Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2011 N 09АП-14265/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-146597/10-127-889

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2011 г. N 09АП-14265/2011-АК

Дело N А40-146597/10-127-889

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой,
судей М.С. Сафроновой, Т.Т. Марковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красиковой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Московский коксогазовый завод" (ИНН 5003003915, КПП 500301001)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2011
по делу N А40-146597/10-127-889, принятое судьей А.Н.Нагорной
по заявлению ОАО "Московский коксогазовый завод" (ИНН 5003003915, КПП 500301001)
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области, УФНС России по Московской области
о признании недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ефимовой Ю.В. по дов. 14.10.2010 N б/н
от заинтересованных лиц:
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области - Химич О.В. по дов. N 02-18/01010 от 20.10.2010
УФНС России по Московской области - Адаменко И.С. по дов. N 06-11/1170Вн от 10.05.2011
установил:

ОАО "Московский коксогазовый завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, 1-й ответчик) от 21.07.2010 N 08-30/90 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и УФНС России по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление, 2-й ответчик) от 11.10.2010 N 16-16/77598.
Решением суда от 21.03.2011 в заявленных требованиях отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконными выше перечисленные решения инспекции и управления.
Заинтересованные лица представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых, не соглашаясь с доводами жалобы, просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "МОСКОКС" 12.03.2010 г. по ТКС в Межрайонную ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области представлена вторая уточненная декларация по водному налогу за 1 квартал 2007 г.
Сумма водного налога за 1 квартал 2007 г. к "уменьшению" составила - 268 801 руб.
ОАО "МОСКОКС" при представлении второй уточненной налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2007 г. полностью уменьшило сумму исчисленного водного налога по первой уточненной налоговой декларации за вышеуказанный период.
ОАО "МОСКОКС" 28.10.2002 г. и 15.04.2003 г. выданы:
- - лицензия на право пользования недрами МСК 09488 ВЭ с целевым назначением - добыча пресных подземных вод для водоснабжения завода и его абонентов, лимитом водоотбора - 403,964 тыс. куб. м в год и сроком окончания действия 01.12.2012 г.;
- - лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 00786 ТР2ВХ с целевым назначением - забор воды на производственные цели, сброс промливневых стоков (р. Пахра), лимитом водопользования - 3 800 тыс. куб. м в год и сроком окончания действия 31.12.2008 г.
Обществом осуществлена добыча подземных вод в 2007 г. в размере 285,9 тыс. куб. м, в том числе за 1 кв. 2007 г. - 62,185 тыс. куб. м; забор воды из поверхностного водного объекта за 2007 г. - 3 483,6 тыс. куб. м, в том числе за 1 кв. 2007 г. - 855,605 тыс. куб. м. Данные показатели подтверждаются представленной в инспекцию 24.03.2008 г. вх. N 7409 копией статистического отчета по форме 2-ТП "водхоз" за 2007 г. (по требованию о представлении документов (информации) N 261 (исх. N 08-29/02244 от 13.03.2008 г.) с отметкой территориального отдела Федерального агентства водных ресурсов ГУ Мособлводхоз.
Для подтверждения факта водоотбора ОАО "МОСКОКС" воды из подземного горизонта и поверхностного источника инспекцией был направлен запрос в Федеральное агентство водных ресурсов (Московско-Окское бассейновое водное управление) от 17.06.2010 г. N 08-22/04854.
Согласно полученного ответа (N 10-08/121 от 15.07.2010 г. и 10-08/106 от 25.06.2010 г.), ОАО "Московский коксогазовый завод" в 2007 году осуществляло забор воды из реки Пахра (поверхностный водный объект) в объеме 3 483,6 тыс. куб. м/год; забор артезианской воды из подземного горизонта - 285,9 тыс. куб. м/год.
Инспекцией в адрес организации было направлено сообщение N 571 (исх. N 08-31/03190 от 23.03.2010 г.) с требованием предоставления пояснений или внесения изменений в налоговую декларацию по водному налогу за вышеуказанный период.
Согласно п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2007 года, нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемой и заключаемого в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации, а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в соответствии с требованиями закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Таким образом, плательщиками водного налога до 1 января 2007 года являлись организации и физические лица, осуществлявшие пользование водными объектами на основании указанных лицензий.
Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 года (далее - Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Так, согласно статьям 9 - 11 Водного кодекса, право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата неналогового характера. В связи с этим п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" ст. 333.8 Кодекса дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 "Водный налог" НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.
Данная позиция изложена в Письме Минфина Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 03-06-03-02/14.
Также, пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Вместе с тем, общество считает, что в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 НК РФ каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 ст. 17 НК РФ предусмотрено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Согласно ст. 338.3 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Между тем, с 01.01.2007 г. понятие "специальное и особое" водопользование в законодательстве РФ отсутствуют. При таких обстоятельствах водный налог не может быть признан законно установленным, и, таким образом, уплате не подлежит.
Предложение о внесении исправлений в налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2007 г. заявитель считает необоснованным.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" во взаимосвязи с главой 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ, Законодательства о недрах), заявитель, фактически являясь налогоплательщиком водного налога, неправомерно не исчислил сумму водного налога за 1 квартал 2007 г. по второй уточненной налоговой декларации.
Следует отметить, что согласно ст. ст. 9 - 11 ВК РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений.
При этом, согласно ст. 20 ВК РФ взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается.
Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно Письма Минфина РФ от 02.07.2009 N 03-06-06-02/4 организация, которой лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса, является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса.
Аналогичная позиция изложена и в более раннем Письме Минфина РФ от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14.
В возражениях налогоплательщик в обоснование своих доводов приводит постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2009 г. N Ф-09-7786/09-СЗ. Однако, в приведенном судебном решении суть спора не аналогична рассматриваемой ситуации, в приведенном судебном постановлении организация не имела лицензий на водопользование.
Таким образом, ОАО "Москокс" являясь налогоплательщиком водного налога, неправомерно не исчислило сумму водного налога за 1 квартал 2007 г. по уточненной налоговой декларации за данный период.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.2011 по делу N А40-146597/10-127-889 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи:
М.С.САФРОНОВА
Т.Т.МАРКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)