанные разъяснения вышестоящего органа, изложенные в телеграмме N 4/24-34/9, по своему характеру являются предложением войсковой части о информировании налоговых органов о невозможности представления сведений о доходах военнослужащих и не являются приказом, обязательным для исполнения. Кроме того, указания даны войсковой части вышестоящим органом 23.04.2002, то есть после истечения установленного законом срока представления налоговому органу сведений о доходах физических лиц за 2001 год, и не находятся в причинно-следственной связи с фактом совершения ею налогового правонарушения.
Сведения о доходах физических лиц не включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", и процедура засекречивания, установленная статьями 9 и 11 Закона, к ним не применялась.
Следовательно, войсковая часть была обязана представить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год по форме 2-НДФЛ в предусмотренный законом срок.
Поскольку установленная законом обязанность не исполнена войсковой частью, она правомерно привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 сентября 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-3029/03-С2-8/165 отменить.
Принять новое решение. Требование Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Черновскому административному району города Читы удовлетворить. Взыскать с войсковой части N 3543 Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации штрафные санкции в сумме 8950 рублей в соответствующие бюджеты.
Арбитражному суду Читинской области выдать исполнительный лист.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)