Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.08.2004 N А56-31980/03

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 11 августа 2004 года Дело N А56-31980/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная бункерная компания" Рощановского А.Н. (доверенность от 10.08.04) и Инспекции по Кировскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Кирсановой Н.Б. (доверенность от 10.08.04 N 19-51/29135), рассмотрев 11.08.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение от 26.01.04 (Бурматова Г.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 12.04.04 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31980/03,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная бункерная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением
- - о признании недействительным ненормативного акта Инспекции по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 25.07.03 N 20/21730;
- - о признании незаконными действий налоговой инспекции по начислению обществу пени за период с 01.01.02 по 28.07.02 на сумму недоимки по налогу на прибыль, образовавшуюся за первое полугодие 2002 года вследствие внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ, в следующих суммах: в федеральный бюджет - 24635 руб. 55 коп., в территориальный бюджет - 59382 руб. 27 коп.;
- - о признании незаконными действий налоговой инспекции по взысканию в федеральный бюджет 24635 руб. 55 коп. пеней, начисленных на сумму недоимки по налогу на прибыль, путем зачета из сумм, подлежащих возмещению обществу из федерального бюджета за июль 2002 года;
- - об обязании Инспекции по Кировскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам принять решение о возврате обществу из федерального бюджета излишне взысканной путем зачета суммы пени по налогу на прибыль, начисленной за период с 01.01.02 по 28.07.02, в размере 24635 руб. 55 коп.
Решением суда от 26.01.04 заявленные обществом требования частично удовлетворены. Суд признал незаконными:
- - отказ налоговой инспекции в возврате сумм пени, перерасчета пени, выраженный в письме от 25.07.03 N 20/21730 в части непроведения перерасчета сумм пени по налогу на прибыль за период с 01.01.02 по 28.07.02;
- - действий налоговой инспекции по начислению обществу пени по налогу на прибыль за первое полугодие 2002 года за период с 01.01.02 по 28.07.02 в сумме 24635 руб. 55 коп. по федеральному бюджету, 59382 руб. 27 коп. по территориальному бюджету и по проведению зачета суммы 24635 руб. 55 коп. при возвращении налога на добавленную стоимость за июль 2002 года.
В удовлетворении требования о возврате 24635 руб. 55 коп. из федерального бюджета отказано. С общества в доход федерального бюджета также взыскана 1000 руб. государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.04.04 решение суда отменено в части отказа удовлетворить требование об обязании Инспекции по Кировскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам принять решение о возврате обществу из федерального бюджета 24635 руб. 55 коп. и взыскания с заявителя 1000 руб. государственной пошлины. Суд обязал Инспекцию по Кировскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам принять решение о возврате обществу из федерального бюджета излишне уплаченной суммы - 24635 руб. 55 коп., зачтенной налоговым органом как задолженность по пеням по налогу на прибыль, начисленной в федеральный бюджет за период с 01.01.02 по 28.07.02 при возмещении налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 года.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 81 и 287 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции по Кировскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Инспекция по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет продажу и поставку топлива и горюче-смазочных материалов, подпадающие под таможенный режим "перемещение припасов", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.01 N 524 "Об установлении таможенного режима перемещение припасов". Решением от 20.11.03 N 2930 налоговая инспекция признала право общества на возмещение из бюджета 3197490 руб. за июль 2002 года. Налоговым органом 20.08.02 зачтено обществу в федеральный бюджет в счет недоимки по налогу на прибыль - 1131538 руб.; в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость в части деятельности, облагаемой по ставке 20 процентов, - 145796 руб.; в счет пени по налогу на добавленную стоимость по ставке 20 процентов - 778 руб. 52 коп.; в счет пени по налогу на прибыль 33510 руб. 90 коп. После проведения данного зачета к возврату из федерального бюджета за июль 2002 года по расчетам налоговой инспекции подлежало 1885866 руб. 58 коп. Указанная сумма поступила на расчетный счет общества 03.02.03.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 170 и пункту 23 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ) сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая обществом и уплачиваемая им поставщикам товаров (работ, услуг) при реализации топлива и горюче-смазочных материалов, относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) и включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ) припасы, вывезенные с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
Кроме того, в силу пункта 1 части 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ) ранее учитываемая в составе расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, сумма налога на добавленную стоимость принимается к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость. Вместе с тем сумма, принимаемая для исчисления налога на прибыль организаций, подлежит увеличению на сумму налога на добавленную стоимость, ранее принимающегося к вычету по налогу на прибыль организаций (статьи 247 и 274 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ перечисленные изменения в порядке исчисления и уплаты налогов распространяются на отношения, возникшие с 01.01.02.
В связи с изменениями налогового законодательства обществом 30.07.03 в налоговую инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по авансовым платежам по налогу на прибыль организаций за период с 01.01.02 по 30.06.02. В результате произведенного перерасчета у общества возникла обязанность доплатить 1674818 руб. налога на прибыль за первое полугодие 2002 года. На указанную сумму недоимки по налогу на прибыль налоговым органом начислены пени в размере 33510 руб. 90 коп. в федеральный бюджет и 231324 руб. 90 коп. в территориальный бюджет.
Кассационная инстанция считает законными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности действий налоговой инспекции по начислению обществу пени за период с 01.01.02 по 28.07.02 на сумму недоимки по налогу на прибыль, образовавшуюся за первое полугодие 2002 года вследствие внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ.
Сроки и порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога в виде авансовых платежей определены статьей 287 главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по итогам отчетного периода по налогу на прибыль уплачиваются в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, то есть за второй квартал 2002 года указанные платежи подлежат уплате не позднее 28.07.02.
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов изложены в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации, одним из которых является уплата пеней.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату налога на прибыль организаций следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога, исчисленной согласно статье 286 Налогового кодекса Российской Федерации как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия считает, что основания для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода в связи с принятием Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ не имеется. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов, принятых по настоящему делу, отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.01.04 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.04 по делу N А56-31980/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Василеостровскому району Санкт-Петербурга Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.

Судьи
БЛИНОВА Л.В.
ХОХЛОВ Д.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)