Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
13 декабря 2005 г. Дело N А19-39785/05-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": представителя Лебедевой А.П., юрисконсульта юридической службы ВСЖД - филиала ОАО "РЖД", по доверенности от 22.12.2004 N 320/989,
от налогового органа: представителя Задруцкой И.Ю., ведущего специалиста юридического отдела, по доверенности от 02.12.2005 N 15.1/32228,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Российские железные дороги" о признании недействительным решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения",
ОАО "Российские железные дороги" заявлены требования о признании недействительным решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании представитель заявителя Лебедева заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал следующие обстоятельства.
Заявителем подана налоговая декларация по земельному налогу за 2005 г.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г.
В ходе налоговой проверки установлено, что заявитель необоснованно применил налоговую ставку налога на землю за земли поселений в размере 0,0023771 руб. за 1 кв.м как за земли промышленности (земли транспорта).
Указанное нарушение привело к занижению земельного налога на сумму 1056848 руб.
По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявителю предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 1056848 руб.
Возражая против доводов налогового органа, заявитель указал, что земельный участок общей площадью 9238851 кв.м предоставлен администрацией Куйтунского района заявителю под полосу отвода железной дороги, в том числе земли поселений р.п. Куйтун, с. Харик, с. Кимильтей и земли промышленности.
Согласно закону налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере 25 процентов от ставки земельного налога, установленного за сельскохозяйственные угодья.
Заявитель считает, земля в Куйтунском районе общей площадью 9238851 кв.м является полосой отвода и исчисляется по ставке 0,0023771 руб. за 1 кв.м на основании решения Думы Куйтунского района от 25.05.2004 N 185 и с учетом применяемой индексации 1,1 согласно Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Таким образом, по мнению заявителя, земельный налог им исчислен верно и оспариваемое решение не соответствует нормам закона и нарушает права заявителя как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа Задруцкая требования не признала, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
Отклоняя заявленные требования, налоговый орган в представленном отзыве, ссылаясь на обстоятельства допущенных заявителем нарушений, указал, что основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г.
Согласно указанной декларации, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 35430 руб.
Налоговый орган полагает, что заявитель неправомерно применил налоговую ставку в размере 0,0023771 руб. за 1 кв.м на весь участок площадью 9238851 кв.м, тогда как в указанную площадь входят и земли промышленности (8168105 кв.м) и земли поселений р.п. Куйтун, с. Харик, с. Кимильтей (1069746 кв.м).
Инспекция полагает, что при отнесении земель к полосе отвода железной дороги нужно руководствоваться п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185 "О земельном налоге и арендной плате по Куйтунскому району в 2004 г.", согласно которому землями, расположенными в полосе отвода железной дороги, признаются земли под земельным полотном с верхним строением пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями.
Таким образом, налоговый орган доначислил заявителю земельный налог в сумме 1056848 руб. по ставке 1,5682 руб. за 1 кв.м за земли городов и поселков (р.п. Куйтун) и по ставке 0,3136 руб. за 1 кв.м за земли в границах сельских населенных пунктов (с. Харик, с. Кимильтей). Ставки земельного налога применены инспекцией в соответствии с пп. 5, 6 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185.
По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявителю предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 1056848 руб.
Суд не может согласиться с доводами налогового органа по следующим основаниям.
Полоса отвода согласно Федеральному закону от 25.08.1995 "О федеральном железнодорожном транспорте", Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", абзацу 4 подпункта 9 пункта 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" определяется как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно постановлению администрации Куйтунского района от 26.04.2004 N 263 "О предоставлении земельного участка ФГУП "ВСЖД" под полосу отвода железной дороги" предоставлен земельный участок общей площадью 9238851 кв.м, в том числе: 1069746 кв.м - земли поселений (земли поселений р.п. Куйтун - 577022 кв.м, земли поселений с. Харик, с. Кимильтей - 492724 кв.м), земли промышленности (земли транспорта) - 8169105 кв.м.
Таким образом, весь предоставленный земельный участок, в который входят и земли поселений и земли промышленности, был предоставлен под полосу отвода железной дороги.
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере 25 процентов от ставки земельного налога, установленного за сельскохозяйственные угодья, согласно приложению 1.
В соответствии с п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185 земельный налог за земли, расположенные в полосе отвода железной дороги под земляным полотном с верхними строениями пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями, исчисляется в размере 0,002161 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, налогоплательщиком применена налоговая ставка даже большая, чем установлена п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район".
Вместе с тем в решении Думы муниципального образования "Куйтунский район" земли, расположенные в полосе отвода железной дороги, ограничены землями под земляным полотном с верхними строениями пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации). До настоящего времени Правительством Российской Федерации указанного постановления не принято.
Постановлением администрации Куйтунского района от 26.04.2004 N 263 "О предоставлении земельного участка ФГУП "ВСЖД" под полосу отвода железной дороги" предоставлен земельный участок общей площадью 9238851 кв.м.
С учетом вышеизложенного налогоплательщик обоснованно произвел расчет налога на землю по земельному участку общей площадью 9238851 кв.м, предоставленному ему для полосы отвода железной дороги, по льготной ставке, установленной для земель, расположенных в полосе отвода железной дороги.
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, не является основанием для лишения заявителя права на пользование законно установленной льготой.
Таким образом, суд считает необоснованным доначисление налоговым органом земельного налога в сумме 1056848 руб. и предложение уплатить его заявителю (подпункт 2.1 п. 2 оспариваемого решения).
Пунктом 1 оспариваемого решения на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении к налоговой ответственности ОАО "Российские железные дороги" отказано.
Суд считает, что п. 1 оспариваемого решения не противоречит нормам НК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя как налогоплательщика.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ заявителю следует возвратить уплаченную им при подаче заявления госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
1) заявленные требования удовлетворить частично;
2) признать недействительным п. 2 решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующий Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1;
3) в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать;
4) обязать МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Российский железные дороги";
5) возвратить ОАО "Российский железные дороги" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 02.11.2005 N 492;
6) решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.12.2005, 06.12.2005 ПО ДЕЛУ N А19-39785/05-15
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 декабря 2005 г. Дело N А19-39785/05-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД": представителя Лебедевой А.П., юрисконсульта юридической службы ВСЖД - филиала ОАО "РЖД", по доверенности от 22.12.2004 N 320/989,
от налогового органа: представителя Задруцкой И.Ю., ведущего специалиста юридического отдела, по доверенности от 02.12.2005 N 15.1/32228,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Российские железные дороги" о признании недействительным решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения",
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" заявлены требования о признании недействительным решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании представитель заявителя Лебедева заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал следующие обстоятельства.
Заявителем подана налоговая декларация по земельному налогу за 2005 г.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г.
В ходе налоговой проверки установлено, что заявитель необоснованно применил налоговую ставку налога на землю за земли поселений в размере 0,0023771 руб. за 1 кв.м как за земли промышленности (земли транспорта).
Указанное нарушение привело к занижению земельного налога на сумму 1056848 руб.
По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявителю предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 1056848 руб.
Возражая против доводов налогового органа, заявитель указал, что земельный участок общей площадью 9238851 кв.м предоставлен администрацией Куйтунского района заявителю под полосу отвода железной дороги, в том числе земли поселений р.п. Куйтун, с. Харик, с. Кимильтей и земли промышленности.
Согласно закону налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере 25 процентов от ставки земельного налога, установленного за сельскохозяйственные угодья.
Заявитель считает, земля в Куйтунском районе общей площадью 9238851 кв.м является полосой отвода и исчисляется по ставке 0,0023771 руб. за 1 кв.м на основании решения Думы Куйтунского района от 25.05.2004 N 185 и с учетом применяемой индексации 1,1 согласно Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Таким образом, по мнению заявителя, земельный налог им исчислен верно и оспариваемое решение не соответствует нормам закона и нарушает права заявителя как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель налогового органа Задруцкая требования не признала, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
Отклоняя заявленные требования, налоговый орган в представленном отзыве, ссылаясь на обстоятельства допущенных заявителем нарушений, указал, что основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная проверка представленной заявителем налоговой декларации по земельному налогу за 2005 г.
Согласно указанной декларации, сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 35430 руб.
Налоговый орган полагает, что заявитель неправомерно применил налоговую ставку в размере 0,0023771 руб. за 1 кв.м на весь участок площадью 9238851 кв.м, тогда как в указанную площадь входят и земли промышленности (8168105 кв.м) и земли поселений р.п. Куйтун, с. Харик, с. Кимильтей (1069746 кв.м).
Инспекция полагает, что при отнесении земель к полосе отвода железной дороги нужно руководствоваться п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185 "О земельном налоге и арендной плате по Куйтунскому району в 2004 г.", согласно которому землями, расположенными в полосе отвода железной дороги, признаются земли под земельным полотном с верхним строением пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями.
Таким образом, налоговый орган доначислил заявителю земельный налог в сумме 1056848 руб. по ставке 1,5682 руб. за 1 кв.м за земли городов и поселков (р.п. Куйтун) и по ставке 0,3136 руб. за 1 кв.м за земли в границах сельских населенных пунктов (с. Харик, с. Кимильтей). Ставки земельного налога применены инспекцией в соответствии с пп. 5, 6 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185.
По результатам проверки налоговым органом было вынесено решение от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявителю предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 1056848 руб.
Суд не может согласиться с доводами налогового органа по следующим основаниям.
Полоса отвода согласно Федеральному закону от 25.08.1995 "О федеральном железнодорожном транспорте", Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", абзацу 4 подпункта 9 пункта 5 Инструкции МНС Российской Федерации от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" определяется как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно постановлению администрации Куйтунского района от 26.04.2004 N 263 "О предоставлении земельного участка ФГУП "ВСЖД" под полосу отвода железной дороги" предоставлен земельный участок общей площадью 9238851 кв.м, в том числе: 1069746 кв.м - земли поселений (земли поселений р.п. Куйтун - 577022 кв.м, земли поселений с. Харик, с. Кимильтей - 492724 кв.м), земли промышленности (земли транспорта) - 8169105 кв.м.
Таким образом, весь предоставленный земельный участок, в который входят и земли поселений и земли промышленности, был предоставлен под полосу отвода железной дороги.
Согласно п. 23 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере 25 процентов от ставки земельного налога, установленного за сельскохозяйственные угодья, согласно приложению 1.
В соответствии с п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район" от 25.05.2004 N 185 земельный налог за земли, расположенные в полосе отвода железной дороги под земляным полотном с верхними строениями пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями, исчисляется в размере 0,002161 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, налогоплательщиком применена налоговая ставка даже большая, чем установлена п. 8 решения Думы муниципального образования "Куйтунский район".
Вместе с тем в решении Думы муниципального образования "Куйтунский район" земли, расположенные в полосе отвода железной дороги, ограничены землями под земляным полотном с верхними строениями пути и водопроводными устройствами, защитными насаждениями.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации (статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации). До настоящего времени Правительством Российской Федерации указанного постановления не принято.
Постановлением администрации Куйтунского района от 26.04.2004 N 263 "О предоставлении земельного участка ФГУП "ВСЖД" под полосу отвода железной дороги" предоставлен земельный участок общей площадью 9238851 кв.м.
С учетом вышеизложенного налогоплательщик обоснованно произвел расчет налога на землю по земельному участку общей площадью 9238851 кв.м, предоставленному ему для полосы отвода железной дороги, по льготной ставке, установленной для земель, расположенных в полосе отвода железной дороги.
То обстоятельство, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, не является основанием для лишения заявителя права на пользование законно установленной льготой.
Таким образом, суд считает необоснованным доначисление налоговым органом земельного налога в сумме 1056848 руб. и предложение уплатить его заявителю (подпункт 2.1 п. 2 оспариваемого решения).
Пунктом 1 оспариваемого решения на основании п. 1 ст. 109 НК РФ в привлечении к налоговой ответственности ОАО "Российские железные дороги" отказано.
Суд считает, что п. 1 оспариваемого решения не противоречит нормам НК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя как налогоплательщика.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ заявителю следует возвратить уплаченную им при подаче заявления госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1) заявленные требования удовлетворить частично;
2) признать недействительным п. 2 решения МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 09.09.2005 N 03-34/4256 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующий Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1;
3) в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать;
4) обязать МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Российский железные дороги";
5) возвратить ОАО "Российский железные дороги" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 02.11.2005 N 492;
6) решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)