Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 27.10.2008 ПО ДЕЛУ N А40-55102/08-140-240

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2008 г. по делу N А40-55102/08-140-240


Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: М.
Судей: единолично
Протокол ведет судья
при участии: от истца (заявителя): Х. д. б/н от 01.10.2008 г. уд. N 139 от 09.01.08 г., А. д. б/н от 01.01.08 г. пасп. 8701345713, Б. д. б/н от 04.03.08 г. пасп. 8703841439, Е. д. б/н от 01.10.08 г. пасп. 4004581629
от ответчика: Ж. д. N 52 от 16.04.08 г. уд. УР N 431207
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решение от 25.07.2008 г. N 52-15-14/375/918 в части
установил:

заявитель ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратился в арбитражный суд к Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с требованием о признании недействительным решение от 25.07.2008 г. N 52-15-14/375/918 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль организаций за 2007 г. зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 378 629 722 руб.
Ответчик требования не признал, возразил по основаниям, изложенным в обжалуемом решении (т. 1 л.д. 38 - 64), отзыве (т. 2 л.д. 53 - 57).
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено следующее.
Общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2007 г. (т. 1 л.д. 65 - 95). Уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль представлена Обществом в связи с заявлением пониженной налоговой ставки в размере 13.5%, предусмотренной Законом Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
В сравнении с первоначальной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2007 г. (сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет субъекта РФ 2 083 265 918 руб.) в уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2007 г. сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет субъекта РФ уменьшена на 378 559 033 руб. и составила 1 704 706 85 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки представленной уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение от 25.07.2008 г. N 52-15-14/375/918 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". В соответствии с данным решением в обжалуемой части доначислен налог на прибыль организаций за 2007 г. зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 378 629 722 руб.
Заявитель считает, что оспариваемое им в части решение налоговой инспекции противоречит закону, не соответствует действительности, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия оспариваемого в части решения инспекции явились следующие обстоятельства.
В соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-ФЗ (ред. от 15.11.2006 г.) "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" одним из условий для получения льготы по налогу на прибыль (республиканский бюджет) является - годовой объем добычи нефти не менее 7 млн. тонн в год, осуществляемой на территории Республики Коми.
Согласно пояснениям и документам, представленным налогоплательщиком, для подтверждения применения пониженной налоговой ставки 13,5% ООО "Лукойл-Коми" и управляемыми обществами осуществлена добыча нефти на территории Республики Коми в объеме 8,2 млн. тонн, в том числе: ООО "Лукойл-Коми" - 6,960 млн. тонн; ЗАО "Север-ТЭК" - 0,682 млн. тонн; ОАО "Битран" - 0,566 млн. тонн; ОАО "ЯНТК" - 0,01 млн. тонн.
Налоговый орган ссылается на то, что заявителем для применения пониженной ставки налога на прибыль 13.5%, зачисляемого в бюджет Республики Коми не соблюдено условие, предусмотренное пп. "а" п. 9 ст. 7 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-ФЗ (ред. от 15.11.2006 г.), а именно: годовой объем добычи нефти, осуществляемой организацией на территории Республики Коми, должен составлять не менее 7 млн. тонн, и (или) объем переработки нефти - не менее 3 млн. тонн.
Данное условие, по мнению инспекции, Обществом не соблюдено в связи с тем, что Общество неправомерно учитывало в качестве добытого объема нефти добытую нефть по договорам с вышеуказанными организациями, т.е. Общество к добытому самостоятельно объему нефти 6,960 млн. тонн, для применения льготы по налогу на прибыль учло добытый объем нефти по договору с ЗАО "Север-ТЭК" - 0,682 млн. тонн; по договору с ОАО Битран" - 0,566 млн. тонн и по договору с ОАО "ЯНТК" - 0,01 млн. тонн, всего посчитав количество добытой нефти на территории Республики Коми 8.2 млн. тонн.
Налоговый орган ссылается на то, что согласно уставов, ОАО "Битран", ЗАО "Север-ТЭК" и ОАО "ЯНТК" эти общества являются дочерними по отношению к ООО "Лукойл-Коми". Хозяйственная деятельность Обществ осуществляется на основании Плана и бюджета, утверждаемых ООО "Лукойл-Коми". При этом ООО "Лукойл-Коми" на основании заключенных договоров оказывает услуги по добыче нефти управляемым обществам.
Также инспекция утверждает, данные организации являются плательщиками НДПИ, согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога и добычу полезных ископаемых признаются организации, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и данные организации являются владельцами лицензии на право пользование недр в соответствии с Законом "О недрах".
По мнению инспекции, заявитель согласно данным, отраженным в налоговой декларации по НДПИ за 2007 г. на территории Республики Коми на основании лицензий, предоставленных в пользование с целью добычи углеводородного сырья (нефти), добыто 6 960 277.760 тонн нефти.
При этом, для применения пониженной налоговой ставки в размер 13.5% в части налога на прибыль, зачисляемого в Республиканский бюджет в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми N 181 от 03.08.2007 г. в целях подтверждения права на получение налоговой льготы налогоплательщиком должна быть представлена форма статистической отчетности 6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов" за 2007 г. Согласно данным формы 6-гр ООО "Лукойл-Коми" за 2007 г. на территории Республики Коми добыто 6.960 млн. тонн нефти, что также подтверждается данными исполнительного баланса нефти.
Инспекция утверждает, что буквальное толкование п. 9 ст. 7 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ не предполагает в качестве условия применения льготы использовать совокупный объем годовой добычи нефти по нескольким организациям, в том числе и управляемым. Указанные общества являются самостоятельными юридическими лицами.
Суд не соглашается с данными доводами налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым - к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (Постановления от 8 октября 1997 года N 13-П, от 11 ноября 1997 года N 16-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 20 февраля 2001 года N 3-П, Определение от 12 июля 2006 г. N 266-О).
Данная правовая позиция хотя и была высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях и определениях по различным вопросам налогообложения, однако, по мнению суда подлежит применению и при рассмотрении настоящего спора.
Пункты 6 и 7 ст. 3 НК РФ устанавливают, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Устанавливая налоговые ставки по налогу на прибыль п. 1 ст. 284 НК РФ определяет, что налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 настоящей статьи. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Таким образом, федеральный законодатель не установил основания и порядок понижения налоговой ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установив только, что данная ставка понижается законами субъектов Российской Федерации, для отдельных категорий налогоплательщиков. Также установлен нижний предел ставки - 13,5 процента.
Таким образом, основания и порядок применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 13.5% в части, зачисляемой в республиканский бюджет должны быть установлены именно законом субъекта Российской Федерации в данном случае Законом Республики Коми.
Данный вывод следует также из п. 4 ст. 1 НК РФ в соответствии с которым законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, довод инспекции о том, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми N 181 от 03.08.2007 г. в целях подтверждения права на получение налоговой льготы налогоплательщиком должна быть представлена форма статистической отчетности 6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов" за 2007 г. является неправомерной, так как сама статья 9 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах" такого условия для предоставления льготы не содержит.
Что касается соответствующего положения статья 9 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ. В соответствии с п. 9 ст. 7 данного Закона ставка налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Коми, снижается до 13.5 процента для следующих категорий налогоплательщиков: для организаций, занимающихся добычей и переработкой нефти, при осуществлении на территории Республики Коми в соответствии с инвестиционными программами (проектами) организаций расходов, указанных в абзацах 3 и 4 п. 1 ст. 261 НК РФ и (или) направленных на капитальные вложения по созданию новых производственных мощностей на территории Республики Коми.
Предоставление льготы осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) годовой объем добычи нефти, осуществляемой организацией на территории Республики Коми, должен составлять не менее 7 млн. тонн, и (или) объем переработки нефти - не менее 3 млн. тонн;
б) осуществление финансирования объектов социальной сферы и дорожной инфраструктуры Республики Коми, включенных в перечень, согласованный с органами исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) или участие в реализации республиканских и (или) муниципальных целевых программ в объемах финансирования, составляющих не менее 50% от суммы предоставленных налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет Республики Коми;
в) согласование инвестиционных программ (проектов) организаций, планируемых к реализации на территории Республики Коми, с органами исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления).
Таким образом, данный Закон Республики Коми по сути предоставляет налогоплательщику право выбора: исчислять и уплачивать в республиканский бюджет налог на прибыль по ставке 17.5%, или применять пониженную ставку данного налога в размере 13.5% при соблюдении условий, поименованных, в п. 9 ст. 7 данного Закона.
Заявитель и налоговый орган пояснили, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекцией установлено и не оспаривается, что положения подпунктов "б" и "в" пункта 9 ст. 7 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ Обществом для применения льготы выполнены.
Что касается довода инспекции о невозможности учета Обществом в составе объема добытого углеводородного сырья (нефти) нефти, добытой по договорам с другими организациями (в т.ч. с дочерними обществами), то данный довод инспекции противоречит положениям статей 1, пунктов 6 и 7 ст. 3, пункта 1 статьи 284 НК РФ, а также положениям пункта 9 ст. 7 Закона Республики Коми от 10.11.2005 г. N 113-РЗ.
Вышеперечисленные положения законодательства о налогах и сборах не содержат указанных налоговым органом ограничений. В частности подпункт "а" пункта 9 статьи 7 Закона Республики Коми указывает только на то, что годовой объем добычи нефти, осуществляемой организацией на территории Республики Коми, должен составлять не менее 7 млн. тонн, и (или) объем переработки нефти - не менее 3 млн. тонн.
Данная норма Закона Республики не содержит ограничений, в том числе обусловленных условиями выдачи лицензии на недропользование и устанавливающих пределы объемов добычи углеводородного сырья самим Обществом на соответствующем отведенном участке пользования недрами.
Невозможно согласиться с инспекцией и в том, что Общество не вправе применить льготу, так как указанные дочерние Общества являются самостоятельными юридическими лицами и плательщиками налога НДПИ. Основания и порядок применения льготы по одному налогу (в данном случае по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ) законодательство не обуславливает правилами исчисления и уплаты иными организациями другого налога (в данном случае НДПИ).
Необходимо отметить, что из положений статей 9, 22, 24 Закона "О недрах" следует, что законодательство разграничивает понятия "недропользователь" и лицо, осуществляющее работы по добыче полезного ископаемого (углеводородного сырья).
Согласно утвержденной 16.06.1997 г. Минтопэнерго РФ по согласованию с Госгортехнадзором России (Письмо от 30 мая 1997 г. N 10-03/2843) Инструкцией по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний РФ добыча нефти - комплекс технологических и производственных процессов, связанных с извлечением нефти из недр на земную поверхность, сбором и подготовкой ее на промыслах по качеству, соответствующему требованиям действующих стандартов или нормативных документов".
Таким образом, исходя из приведенного определения "добычи нефти" под организацией, занимающейся добычей нефти следует понимать организацию, осуществляющую комплекс технологических и производственных процессов, связанных с извлечением нефти из недр на земную поверхность, сбором и подготовкой ее на промыслах по качеству, соответствующему требованиям действующих стандартов или нормативных документов.
В данном случае деятельность, связанную с добычей на участках недр, предоставленных ЗАО "Север-ТЭК", ОАО "Битран", ОАО "ЯНТК", осуществляло ООО "Лукойл-Коми" (что и требуется согласно буквальному толкованию подлежащей применению льготы).
Как следует из содержания договоров, заключенных с указанными организациями и представленными в материалы дела Общество осуществляло следующую деятельность: ведение технологического процесса добычи нефти; осуществление контроля за бесперебойной работой скважин и прочих сооружений и оборудования; ведение технологического процесса проходки и ремонта горных выработок, производства взрывных работ, бурения подземных скважин и подготовки площадей для закачки пара; руководство и участие в работах по монтажу и демонтажу сложного технологического оборудования, сосудов, работающих под давлением, горно-шахтного оборудования и установок теплотехнического оборудования; участие в работах по подготовке объектов к подземному (текущему) и капитальному ремонтам, прием объектов из ремонта, участие в их наладке и пуске после ремонта и т.д.
Суд приходит к выводу о том, что в обязанности Заявителя входил весь комплекс работ, связанных, как непосредственно с ведением технологического процесса добычи нефти, так и с сопутствующими операциями, обеспечивающими процесс добычи нефти (обслуживание сооружений и оборудования, их текущий и капитальный ремонт, учетные операции, отчетность, подготовка к реализации и обеспечение транспортных отправлений добытой нефти).
То, что расходы по добыче нефти несли организации - дочерние Общества заявителя и то, что добытая нефть являлась собственностью недропользователей не свидетельствует о том, что заявитель неправомерно применял налоговую ставку по налогу на прибыль 13.5 процентов в части суммы налога, зачисляемой в республиканский бюджет, так как вышеуказанных ограничений законодательство о налогах и сборах также не содержит.
Ответчик в судебном заседании пояснил, что не оспаривает того, что нефть соответственно в объемах 6.969 млн. тонн - непосредственно по ООО "Лукойл-Коми", 0.682 млн. тонн - по ЗАО "Север-ТЭК", 0.566 млн. тонн - по ОАО "Битран", 0.01 млн. тонн - по ОАО "ЯНТК" фактически добывало ООО "Лукойл-Коми".
В деле имеется также Заключение Министерства промышленности и энергетики Республики Коми о реализации инвестиционных проектов ООО "Лукойл-Коми", а также Протокол о реализации инвестиционных программ (т. 2 л.д. 44 - 48) из которых следует, что данное Министерство ходатайствует о предоставлении Обществу налоговой льготы в том числе по налогу на прибыль в размере ставки 13.5 процента. Данное Заключение Министерство уполномочено выдавать в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки заключения о реализации инвестиционных программ... (Приложение N 3, утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 03.08.2007 г. N 181 см. т. 2 л.д. 29) в соответствии с которым Министерство промышленности и энергетики Республики Коми в течение 14-ти календарных дней с момента предоставления организацией документов, осуществляет подготовку Заключения о реализации организациями инвестиционных программ (проектов), планируемых к реализации на территории Республики Коми организациями.
Необходимо также отметить, что в последующем подпункт 3 пункта 2 постановления Правительства Республики Коми от 03.08.2007 г. N 181 в соответствии с которым организации для получения налоговой льготы должны были готовить и предоставлять сведения о фактическом объеме добытой и (или) переработанной нефти именно по данным согласно представленным статистическим отчетам по балансу углеводородного сырья и сопутствующих компонентов по форме 6-гр отменен постановлением Правительства Республики Коми от 27.02.2008 г. N 36.
Учитывая установленные судом обстоятельства, оспариваемое в части решение инспекции по изложенным в нем основаниям не соответствует фактическим обстоятельствам дела, противоречит закону и является недействительным.
Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, 3, 284, НК РФ, ст. 65, 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:

требования ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" удовлетворить.
Признать недействительным, как противоречащее НК РФ решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 25.07.2008 г. N 52-15-14/375/918 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на прибыль организаций за 2007 г. зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 378 629 722 руб.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)