Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2008 ПО ДЕЛУ N А55-5327/07

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2008 г. по делу N А55-5327/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, город Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 по делу N А55-5327/07,
по заявлению администрации Сергиевского района Самарской области, село Сергиевск, Самарская область, об изменении способа и порядка исполнения судебного акта,

установил:

администрация Сергиевского района Самарской области, село Сергиевск, Самарская область (далее по тексту - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с уточнением требований) об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2007 по настоящему делу, которым признано незаконным бездействие Управления федерального казначейства по Самарской области (далее по тексту - Управление), выразившееся в не перечислении денежных средств в размере 6780603 рублей в бюджет Сергиевского района Самарской области, с возложением обязанности на Управление по перечислению указанных денежных средств в бюджет Сергиевского района.
Заявление Администрации мотивировано неисполнением ответчиком по делу судебного акта.
Управление в отзыве на заявление просило в удовлетворении заявления отказать, поскольку исполнение судебного акта возможно только в порядке исполнения федерального бюджета, исполнительный документ должен направляться в Министерство финансов Российской Федерации, обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2008 заявление Администрации удовлетворено. Изменен порядок и способ исполнения решения от 18.06.2007 и установлен следующий порядок исполнения решения: 1) взыскатель, Администрация, направляет исполнительный лист по делу должнику - Управлению; 2) должник, Управление, направляет данный исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации как финансовому органу, выступающему от имени казны Российской Федерации; 3) Министерство финансов Российской Федерации, во исполнение решения суда, направляет соответствующие денежные средства Управлению, которое, в свою очередь, перечисляет их в бюджет Сергиевского района Самарской области.
Определение суда первой инстанции мотивировано наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 определение суда первой инстанции от 09.07.2008 оставлено без изменения.
Постановление апелляционного суда мотивировано подтверждением выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалованные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Управление ссылается на неправильное применением судебными инстанциями норм материального и процессуального права. Судебными инстанциями не учтено следующее: порядок исполнения судебных актов установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации, исполнительный документ подлежит направлению непосредственно в Минфин России.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, поскольку исполнение решения необходимо осуществлять путем перечисления денежных средств за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы.
Материалами дела установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2007 по настоящему делу удовлетворено заявление Администрации. Признано незаконным бездействие Управления, выразившееся в не перечислении денежных средств в размере 6780603 рубля в бюджет Сергиевского района Самарской области, Управлению вменено в обязанность перечислить денежные средства в размере 6780603 рубля в бюджет Сергиевского района Самарской области.
На основании вступившего в законную силу решения суда от 18.06.2007 выдан исполнительный лист, который направлен Администрацией на исполнение в Управление.
Управление вернуло Администрации исполнительный лист и приложенные к нему документы со ссылкой на то обстоятельство, что указанные документы для исполнения необходимо направлять в Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство).
На обращение Администрации за исполнением решения суда в Министерство, Администрация вновь получила отказ в виду того, что Министерство не является должником по данному делу и обязанность по перечислению денежных средств возложена решением суда именно на Управление.
В связи с затруднением исполнения решения суда Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об изменении порядка исполнения судебного акта.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, экономический спор возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета за счет налога на добычу полезных ископаемых, и связан с осуществлением Управлением полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Суммы налога были распределены Управлением по нормативам: 95% - в федеральный бюджет, 5% - в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вступившим в действие с 01.01.2005.
На момент принятия арбитражным судом решения по настоящему делу спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленным Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта федерации по указанным нормативам.
Перечисление в 2007 году указанных денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год, распределенных в федеральный бюджет, в местный бюджет Сергиевского района Самарской области возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета.
В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство. Бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
Согласно нормам статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации. Согласно пункту 7 данной статьи Министерство финансов Российской Федерации ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Таким образом, Министерство должно исполнять вышеуказанное решение в части обязания перечислить денежные средства в размере 6780603 рубля в бюджет Сергиевского района.
Поскольку должником по данному делу является Управление, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения.
Вывод судов о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, соответствует обстоятельствам дела и по существу является правильным.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя вправе на основании части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить способ и порядок его исполнения.
Поскольку содержание судебного акта о взыскании денежных средств с Управления препятствует его исполнению в связи с несоответствием положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявление Администрации правомерно удовлетворено судом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Самарской области от 09.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 по делу N А55-5327/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)