Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующей в части слов "на глубину до пяти метров" ст. 5 Закона Пермского края от 3 сентября 2009 г. N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края" по кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемая норма Закона Пермского края неправомерно ограничивает указанных в нем лиц в праве на добычу полезных ископаемых в пределах границ их земельных участков только на глубину пяти метров и противоречит положениям ст. 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах), а также подп. 1 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пермским краевым судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокурор Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 3 сентября 2009 г. принят Закон Пермского края N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края" (с последующими изменениями), официально опубликованный в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 35, 7 сентября 2009 г.
Названный акт, как указано в его преамбуле, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и иными нормативными правовыми актами в сфере недропользования и устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края (ст. 1).
Согласно ст. 5 краевого Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 1 Закона о недрах предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанная норма устанавливает ограничения, как при добыче общераспространенных полезных ископаемых, так и при строительстве подземных сооружений.
Иное толкование закона противоречит ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Таким образом, недра являются исключительной собственностью Российской Федерации, а потому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления.
Правильность применения ограничения добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину до пяти метров подтверждается также подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, предусматривающим, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Поскольку ограничение использования для своих нужд относится как к строительству подземных сооружений, так и к добыче общераспространенных полезных ископаемых, то и ограничение на глубину до пяти метров следует относить к обоим видам разрешенных ст. 19 Закона о недрах действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Суть ограничений по ведению взрывных работ и пятиметровой глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых заключается в обеспечении безопасности при осуществлении добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационном представлении.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.09.2010 N 44-Г10-35
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. N 44-Г10-35
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании не действующей в части слов "на глубину до пяти метров" ст. 5 Закона Пермского края от 3 сентября 2009 г. N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края" по кассационному представлению прокурора Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемая норма Закона Пермского края неправомерно ограничивает указанных в нем лиц в праве на добычу полезных ископаемых в пределах границ их земельных участков только на глубину пяти метров и противоречит положениям ст. 19 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах), а также подп. 1 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Пермским краевым судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационном представлении прокурор Пермского края, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 3 сентября 2009 г. принят Закон Пермского края N 484-ПК "О порядке предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края" (с последующими изменениями), официально опубликованный в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 35, 7 сентября 2009 г.
Названный акт, как указано в его преамбуле, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и иными нормативными правовыми актами в сфере недропользования и устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование недр в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Пермского края (ст. 1).
Согласно ст. 5 краевого Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, для своих нужд на глубину до пяти метров.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.
Статьей 1 Закона о недрах предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Указанная норма устанавливает ограничения, как при добыче общераспространенных полезных ископаемых, так и при строительстве подземных сооружений.
Иное толкование закона противоречит ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, являются государственной собственностью.
Таким образом, недра являются исключительной собственностью Российской Федерации, а потому собственник земельного участка может осуществлять на своем земельном участке только добычу общераспространенных полезных ископаемых на глубине не более пяти метров от поверхности для личного потребления.
Правильность применения ограничения добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину до пяти метров подтверждается также подп. 1 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, предусматривающим, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Поскольку ограничение использования для своих нужд относится как к строительству подземных сооружений, так и к добыче общераспространенных полезных ископаемых, то и ограничение на глубину до пяти метров следует относить к обоим видам разрешенных ст. 19 Закона о недрах действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Суть ограничений по ведению взрывных работ и пятиметровой глубины добычи общераспространенных полезных ископаемых заключается в обеспечении безопасности при осуществлении добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационном представлении.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2010 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)