Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.01.2010 N Ф09-10692/09-С3 ПО ДЕЛУ N А07-12894/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2010 г. N Ф09-10692/09-С3


Дело N А07-12894/2009
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Первухина В.М., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2009 по делу N А07-12894/2009.
В судебном заседании приняли участие представители:
- индивидуального предпринимателя Деркача А.В. (далее - предприниматель, налогоплательщик) - Губайдуллина Д.Д. (доверенность от 12.08.2009 N 1733);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 36 по Республике Башкортостан (далее - межрайонная инспекция, налоговый орган, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) - Аминов Р.Х. (доверенность от 10.02.2009).
Представители инспекции, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о взыскании (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) процентов в сумме 961 393 руб. 81 коп. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
Решением суда от 26.08.2009 (судья Чаплиц М.А.) требования предпринимателя удовлетворены. Взысканы с инспекции в пользу предпринимателя проценты за несвоевременный возврат налога в сумме 961 393 руб. 81 коп.
В кассационной жалобе инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на то, что у налогового органа не имелось оснований для принятия решения о возврате излишне уплаченного налога, так как наличие переплаты не подтверждено, в связи с чем начисление процентов должно производиться не с момента истечения срока возмещения налога, а с момента вступления в силу решения суда, которым подтверждена правомерность требований налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Как следует из материалов дела, предприниматель 25.05.2007 обратился в инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в сумме 6 419 663 руб. 50 коп. Инспекцией письмом от 02.07.2007 N 004-09/24144 в возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес отказано.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным изложенный в письме от 02.07.2007 N 004-09/24144 отказ инспекции вернуть излишне уплаченный налог на игорный бизнес за период с января 2004 года по июнь 2006 года в сумме 5 046 750 руб. и обязании инспекции вернуть переплату по налогу на игорный бизнес за период с января 2004 года по июнь 2006 года в сумме 5 046 750 руб. на расчетный счет заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2008 по делу N А07-14497/2007-А-ГАР, вступившим в законную силу, требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме.
Предприниматель 19.12.2007 обратился в межрайонную инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1 056 000 руб.
Решением межрайонной инспекции от 17.04.2008 N 2704 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику доначислен налог на игорный бизнес в сумме 1 056 000 руб.
Считая бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате налога на игорный бизнес и вынесении решения от 17.04.2008 N 2704, нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и обязании вернуть излишне уплаченный налог на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2008 по делу N А07-10622/2008, вступившим в законную силу, заявленные требования удовлетворены.
Поскольку своевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в суммах 5 046 750 руб. и 1 056 000 руб. не произведен налоговым органом, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов в сумме 852 589 руб. 65 коп., начисленных за период с 26.06.2007 по 29.01.2009, и в сумме 108 804 руб. 16 коп., начисленных за период с 18.04.2008 по 18.03.2009.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд исходил из того, что налоговым органом допущен пропуск срока, установленного п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусмотренного для возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, в связи с чем у налогового органа имеется обязанность по уплате процентов.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
В силу п. 6 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Из п. 8 ст. 78 Кодекса следует, что решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с п. 10 ст. 78 Кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Согласно разъяснениям Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 11 информационного письма от 22.12.2005, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 Кодекса, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть проведена по правилам ст. 78 Кодекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель 25.05.2007 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 6 419 663 руб. 50 коп., письмом от 02.07.2007 в возврате отказано. Решением от 19.07.2008 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14497/2007-А-ГАР, вступившим в законную силу, отказ в возврате излишне уплаченного налога признан незаконным, инспекцию обязали возвратить излишне уплаченный налог в сумме 5 046 750 руб. Фактически возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес произведен инспекцией на основании решения о возврате N 60558 от 30.01.2009.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку заявление о возврате налога подано предпринимателем 25.05.2007, установленный п. 6 ст. 78 Кодекса срок возврата налога истек 25.06.2007, суд пришел к верному выводу о том, что проценты подлежат начислению с 26.06.2007 по 29.01.2009 в сумме 852 589 руб. 65 коп.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель 19.12.2007 обратился в межрайонную инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1 056 000 руб. Решением межрайонной инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.04.2008 N 2704 налогоплательщику доначислен налог на игорный бизнес в сумме 1 056 000 руб. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2007 по делу N А07-10622/2007-А-КРФ, вступившим в законную силу, действия инспекции, выразившиеся в невозврате излишне уплаченного налога, признаны незаконными, суд обязал инспекцию возвратить из бюджета налог на игорный бизнес за период с августа 2005 года по июнь 2006 года в сумме 1 056 000 руб. Фактически возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес произведен инспекцией на основании решений о возврате от 19.03.2009 N 22106, N 22107.
Поскольку заявление о возврате налога подано предпринимателем 19.12.2007, налоговым органом проведена камеральная проверка указанных деклараций, по результатам которой составлен акт N 1720 от 17.03.2008 и принято решение N 2704 от 17.04.2008, фактический возврат произведен 19.03.2009, судом сделан правильный вывод о том, что проценты подлежат начислению с 18.04.2008 по 18.03.2009 в сумме 108 804 руб. 16 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 30.05.2006 N 1334/06 указал, что после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на инспекцию по новому месту налогового учета. Аналогичный вывод сделан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07.
Так как предприниматель состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 36 по Республике Башкортостан письмом N 02-66/0330 дсп от 31.03.2009 передала лицевой счет налогоплательщика в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району, то судом правомерно взысканы проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в общей сумме 961 393 руб. 81 коп. с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2009 по делу N А07-12894/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий
ЖАВОРОНКОВ Д.В.

Судьи
ПЕРВУХИН В.М.
АННЕНКОВА Г.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)