Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.09.2010 ПО ДЕЛУ N А60-21687/2010-С6

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2010 г. по делу N А60-21687/2010-С6


Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" (ОГРН 1046605185770; ИНН 6674131956)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя: А.А. Анчугова, представитель по доверенности от 01.03.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица: А.К. Далингер, специалист 2 разряда, доверенность от 30.11.2009 N 04-22/016962, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области от 05.02.2010 N 231 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт принят незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации организации.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта в связи с отсутствием у предприятия права на применение ставки налога на игорный бизнес, установленной на начало деятельности предприятия. Налоговый орган считает, что установленная субъектом Российской Федерации ставка налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации не изменяет порядок налогообложения, установленный этой главой. Также инспекция считает, что общество не подтвердило статус субъекта малого предпринимательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.02.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия 66 N 004321308.
17.04.2007 ООО "Колесо Фортуны" представило налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за март 2007 г. на 9 игровых автоматов, применив размер налоговой ставки по указанному налогу 7500 руб. на основании Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ на общую сумму 67500 руб.
04.09.2009 ООО "Колесо Фортуны" в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за март 2007 г. При этом при расчете налога заявитель применил налоговую ставку в размере 3000 руб. за каждый объект налогообложения, установленную на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Основанием для подачи уточненной декларации и применения другой налоговой ставки послужило то обстоятельство, что в марте 2007 г. общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" являлось субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в силу чего в течение первых четырех лет своей деятельности подлежало налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
В ходе проведения камеральной проверки установлена неполная уплата налога на игорный бизнес в результате неправомерного применения заявителем ставки 3000 руб. за каждый игровой автомат, что привело к занижению суммы указанного налога за март 2007 г. в размере 40500 руб.
По мнению заинтересованного лица, в проверяемый период заявитель обязан был исчислить налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей на территории Свердловской области с 01.01.2007 - 7500 руб., установленной на этот период Областным законом от 27.11.2003 N 36-ОЗ.
По итогам проверки составлен акт от 07.12.2009 N 2302. Заместителем руководителя Инспекции принято решение от 05.02.2010 N 231, которым обществу доначислен налог на игорный бизнес за март 2007 г. в размере 40500 руб., общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на игорный бизнес в виде штрафа в сумме 8100 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 441/10 от 26.04.2010 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области является недействительным, общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" с 01.01.2004 введена в действие глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес".
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
При исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 руб.
Пунктом 1 ст. 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.07.2003 N 342-О, установление налога субъектом Российской Федерации всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять субъекты и объекты налогообложения, ставки налога, способы исчисления конкретных ставок и т.д.
В силу ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации (утратила силу с 01.01.2005).
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Кроме того, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07 изложена правовая позиция в отношении применения ст. 9 Закона, согласно которой положения указанной нормы гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретным видом деятельности (лицензии).
Таким образом, налогоплательщик, являясь субъектом малого предпринимательства, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для него по сравнению с ранее действовавшими условиями, в течение первых четырех лет подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Из материалов дела видно, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве юридического лица 27.02.2004.
Согласно статье 3 Федерального закона N 88-ФЗ, утратившего силу с 01.01.2008, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определялась с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Заявителем представлены расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых усматривается, что с момента государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица по 2007 год (включительно) средняя численность работников не превышала предельного уровня численности, установленного статьей 3 Федерального закона N 88-ФЗ. Кроме того, из учредительного договора, устава общества следует, что его участниками не являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
При таких обстоятельствах в 2007 году заявитель являлся субъектом малого предпринимательства и имел право пользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в течение первых четырех лет своей деятельности.
Поскольку ставка налога является одним из обязательных элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности юридического лица ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, поэтому заявитель праве уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, действовавшей на дату государственной регистрации общества и получения им лицензии на указанный вид деятельности.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 15 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 3000 рублей.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 15.04.2008 N 17177/07, а также многочисленной практике по данному вопросу.
Таким образом, суд считает, что заявителем верно рассчитан налог на игорный бизнес за март 2007 г. до истечения первых четырех лет деятельности, исходя из ставки 3000 руб. за один игровой автомат, поэтому решение налогового органа о доначислении налога на игорный бизнес, привлечение к налоговой ответственности является недействительным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области от 05.02.2010 N 231 подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области от 05.02.2010 N 231 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" 2000 (две тысячи) руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ПРИСУХИНА Н.Н.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)