Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 января 2005 г. Дело N 10АП-1417/04-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2004 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - И., М.Л.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - К., дов. от 29.06.04 N 50-04/943, от ответчика - Г., дов. от 17.11.04 N 04/471, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ МНС РФ N 13 на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. по делу N А41-К2-13490/04, принятое судьей Д., по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области к ИМНС РФ г. Химки Московской области о признании недействительным требования,
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным требования ИМНС РФ по г. Химки Московской области N 2057 по состоянию на 21.06.2004 в части уплаты налога на имущество за 1 квартал 2004 г. в размере 4554377 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
МРИ МНС РФ N 13 по Московской области считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене на основании несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы представитель МРИ МНС РФ N 13 по Московской области указал, что согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
МРИ МНС РФ N 13 по Московской области считает, что имущество Пенсионного фонда РФ не относится к имуществу, указанному в приведенном перечне и, следовательно, освобожденному от налогообложения.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, в Законе РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" было прямое указание об исключении из налогооблагаемой базы имущества Пенсионного фонда РФ. Однако с 1 января 2004 г. исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляется в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ, в которой Пенсионный фонд исключен из числа лиц, имеющих льготу по уплате налога на имущество, в связи с чем в данный момент в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, исключающие Пенсионный фонд РФ из числа плательщиков налога на имущество.
На основании изложенного МРИ МНС РФ N 13 по Московской области просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Истец, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москва и Московской области (далее - УПФР N 5), в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений истец указал, что согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности, Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Таким образом, по мнению УПФР N 5, имущество Пенсионного фонда РФ может использоваться только для нужд социального обеспечения.
Согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Следовательно, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы имеют право на льготу по уплате налога на имущество.
Выслушав объяснения УПФР N 5, МРИ МНС РФ N 13 по Московской области, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области представило в ИМНС РФ по г. Химки налоговую декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2004 г., где к уплате по налогу на имущество исчислило сумму 4554377 руб.
Вместе с тем налог не был уплачен, что послужило основанием для направления налоговым органом требования N 2057 об уплате налога по состоянию на 21 июня 2004 г. (л. д. 11).
Апелляционный суд считает, что указанное требование в части уплаты налога на имущество правомерно признано недействительным судом первой инстанции.
С 1 января 2004 г. исчисление и уплата налога на имущество регулируются главой 30 Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций".
В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Глава 30 НК РФ не содержит понятия объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1).
Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, предусмотренного ст. 39 Конституции РФ. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 12 июля 2002 г. N 73п утверждено Положение о Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области (л. д. 73 - 76), в соответствии с п. 9 которого Управление не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том числе: сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование, продавать и иными способами отчуждать имущество.
Апелляционный суд считает обоснованным довод УПФР N 5 о том, что, учитывая, что пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и "О трудовых пенсиях в РФ", его имущество может использоваться только для нужд социального обеспечения.
В этой связи доводы налогового органа о том, что имущество Пенсионного фонда не относится к имуществу, освобожденному от налогообложения налогом на имущество, являются необоснованными.
Возложение на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы обязанности по уплате налога на имущество является неправомерным, поскольку это противоречит действующему налоговому законодательству и может привести к нарушению конституционных прав граждан на государственную пенсию, установленных ст. 39 Конституции РФ.
То обстоятельство, что Пенсионный фонд с 1 января 2004 г. не поименован в числе организаций, имеющих право на освобождение от уплаты налога на имущество, не исключает возможность применения им льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ МНС РФ N 13 Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.01.2005 N 10АП-1417/04-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-13490/04
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 11 января 2005 г. Дело N 10АП-1417/04-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2004 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - И., М.Л.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Р.В., при участии в заседании: от истца (заявителя) - К., дов. от 29.06.04 N 50-04/943, от ответчика - Г., дов. от 17.11.04 N 04/471, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ МНС РФ N 13 на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. по делу N А41-К2-13490/04, принятое судьей Д., по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области к ИМНС РФ г. Химки Московской области о признании недействительным требования,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным требования ИМНС РФ по г. Химки Московской области N 2057 по состоянию на 21.06.2004 в части уплаты налога на имущество за 1 квартал 2004 г. в размере 4554377 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
МРИ МНС РФ N 13 по Московской области считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене на основании несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы представитель МРИ МНС РФ N 13 по Московской области указал, что согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
МРИ МНС РФ N 13 по Московской области считает, что имущество Пенсионного фонда РФ не относится к имуществу, указанному в приведенном перечне и, следовательно, освобожденному от налогообложения.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, в Законе РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" было прямое указание об исключении из налогооблагаемой базы имущества Пенсионного фонда РФ. Однако с 1 января 2004 г. исчисление и уплата налога на имущество организаций осуществляется в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ, в которой Пенсионный фонд исключен из числа лиц, имеющих льготу по уплате налога на имущество, в связи с чем в данный момент в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, исключающие Пенсионный фонд РФ из числа плательщиков налога на имущество.
На основании изложенного МРИ МНС РФ N 13 по Московской области просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Истец, Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москва и Московской области (далее - УПФР N 5), в судебное заседание явился, с апелляционной жалобой не согласен, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений истец указал, что согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности, Пенсионный фонд РФ наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права граждан на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Таким образом, по мнению УПФР N 5, имущество Пенсионного фонда РФ может использоваться только для нужд социального обеспечения.
Согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Следовательно, Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы имеют право на льготу по уплате налога на имущество.
Выслушав объяснения УПФР N 5, МРИ МНС РФ N 13 по Московской области, проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области представило в ИМНС РФ по г. Химки налоговую декларацию по налогу на имущество за 1 квартал 2004 г., где к уплате по налогу на имущество исчислило сумму 4554377 руб.
Вместе с тем налог не был уплачен, что послужило основанием для направления налоговым органом требования N 2057 об уплате налога по состоянию на 21 июня 2004 г. (л. д. 11).
Апелляционный суд считает, что указанное требование в части уплаты налога на имущество правомерно признано недействительным судом первой инстанции.
С 1 января 2004 г. исчисление и уплата налога на имущество регулируются главой 30 Налогового кодекса РФ "Налог на имущество организаций".
В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Глава 30 НК РФ не содержит понятия объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ N 2122-1 от 27.12.91, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1).
Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, предусмотренного ст. 39 Конституции РФ. Имущество Пенсионного фонда является федеральной собственностью и принадлежит фонду на праве оперативного управления.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 12 июля 2002 г. N 73п утверждено Положение о Государственном учреждении - Главном управлении Пенсионного фонда РФ N 5 по г. Москве и Московской области (л. д. 73 - 76), в соответствии с п. 9 которого Управление не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В том числе: сдавать в аренду, отдавать в залог, передавать во временное пользование, продавать и иными способами отчуждать имущество.
Апелляционный суд считает обоснованным довод УПФР N 5 о том, что, учитывая, что пенсионное обеспечение является частью социального обеспечения, а Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральными законами "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и "О трудовых пенсиях в РФ", его имущество может использоваться только для нужд социального обеспечения.
В этой связи доводы налогового органа о том, что имущество Пенсионного фонда не относится к имуществу, освобожденному от налогообложения налогом на имущество, являются необоснованными.
Возложение на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы обязанности по уплате налога на имущество является неправомерным, поскольку это противоречит действующему налоговому законодательству и может привести к нарушению конституционных прав граждан на государственную пенсию, установленных ст. 39 Конституции РФ.
То обстоятельство, что Пенсионный фонд с 1 января 2004 г. не поименован в числе организаций, имеющих право на освобождение от уплаты налога на имущество, не исключает возможность применения им льготы, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269, п. 1, ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2004 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИ МНС РФ N 13 Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)