Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 октября 2003 года Дело N А26-2658/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от индивидуального предпринимателя Кокшарова Михаила Владимировича адвоката Можеева Ю.В. (доверенность от 22.04.2003), рассмотрев 07.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-2658/03-26 (судья Шатина Г.Г.),
Индивидуальный предприниматель Кокшаров Михаил Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 06.01.2002 N 416 о невозможности применения с 02.12.2002 предпринимателем упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 02.06.2003 требования Кокшарова М.В. удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по данному делу новый судебный акт.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 02.12.2002 Кокшаров М.В. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Предприниматель 04.12.2002 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет. Одновременно им было подано заявление о применении упрощенной системы налогообложения. Указанное заявление не было принято в связи с тем, что оно не соответствовало установленному образцу. Это обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Предприниматель 05.12.2002 подал в налоговую инспекцию заявление по установленной форме о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, зарегистрированное 06.12.2002.
Уведомлением от 06.01.2003 N 416 налоговая инспекция сообщила Кокшарову М.В. о невозможности применения им с 02.12.2002 упрощенной системы налогообложения в связи с нарушением срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кокшаров М.В. не согласился с названным уведомлением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление предпринимателя, признав оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным как несоответствующим пункту 2 статьи 346.13 НК РФ.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая вышеперечисленные нормы, Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие с 01.01.2003.
На момент подачи предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 статьи 2 которого вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Названным законом не ограничивается подача организацией или индивидуальным предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения днем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Следовательно, заявление на право применения упрощенной системы налогообложения может быть подано организацией или индивидуальным предпринимателем как в день подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, так и в другой день, при соблюдении иных условий, установленных Законом N 222-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 222-ФЗ решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела видно, что Кокшаров М.В. подал заявление в налоговую инспекцию 06.12.2002 (по неустановленной форме 04.12.2002), уведомление о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения составлено налоговым органом 06.01.2003, то есть с нарушением предусмотренного пятнадцатидневного срока. Как усматривается из указанного уведомления, предприниматель был с ним ознакомлен только 14.04.2003.
Кроме того, в названном уведомлении в качестве основания, не позволяющего предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения с 02.12.2002, указано нарушение срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленного пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2003, то есть не действовавшей на момент подачи Кокшаровым М.В. заявления, и в период, в который в соответствии с Законом N 222-ФЗ налоговый орган должен был принять решение по данному заявлению. Более того, предпринимателем подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, а не с 02.12.2002. Кроме того, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается одновременная подача заявлений о постановке на учет и переходе на упрощенную систему налогообложения. Факт оформления заявления не по установленной форме в данном случае значения не имеет.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует Закону N 222-ФЗ, действовавшему в спорный период до 01.01.2003, а также пункту 2 статьи 346.13 НК РФ, действовавшей с 01.01.2003, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-2658/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2003 N А26-2658/03-26
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2003 года Дело N А26-2658/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., при участии от индивидуального предпринимателя Кокшарова Михаила Владимировича адвоката Можеева Ю.В. (доверенность от 22.04.2003), рассмотрев 07.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-2658/03-26 (судья Шатина Г.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кокшаров Михаил Владимирович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 06.01.2002 N 416 о невозможности применения с 02.12.2002 предпринимателем упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 02.06.2003 требования Кокшарова М.В. удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по данному делу новый судебный акт.
Налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 02.12.2002 Кокшаров М.В. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
Предприниматель 04.12.2002 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о постановке на налоговый учет. Одновременно им было подано заявление о применении упрощенной системы налогообложения. Указанное заявление не было принято в связи с тем, что оно не соответствовало установленному образцу. Это обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Предприниматель 05.12.2002 подал в налоговую инспекцию заявление по установленной форме о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, зарегистрированное 06.12.2002.
Уведомлением от 06.01.2003 N 416 налоговая инспекция сообщила Кокшарову М.В. о невозможности применения им с 02.12.2002 упрощенной системы налогообложения в связи с нарушением срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кокшаров М.В. не согласился с названным уведомлением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление предпринимателя, признав оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным как несоответствующим пункту 2 статьи 346.13 НК РФ.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая вышеперечисленные нормы, Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие с 01.01.2003.
На момент подачи предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 статьи 2 которого вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Названным законом не ограничивается подача организацией или индивидуальным предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения днем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Следовательно, заявление на право применения упрощенной системы налогообложения может быть подано организацией или индивидуальным предпринимателем как в день подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, так и в другой день, при соблюдении иных условий, установленных Законом N 222-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 222-ФЗ решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела видно, что Кокшаров М.В. подал заявление в налоговую инспекцию 06.12.2002 (по неустановленной форме 04.12.2002), уведомление о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения составлено налоговым органом 06.01.2003, то есть с нарушением предусмотренного пятнадцатидневного срока. Как усматривается из указанного уведомления, предприниматель был с ним ознакомлен только 14.04.2003.
Кроме того, в названном уведомлении в качестве основания, не позволяющего предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения с 02.12.2002, указано нарушение срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленного пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2003, то есть не действовавшей на момент подачи Кокшаровым М.В. заявления, и в период, в который в соответствии с Законом N 222-ФЗ налоговый орган должен был принять решение по данному заявлению. Более того, предпринимателем подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, а не с 02.12.2002. Кроме того, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается одновременная подача заявлений о постановке на учет и переходе на упрощенную систему налогообложения. Факт оформления заявления не по установленной форме в данном случае значения не имеет.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует Закону N 222-ФЗ, действовавшему в спорный период до 01.01.2003, а также пункту 2 статьи 346.13 НК РФ, действовавшей с 01.01.2003, суд первой инстанции правомерно признал его недействительным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2003 по делу N А26-2658/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)