Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-6255/05-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дворового А.В. (доверенность N 38/10 от 10.11.2004), Подкопаева И.М. (паспорт 07 01 N 609459),
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу о признании незаконным решения N 02-34/507 от 03.02.2005,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Тыретский солерудник" заявлены требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу о признании незаконным решения МРИ ФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу N 02-34/507 от 03.02.2005.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлении.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования не признал.
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2004 года, представленной ФГУП "Тыретский солерудник" 22.11.2004. Согласно разделу 2.2 представленной декларации, налогоплательщиком применена ставка в размере 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого в части нормативных потерь, связанных с разработкой полезных ископаемых.
По результатам проверки налоговым органом принято решение N 02-34/507 о привлечении ФГУП "Тыретский солерудник" к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) суммы налога на добычу полезных ископаемых в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 372509 руб., предложено уплатить налог в сумме 1862546 руб., пени в сумме 56864 руб.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, начисления налога и пени явилось то, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении нормативов потерь полезных ископаемых в размере 33864480 рублей, поскольку у налогоплательщика отсутствовали утвержденные нормативы потерь, вследствие чего не исчислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1862546 рублей.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Выслушав доводы представителей заявителя, оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке в размере 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В целях реализации постановления Правительства РФ N 921 Приказом МПР РФ от 29.11.2002 N 783 утвержден Регламент работы комиссии по рассмотрению материалов по нормативам потерь, технологически связанных с принятой схемой разработки и технологией разработки месторождения.
По смыслу указанных нормативных актов, утверждение нормативов потерь производится непосредственно Министерством природных ресурсов РФ на основании информации, представляемой в Министерство из соответствующих территориальных органов, сведения об утвержденных нормативах потерь представляются в налоговый орган непосредственно из МПР РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на ФГУП "Тыретский солерудник" не может быть возложены обязанности представлять в налоговые органы документы, свидетельствующее об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых.
Пунктом 4 указанных Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до момента утверждения нормативов потерь.
Как видно из оспариваемого решения налоговой инспекции, для привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика за неуплату налога на добычу полезных ископаемых послужил тот факт, что представленный ФГУП "Тыретский солерудник" протокол N 17 технического совещания от 19.11.2003 не согласован в установленном постановлением Правительства РФ порядке, что свидетельствует об отсутствии утвержденных нормативов потерь. В связи с этим применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов признано налоговым органом неправомерным, поскольку в соответствии с подпунктом 1 п. 1 статьи 342 НК РФ применение налоговой ставки 0 процентов возможно только в отношении добытого полезного ископаемого в части нормативных потерь.
Судом установлено, что в соответствии с существовавшим на момент подачи налоговой декларации порядком (постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, письмо МПР РФ от 19.12.2002 N 19-53/4636) все материалы, необходимые для утверждения нормативов потерь, представлялись налогоплательщиком в территориальные органы МПР РФ, после чего согласовывались с территориальным органом Госгортехнадзора России.
Результатом рассмотрения материалов явился протокол N 17 от 19.11.2003 технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ и нормативов потерь на 2004 год, согласно которому в отношении ФГУП "Тыретский солерудник" Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России были согласованы нормативы эксплуатационных потерь и который и принимался налогоплательщиком во внимание при заполнении налоговой декларации.
Впоследствии указанные материалы, в том числе протокол технического совещания N 17 от 19.11.2003, иные необходимые документы направлялись в территориальный орган МПР РФ для представления на рассмотрение в МПР России, что подтверждается письмом ФГУП "Тыретский солерудник" от 05.12.2003 исх. N 23/4995.
Как видно из материалов дела, нормативы потерь полезных ископаемых при добыче в отношении ФГУП "Тыретский солерудник" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 на основании представленных им ранее материалов утверждены Приказом МПР от 19.01.2005 N 15. Следовательно, при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2004 года ФГУП "Тыретский солерудник" должно было относить все фактические потери к сверхнормативным.
В то же время согласно существующему порядку после представления в территориальные органы МПР России всех необходимых документов заявитель не имел возможности влияния на процесс утверждения нормативов потерь, равно как и не мог располагать информацией об их неутверждении.
Данный факт свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя вины в совершении налогового правонарушения, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса РФ является необходимым условием для привлечения его к ответственности.
В силу статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти при издании нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Неиздание (несвоевременное издание) МПР РФ нормативно-правового акта не может служить основанием для признания незаконным применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов, поскольку это прямо нарушает конституционные права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что в обязанности налогоплательщика не входит уведомление налогового органа о наличии или отсутствии утвержденных нормативов потерь, суд считает, что отсутствует вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим ФГУП "Тыретский солерудник" обоснованно применена ставка 0 процентов при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, а доначисление налоговым органом суммы налога, пени неправомерно.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение (его часть) государственного органа не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным в той части, в которой он нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 02-34/507 от 03.02.2005 незаконным в полном объеме как не соответствующее п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ.
Обязать МИФНС N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.05.2005 ПО ДЕЛУ N А19-6255/05-40
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2005 г. Дело N А19-6255/05-40
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Калашниковой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дворового А.В. (доверенность N 38/10 от 10.11.2004), Подкопаева И.М. (паспорт 07 01 N 609459),
от ответчика: не явились,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу о признании незаконным решения N 02-34/507 от 03.02.2005,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Тыретский солерудник" заявлены требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу о признании незаконным решения МРИ ФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу N 02-34/507 от 03.02.2005.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в заявлении.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования не признал.
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому автономному округу проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2004 года, представленной ФГУП "Тыретский солерудник" 22.11.2004. Согласно разделу 2.2 представленной декларации, налогоплательщиком применена ставка в размере 0 процентов в отношении добытого полезного ископаемого в части нормативных потерь, связанных с разработкой полезных ископаемых.
По результатам проверки налоговым органом принято решение N 02-34/507 о привлечении ФГУП "Тыретский солерудник" к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) суммы налога на добычу полезных ископаемых в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 372509 руб., предложено уплатить налог в сумме 1862546 руб., пени в сумме 56864 руб.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, начисления налога и пени явилось то, что налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов в отношении нормативов потерь полезных ископаемых в размере 33864480 рублей, поскольку у налогоплательщика отсутствовали утвержденные нормативы потерь, вследствие чего не исчислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1862546 рублей.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Выслушав доводы представителей заявителя, оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке в размере 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативных потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 921.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В целях реализации постановления Правительства РФ N 921 Приказом МПР РФ от 29.11.2002 N 783 утвержден Регламент работы комиссии по рассмотрению материалов по нормативам потерь, технологически связанных с принятой схемой разработки и технологией разработки месторождения.
По смыслу указанных нормативных актов, утверждение нормативов потерь производится непосредственно Министерством природных ресурсов РФ на основании информации, представляемой в Министерство из соответствующих территориальных органов, сведения об утвержденных нормативах потерь представляются в налоговый орган непосредственно из МПР РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на ФГУП "Тыретский солерудник" не может быть возложены обязанности представлять в налоговые органы документы, свидетельствующее об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых.
Пунктом 4 указанных Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до момента утверждения нормативов потерь.
Как видно из оспариваемого решения налоговой инспекции, для привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика за неуплату налога на добычу полезных ископаемых послужил тот факт, что представленный ФГУП "Тыретский солерудник" протокол N 17 технического совещания от 19.11.2003 не согласован в установленном постановлением Правительства РФ порядке, что свидетельствует об отсутствии утвержденных нормативов потерь. В связи с этим применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов признано налоговым органом неправомерным, поскольку в соответствии с подпунктом 1 п. 1 статьи 342 НК РФ применение налоговой ставки 0 процентов возможно только в отношении добытого полезного ископаемого в части нормативных потерь.
Судом установлено, что в соответствии с существовавшим на момент подачи налоговой декларации порядком (постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, письмо МПР РФ от 19.12.2002 N 19-53/4636) все материалы, необходимые для утверждения нормативов потерь, представлялись налогоплательщиком в территориальные органы МПР РФ, после чего согласовывались с территориальным органом Госгортехнадзора России.
Результатом рассмотрения материалов явился протокол N 17 от 19.11.2003 технического совещания по рассмотрению планов развития горных работ и нормативов потерь на 2004 год, согласно которому в отношении ФГУП "Тыретский солерудник" Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России были согласованы нормативы эксплуатационных потерь и который и принимался налогоплательщиком во внимание при заполнении налоговой декларации.
Впоследствии указанные материалы, в том числе протокол технического совещания N 17 от 19.11.2003, иные необходимые документы направлялись в территориальный орган МПР РФ для представления на рассмотрение в МПР России, что подтверждается письмом ФГУП "Тыретский солерудник" от 05.12.2003 исх. N 23/4995.
Как видно из материалов дела, нормативы потерь полезных ископаемых при добыче в отношении ФГУП "Тыретский солерудник" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 на основании представленных им ранее материалов утверждены Приказом МПР от 19.01.2005 N 15. Следовательно, при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь 2004 года ФГУП "Тыретский солерудник" должно было относить все фактические потери к сверхнормативным.
В то же время согласно существующему порядку после представления в территориальные органы МПР России всех необходимых документов заявитель не имел возможности влияния на процесс утверждения нормативов потерь, равно как и не мог располагать информацией об их неутверждении.
Данный факт свидетельствует об отсутствии со стороны заявителя вины в совершении налогового правонарушения, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса РФ является необходимым условием для привлечения его к ответственности.
В силу статьи 4 Налогового кодекса РФ федеральные органы исполнительной власти при издании нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Неиздание (несвоевременное издание) МПР РФ нормативно-правового акта не может служить основанием для признания незаконным применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов, поскольку это прямо нарушает конституционные права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что в обязанности налогоплательщика не входит уведомление налогового органа о наличии или отсутствии утвержденных нормативов потерь, суд считает, что отсутствует вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим ФГУП "Тыретский солерудник" обоснованно применена ставка 0 процентов при расчете налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, а доначисление налоговым органом суммы налога, пени неправомерно.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение (его часть) государственного органа не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным в той части, в которой он нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 02-34/507 от 03.02.2005 незаконным в полном объеме как не соответствующее п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ.
Обязать МИФНС N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
Т.А.КАЛАШНИКОВА
Т.А.КАЛАШНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)