Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2009 N 15АП-3116/2009 ПО ДЕЛУ N А32-20022/2008

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2009 г. N 15АП-3116/2009

Дело N А32-20022/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Винокур И.Г., Золотухиной С.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО Агрофирма "Тысячный" - представителей Штыренко М.Е., доверенность от 01.11.2008 г., Кривоносовой О.В., доверенность от 01.07.2008 г.,
от государственного органа - ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края - представителя Холодцова П.Л., доверенность от 09.04.2009 г. N 03-12/90,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Гулькевичскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 марта 2009 года по делу N А32-20022/2008,
принятое в составе судьи Диденко В.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный"
о признании незаконным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края, изложенного в письме от 24.03.2008 г. N 09-35/1116,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Агрофирма "Тысячный"Тысячный" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Гулькевичскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме от 24.03.2008 г. N 09-35/1116 (с учетом уточнения требований, произведенного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 17 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены на том основании, что обществом соблюдены условия для применения в 2006 и 2007 годах специального режима налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда от 17.03.2009 г., ссылаясь на постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2008 г. по делу N А32-2362/2007-59/61, которым, по мнению налоговой инспекции, установлено отсутствие права общества на применение специальной системы налогообложения единым сельскохозяйственным налогом.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, СПК "Тысячный" применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). СПК "Тысячный" реорганизован путем преобразования в ООО Агрофирма "Тысячный", в связи с чем 01.09.2006 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации нового юридического лица и выдано свидетельство серии 23 N 006045425.
Общество, полагая, что реорганизация юридического лица в форме преобразования позволяет вновь возникшему юридическому лицу применять специальный налоговый режим, стало уплачивать ЕСХН.
Налоговая инспекция в письме от 29.11.2006 г. N 09-35/1030 указала обществу на необходимость представить налоговую отчетность по общеустановленной системе налогообложения с момента постановки на учет (01.09.06).
В уведомлении от 19.12.2006 г. N 179, полученном налоговой инспекцией 20.12.2006 г.), общество сообщило налоговой инспекции о сохранении им в 2007 году ранее принятой системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
Письмом от 24.03.2008 г. N 09-35/1116 налоговая инспекция указала обществу на необходимость произведения перерасчета налоговых обязательств с даты постановки на учет в налоговом органе (с 01.09.2006 г.). Кроме того, налоговая инспекция затребовала у общества налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, а также бухгалтерскую отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухгалтерскому балансу.
При этом налоговая инспекция сослалась на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2008 г. N А32-2362/2007-59/61, полагая, что данным судебным актом признано правомерным требование налоговой инспекции по вопросу представления обществом отчетности по общеустановленной системе налогообложения с момента постановки общества на учет в налоговом органе, то есть с 01.09.2006 г.
Данное письмо налогового органа является предметом оспаривания по настоящему делу.
Порядок и условия начала и прекращения применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) определены в статьях 346.1, 346.2 и 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 этого Кодекса, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном указанной главой.
В силу положений пункта 2 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент постановки общества на учет в налоговом органе, вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.
В рассматриваемом случае общество подало уведомление N 179 от 19.12.2006 г. о сохранении за ним в 2007 году ранее принятой системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Указанным уведомлением 20 декабря 2006 года, то есть до окончания налогового периода по ЕСХН, общество довело до сведения налогового органа свое волеизъявление на применение специального режима налогообложения с момента постановки на учет, поскольку общество, являясь правопреемником СПК "Тысячный", добросовестно полагало о возможном применении к нему специального режима налогообложения ЕСХН как к правопреемнику кооператива. В данном случае необходимо также принимать во внимание, что реорганизованное общество продолжало осуществлять все те виды деятельности, которые осуществлял кооператив как сельскохозяйственный товаропроизводитель. Данное обстоятельство подтверждается положениями о видах деятельности, закрепленными в уставе общества, передаточным актом и актами приема-передачи, свидетельствующими о передаче кооперативом своего имущества сельскохозяйственного назначения обществу. Кроме того, судом первой инстанции на основании анализа бухгалтерской и налоговой отчетности общества правомерно установлено соответствие общества требованиям, установленным для сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях применения ими специального режима налогообложения ЕСХН. Дополнительно указанные обстоятельства подтверждаются представленными обществом налоговыми декларациями по ЕСХН за 2006, 2007 годы. Осуществление обществом сельскохозяйственной деятельности в объемах, необходимых для его отнесения к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях налогообложения ЕСХН, налоговой инспекцией не оспаривается и не опровергается.
Вместе с тем уведомление N 179 от 19.12.2006 г. подано обществом не одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган, однако это не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Из системного толкования статей 346.1, 346.2, 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что вновь зарегистрированное юридическое лицо заявляет о выборе специальной системы налогообложения ЕСХН в добровольном порядке. Вопрос о правомерности использования специального режима налогообложения вновь зарегистрированным юридическим лицом связан именно с этим выбором, то есть с реализацией права на применение специальной системы налогообложения ЕСХН.
При этом применение данной системы носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику, являющемуся вновь созданной организацией, применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированной организации не является пресекательным.
Из вышеназванных норм следует, что подача заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей возможна и после подачи заявления о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Кроме того, статья 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок и условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, не содержит такого последствия несвоевременной подачи соответствующего заявления, как запрет применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении обществом условий применения специального режима налогообложения ЕСХН в 2006 и 2007 годах. С 1 января 2008 года право общества на уплату ЕСХН подтверждено налоговой инспекцией в уведомлении от 11.12.2007 г. N 629.
Следовательно, письмо налоговой инспекции от 24.03.2008 г. N 09-35/1116 с адресованным обществу требованием произвести перерасчет налоговых обязательств по общей системе налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе неправомерно и нарушает право общества на применение специального режима налогообложения ЕСХН с момента постановки на учет в 2006 году.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 27.02.2008 г. по делу N А32-2362/2007-59/61 не имеет преюдициального значения для установления обстоятельств по настоящему делу, поскольку предметом оспаривания по вышеназванному делу являлось письмо налогового органа от 29.11.2006 г. N 09-35/1030, на момент направления которого общество еще не подало заявление в налоговую инспекцию о применении системы налогообложение для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), что и было установлено судебными инстанциями. Уведомление общества N 179 от 19.12.2006 г. поступило в налоговую инспекцию 20 декабря 2006 года, то есть после направления в адрес общества оспоренного письма от 29.11.2006 г. N 09-35/1030.
В рамках настоящего дела при наличии уведомления N 179 от 19.12.2006 г. установлены иные обстоятельства соблюдения обществом условий применения специального режима налогообложения. Данное уведомление поступило в налоговую инспекцию в 2006 году до окончания налогового периода по ЕСХН, однако не было принято во внимание, в связи с чем письмо налоговой инспекции от 24.03.2008 г. N 09-35/1116 о применении обществом общей системы налогообложения с момента постановки на учет, то есть в 2006 и 2007 года, незаконно направлено обществу без учета имеющегося уведомления N 179 от 19.12.2006 г.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют достаточные основания для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции по изложенным в ней доводам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 марта 2009 года по делу N А32-20022/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи
И.Г.ВИНОКУР
С.И.ЗОЛОТУХИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)