Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 апреля 2006 г. Дело N Ф09-2352/06-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вдовина Ю.В., судей Беликова М.Б., Кангина А.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2005 по делу N А07-41694/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралнефтехим" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 16.06.2003 N 112 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.11.2005 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены полностью.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствами, полагая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как у последнего отсутствовало право на применение налогового вычета по акцизам по операциям реализации нефтепродуктов, поскольку они документально не подтверждены.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, ввиду неполной уплаты в бюджет сумм акциза в результате неправильного заявления налоговых вычетов в феврале, марте 2003 г. по операциям реализации нефтепродуктов, в связи с чем инспекцией принято решение от 16.06.2005 N 112, которым налогоплательщику доначислен названный налог, пени, штраф.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о необоснованном заявлении обществом налоговых вычетов по акцизам при реализации нефтепродуктов продавцом - закрытым акционерным обществом "Башнефть-ТНК", не имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку обозначенный в документах номер 02 N 0046061190 принадлежит налогоплательщику.
Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался ст. 200, 201 Кодекса и исходил из правомерности применения обществом налоговых вычетов, поскольку им соблюдены все условия для возмещения данного вида налога.
Вместе с тем, указанный вывод основан на неполно исследованных судом документах, представленных в материалы дела.
Согласно п. 1, 8 ст. 200, п. 8 ст. 201 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии п. 8 ст. 201 Кодекса).
В соответствии с п. 8 ст. 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в п. 8 ст. 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38, в соответствии с которым отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Из приведенных норм следует, что налоговый орган проставляет отметку на реестре счетов-фактур при соблюдении налогоплательщиком - покупателем нефтепродуктов двух условий: наличия свидетельства и соответствия сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестрах счетов-фактур.
Судом установлены и материалами дела подтверждены факты реализации в течение 2003 г. нефтепродуктов продавцом (агентом) - закрытым акционерным обществом "Башнефть-ТНК" - от имени и в интересах общества (принципала) по договору поставки от 10.02.2003 N БНФ/П/3-1/7/2284/03/ДЕН покупателю (открытому акционерному обществу "Башкирнефтепродукт"), заключенному на основании агентского договора от 17.12.2002 N УНХ-01/12-02.
В рамках агентского договора продавец (агент) выполнял свои обязательства перед налогоплательщиком (принципалом), выступая перед контрагентами по поставке нефтепродуктов от своего имени и в интересам налогоплательщика, не являясь собственником, в связи с чем выставлял покупателям нефтепродуктов (открытому акционерному обществу "Башкирнефтепродукт") счета-фактуры от своего имени, с указанием в них свидетельства о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию нефтепродуктов налогоплательщика (принципала) как собственника данной продукции.
При этом к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно, применяются правила, предусмотренные гл. 49 или гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора (ст. 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, поступающие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
В соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Суд, оценивая доказательства, устанавливает их относимость, достоверность, достаточность и взаимную связь при полном, объективном и непосредственном их исследовании, как того требует ч. 1, 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, судом не учтено, что в материалы дела представлены 2 реестра счетов за февраль 2003 г. (т. 1, л. д. 128; т. 2, л. д. 187) от одной даты (02.04.2003), на которых проставлены отметки Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Орджоникидзевскому району г. Уфы посредством проставления штампа "Зарегистрировано". При этом в штампе отметки реестра - счетов (т. 1, л. д. 128) отсутствует регистрационный номер, в реестре - счетов (т. 2, л. д. 187) указан регистрационный номер N 10.
Таким образом, в названных реестрах - счетах содержатся противоречивые данные, и им не дана оценка.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешение спора, в связи с чем судебный акт в силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в указанной части.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить имеющиеся в деле противоречия, всесторонне, полно и объективно исследовать и оценить в совокупности обстоятельства, связанные с предъявлением обществом к возмещению из бюджета сумм налога по акцизу, а также имеющиеся в деле доказательства и принять законное и обоснованное решение по существу заявленного требования в соответствии с нормами материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2005 по делу N А07-41694/05 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан от 16.06.2003 N 112, в отношении акциза в сумме 2412345 руб., заявленного в декларации по акцизам за февраль 2003 г., отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2006 N Ф09-2352/06-С2 ПО ДЕЛУ N А07-41694/05
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2006 г. Дело N Ф09-2352/06-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вдовина Ю.В., судей Беликова М.Б., Кангина А.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2005 по делу N А07-41694/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Уралнефтехим" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 16.06.2003 N 112 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 15.11.2005 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования удовлетворены полностью.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимися в деле доказательствами, полагая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности, так как у последнего отсутствовало право на применение налогового вычета по акцизам по операциям реализации нефтепродуктов, поскольку они документально не подтверждены.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, ввиду неполной уплаты в бюджет сумм акциза в результате неправильного заявления налоговых вычетов в феврале, марте 2003 г. по операциям реализации нефтепродуктов, в связи с чем инспекцией принято решение от 16.06.2005 N 112, которым налогоплательщику доначислен названный налог, пени, штраф.
Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о необоснованном заявлении обществом налоговых вычетов по акцизам при реализации нефтепродуктов продавцом - закрытым акционерным обществом "Башнефть-ТНК", не имеющим свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, поскольку обозначенный в документах номер 02 N 0046061190 принадлежит налогоплательщику.
Полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался ст. 200, 201 Кодекса и исходил из правомерности применения обществом налоговых вычетов, поскольку им соблюдены все условия для возмещения данного вида налога.
Вместе с тем, указанный вывод основан на неполно исследованных судом документах, представленных в материалы дела.
Согласно п. 1, 8 ст. 200, п. 8 ст. 201 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии п. 8 ст. 201 Кодекса).
В соответствии с п. 8 ст. 201 Кодекса налоговые вычеты, указанные в п. 8 ст. 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38, в соответствии с которым отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Из приведенных норм следует, что налоговый орган проставляет отметку на реестре счетов-фактур при соблюдении налогоплательщиком - покупателем нефтепродуктов двух условий: наличия свидетельства и соответствия сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестрах счетов-фактур.
Судом установлены и материалами дела подтверждены факты реализации в течение 2003 г. нефтепродуктов продавцом (агентом) - закрытым акционерным обществом "Башнефть-ТНК" - от имени и в интересах общества (принципала) по договору поставки от 10.02.2003 N БНФ/П/3-1/7/2284/03/ДЕН покупателю (открытому акционерному обществу "Башкирнефтепродукт"), заключенному на основании агентского договора от 17.12.2002 N УНХ-01/12-02.
В рамках агентского договора продавец (агент) выполнял свои обязательства перед налогоплательщиком (принципалом), выступая перед контрагентами по поставке нефтепродуктов от своего имени и в интересам налогоплательщика, не являясь собственником, в связи с чем выставлял покупателям нефтепродуктов (открытому акционерному обществу "Башкирнефтепродукт") счета-фактуры от своего имени, с указанием в них свидетельства о регистрации лица, совершающего оптовую реализацию нефтепродуктов налогоплательщика (принципала) как собственника данной продукции.
При этом к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно, применяются правила, предусмотренные гл. 49 или гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора (ст. 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, поступающие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
В соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Суд, оценивая доказательства, устанавливает их относимость, достоверность, достаточность и взаимную связь при полном, объективном и непосредственном их исследовании, как того требует ч. 1, 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, судом не учтено, что в материалы дела представлены 2 реестра счетов за февраль 2003 г. (т. 1, л. д. 128; т. 2, л. д. 187) от одной даты (02.04.2003), на которых проставлены отметки Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Орджоникидзевскому району г. Уфы посредством проставления штампа "Зарегистрировано". При этом в штампе отметки реестра - счетов (т. 1, л. д. 128) отсутствует регистрационный номер, в реестре - счетов (т. 2, л. д. 187) указан регистрационный номер N 10.
Таким образом, в названных реестрах - счетах содержатся противоречивые данные, и им не дана оценка.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешение спора, в связи с чем судебный акт в силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в указанной части.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить имеющиеся в деле противоречия, всесторонне, полно и объективно исследовать и оценить в совокупности обстоятельства, связанные с предъявлением обществом к возмещению из бюджета сумм налога по акцизу, а также имеющиеся в деле доказательства и принять законное и обоснованное решение по существу заявленного требования в соответствии с нормами материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.11.2005 по делу N А07-41694/05 в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан от 16.06.2003 N 112, в отношении акциза в сумме 2412345 руб., заявленного в декларации по акцизам за февраль 2003 г., отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Агидель Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
БЕЛИКОВ М.Б.
КАНГИН А.В.
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
БЕЛИКОВ М.Б.
КАНГИН А.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)