Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 апреля 2006 г. Дело N А41-К2-28857/05
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" к МРИ ФНС РФ N 17 о признании незаконным бездействия, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" обратилось в Арбитражный суд с иском к МРИ ФНС РФ N 17 о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении зачета суммы излишне уплаченного в 2005 г. земельного налога в размере 388722 руб. в счет предстоящих платежей.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об изменении предмета иска и просит обязать зачесть излишне уплаченный в 2005 г. земельный налог в сумме 388722 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу и представил дополнительные материалы, которые приобщены к материалам дела. Ходатайство удовлетворено.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" является землепользователем земельных участков, расположенных в городе Люберцы и на землях промышленности Московской области, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" Общество, как землепользователь, облагается ежегодным земельным налогом.
17 ноября 2005 г. в связи с перерасчетом ставок земельного налога Общество направило в МИФНС N 17 по Московской области в виде почтового отправления с описью вложения уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, сопроводительное письмо к уточненной налоговой декларации и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 388722 руб. в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу. Согласно уведомлению о вручении указанное выше почтовое отправление получено Инспекцией 18 ноября 2005 г.
Общество полагает, что допущенное Инспекцией бездействие, выразившееся в неосуществлении зачета суммы излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей Общества по земельному налогу, не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает право налогоплательщика на своевременный зачет суммы излишне уплаченного налога.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований; при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ. При этом до введения в действие глав части второй НК РФ о налогах, предусмотренных статьями 12 - 15 НК РФ, ссылки в статьях 12 и 53 НК РФ на положения Налогового кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства РФ о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ). Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ до приведения законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные Законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В силу части первой статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю".
Согласно таблице 1 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога для города Люберцы, как для города Центрального экономического района с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, составляет 1,8 руб./кв. м в расчете на год.
Согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-экономического потенциала применительно к городу Люберцы, как городу с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, составляет 2,2.
В течение 1994 - 2005 гг. на федеральном уровне устанавливались следующие коэффициенты индексации ставок земельного налога:
- 1994 год. Коэффициент 50 - подпункт "а" пункта 21 статьи 1 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ, статья 12 Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ;
- 1995 год. Коэффициент 2 - пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ, статья 9 Федерального закона от 31.03.95 N 39-ФЗ, пункт 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562;
- 1996 год. Коэффициент 1,5 - пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.96 N 378;
- 1997 год. Коэффициент 2 - статья 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ;
- 1998 год. Без коэффициента - статья 1 Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ;
- 1999 год. Коэффициент 2 - статья 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ;
- 2000 год. Коэффициент 1,2 - статья 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
- 2001 год. Без коэффициента - статья 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ;
- 2002 год. Коэффициент 2 - статья 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ;
- 2003 год. Коэффициент 1,8 - статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;
- 2004 год. Коэффициент 1,1 - статья 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
- 2005 год. Коэффициент 1,1 - статья 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
С 01.01.1998 осуществлен переход на новый масштаб цен - пункт 2 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков", пункт 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182, Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 20.03.1998 N ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614.
Таким образом, с учетом ежегодных коэффициентов индексации средняя ставка земельного налога за земли г. Люберцы составляет:
- - на 2002 год - 5,7024 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) = 5,7024 руб./кв. м];
- - на 2003 год - 10,2643 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) = 10,2643 руб./кв. м];
- - на 2004 год - 11,2908 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) x 1,1 (2004 год) = 11,2908 руб./кв. м];
- - на 2005 год - 12,4198 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) x 1,1 (2004 год) x 1,1 (2005 год) = 12,4198 руб./кв. м].
Часть вторая статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" предоставляет органам местного самоуправления городов право дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Из решений Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район" Московской области N 98/14 от 30.05.2002, 126/17 от 18.12.2002 и N 165/24 от 31.10.2003 (приложение 7) следует, что для города Люберцы ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города. Следовательно, дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления города Люберцы, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в городе Люберцы, установленные органом местного самоуправления Люберецкого района (на 2002 г. - 19,44 руб./кв. м, на 2003 г. - 35,00 руб./кв. м, на 2004 г. - 38,5 руб./кв. м), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 3,41 раза.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставлял органам местного самоуправления право повышать средние ставки земельного налога, установленные федеральным законом (Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю"), у Общества при исчислении суммы земельного налога за 2005 год отсутствовала обязанность применять ставки земельного налога, завышенные органом местного самоуправления в предыдущих налоговых периодах.
В силу статьи 9 Закона РФ "О плате за землю" налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Согласно таблице 1 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога для поселений Центрального экономического района численностью до 20 тысяч человек составляет 1,0 руб./кв. м в расчете на год.
С учетом коэффициентов индексации, установленных на федеральном уровне в 1994 - 2005 гг., налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности на 2005 год составляет 0,6273 руб./кв. м [1,0 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 г.) x 2 (1995 г.) x 1,5 (1996 г.) x 2 (1997 г.) x 2 (1999 г.) x 1,2 (2000 г.) x 2 (2002 г.) x 1,8 (2003 г.) x 1,1 (2004 г.) x 1,1 (2005 г.) x 20% = 0,6273 руб./кв. м].
Размер переплаты. В 2005 г. Общество исчислило и уплатило земельный налог, исходя из ставок земельного налога, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район" Московской области N 165/24 от 31.10.2003, и положения статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, согласно которому действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
В 2005 г. Общество фактически уплатило земельный налог в размере 555604 р.:
- по платежному поручению N 817 от 01.08.2005 - 188458 р.;
- по платежному поручению N 818 от 01.08.2005 - 2397 р.;
- по платежному поручению N 819 от 01.08.2005 - 55000 р.;
- по платежному поручению N 820 от 01.08.2005 - 33146 р.;
- по платежному поручению N 1250 от 15.11.2005 - 188457 р.;
- по платежному поручению N 1251 от 15.11.2005 - 88146 р.
В соответствии с уточненной налоговой декларацией по земельному налогу за 2005 г. сумма земельного налога за все земельные участки составляет 166882 р. (166882 р. = 110536 р. (Люберцы) + 40336 р. (земли промышленности) + 13613 р. (Томилино) + 2397 р. (Малаховка)).
Сумма излишне уплаченного за 2005 г. земельного налога составляет 388722 р. (388722 р. = 555604 р. - 166882 р.).
В силу пункта 1 части 3 и части 1 статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" доходы от местных налогов в 2005 году зачисляются в местные бюджеты.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. В заявлении N 2 о зачете излишне уплаченной суммы налога (приложение 5) Общество распорядилось осуществить зачет излишне уплаченного земельного налога в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу.
В силу пункта 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа; такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 78 НК РФ, Инспекция решение о зачете не вынесла, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей Общества не осуществила.
Кроме того, вся Московская область является зоной отдыха Москвы.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены "коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах" - в курортных районах и зонах отдыха. В отношении земель Московской области (столбец 2) повышающие коэффициенты установлены только для зоны отдыха Москвы (столбец 1).
Согласно пункту 2 статьи 86 Земельного кодекса РФ зоны отдыха населения выделяются в пригородных зонах. В свою очередь, в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений (пункт 1 статьи 86 ЗК РФ). При этом границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами (пункт 4 статьи 86 ЗК РФ).
Федеральным законодательством не предусмотрено, что все земли Московской области являются пригородной зоной города федерального значения Москвы и зоной отдыха Москвы. В частности, федеральным законодательством не предусмотрено, что земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное пользование, относятся к зоне отдыха Москвы.
Кроме того, Правительство г. Москвы Постановлением от 22.08.2000 N 658 утвердило Положение "О зонах отдыха в г. Москве", из п. 1.3 которого усматривается, что загородные зоны отдыха должны быть определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водными фондами в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, по смыслу данного Положения вся Московская область не является зоной отдыха Москвы; указанные зоны могут выделяться из состава земель Московской области.
Данное толкование указанной нормы соответствует столбцу 2 таблицы 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", который указывает место нахождения курорта или зоны отдыха на территории конкретного субъекта РФ, а не описывает всю его территорию.
Довод налогового органа о том, что вся земли Московской области относятся к зоне отдыха Москвы, противоречит земельному и налоговому законодательству.
При исчислении земельного налога за земельные участки Общества необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные статьей 2 Закона МО "О плате за землю в МО".
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
В названной норме установлено, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех земельных участков, в отношении которых Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" применение повышающих коэффициентов предусмотрено в отношении курортных зон - курортных районов и зон отдыха. Применительно к землям Московской области (столбец 2) повышающие коэффициенты предусмотрены только для зоны отдыха Москвы (столбец 1).
Понятие "зона отдыха Москвы", так же как и понятия "курорт" и "курортный район" налоговым законодательством не определены. Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ эти понятия следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В силу статей 7, 86, 87, 88, 94, 96, 98 Земельного кодекса РФ, статей 1 и 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ земельные участки, предоставленные Обществу, не могут относиться к зоне отдыха Москвы, курортам или курортным районам.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, налоговый орган не представил суду доказательств отнесения земельных участков Общества к зоне отдыха Москвы, курортам или курортным районам.
Следовательно, при исчислении налога за земельные участки Общества не могут применяться повышающие коэффициенты увеличения средних ставок, предусмотренные таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю".
Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N УГ04-57 подтверждена правомерность применения повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" (курортные районы и зоны отдыха). Этим Определением не установлено, что предоставленный Обществу земельный участок относится к таким землям. Кроме того, суд общей юрисдикции не менял порядок применения статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" и не определял ставки налога, подлежащие применению за земельный участок Общества.
Следовательно, Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N УГ04-57 не может служить основанием для применения к земельным участкам Общества повышающих коэффициентов, установленных статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
обязать МРИ ФНС РФ N 17 зачесть ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" излишне уплаченный в 2005 г. земельный налог в сумме 388722 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Выдать истцу справку на возврат госпошлины в сумме 7275 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-28857/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2006 г. Дело N А41-К2-28857/05
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" к МРИ ФНС РФ N 17 о признании незаконным бездействия, при участии в заседании: явка отражена в протоколе,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" обратилось в Арбитражный суд с иском к МРИ ФНС РФ N 17 о признании незаконным бездействие, выразившееся в неосуществлении зачета суммы излишне уплаченного в 2005 г. земельного налога в размере 388722 руб. в счет предстоящих платежей.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об изменении предмета иска и просит обязать зачесть излишне уплаченный в 2005 г. земельный налог в сумме 388722 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу и представил дополнительные материалы, которые приобщены к материалам дела. Ходатайство удовлетворено.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" является землепользователем земельных участков, расположенных в городе Люберцы и на землях промышленности Московской области, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" Общество, как землепользователь, облагается ежегодным земельным налогом.
17 ноября 2005 г. в связи с перерасчетом ставок земельного налога Общество направило в МИФНС N 17 по Московской области в виде почтового отправления с описью вложения уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, сопроводительное письмо к уточненной налоговой декларации и письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 388722 руб. в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу. Согласно уведомлению о вручении указанное выше почтовое отправление получено Инспекцией 18 ноября 2005 г.
Общество полагает, что допущенное Инспекцией бездействие, выразившееся в неосуществлении зачета суммы излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей Общества по земельному налогу, не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает право налогоплательщика на своевременный зачет суммы излишне уплаченного налога.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований; при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по местным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ. При этом до введения в действие глав части второй НК РФ о налогах, предусмотренных статьями 12 - 15 НК РФ, ссылки в статьях 12 и 53 НК РФ на положения Налогового кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства РФ о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ). Согласно статье 4 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ до приведения законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные Законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Порядок взимания земельного налога регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В силу части первой статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю".
Согласно таблице 1 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога для города Люберцы, как для города Центрального экономического района с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, составляет 1,8 руб./кв. м в расчете на год.
Согласно таблице 3 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-экономического потенциала применительно к городу Люберцы, как городу с численностью населения 100 - 250 тыс. человек, составляет 2,2.
В течение 1994 - 2005 гг. на федеральном уровне устанавливались следующие коэффициенты индексации ставок земельного налога:
- 1994 год. Коэффициент 50 - подпункт "а" пункта 21 статьи 1 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ, статья 12 Федерального закона от 01.07.94 N 9-ФЗ;
- 1995 год. Коэффициент 2 - пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ, статья 9 Федерального закона от 31.03.95 N 39-ФЗ, пункт 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 562;
- 1996 год. Коэффициент 1,5 - пункт 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.96 N 378;
- 1997 год. Коэффициент 2 - статья 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ;
- 1998 год. Без коэффициента - статья 1 Федерального закона от 28.10.1998 N 162-ФЗ;
- 1999 год. Коэффициент 2 - статья 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ;
- 2000 год. Коэффициент 1,2 - статья 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ;
- 2001 год. Без коэффициента - статья 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ;
- 2002 год. Коэффициент 2 - статья 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ, статья 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ;
- 2003 год. Коэффициент 1,8 - статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;
- 2004 год. Коэффициент 1,1 - статья 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ;
- 2005 год. Коэффициент 1,1 - статья 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
С 01.01.1998 осуществлен переход на новый масштаб цен - пункт 2 Указа Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков", пункт 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182, Письмо Госналогслужбы РФ и Госкомзема РФ от 20.03.1998 N ВЗ-6-04/191, 30-171/4/614.
Таким образом, с учетом ежегодных коэффициентов индексации средняя ставка земельного налога за земли г. Люберцы составляет:
- - на 2002 год - 5,7024 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) = 5,7024 руб./кв. м];
- - на 2003 год - 10,2643 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) = 10,2643 руб./кв. м];
- - на 2004 год - 11,2908 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) x 1,1 (2004 год) = 11,2908 руб./кв. м];
- - на 2005 год - 12,4198 руб./кв. м [1,8 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 год) x 2 (1995 год) x 1,5 (1996 год) x 2 (1997 год) x 2 (1999 год) x 1,2 (2000 год) x 2 (2002 год) x 1,8 (2003 год) x 1,1 (2004 год) x 1,1 (2005 год) = 12,4198 руб./кв. м].
Часть вторая статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" предоставляет органам местного самоуправления городов право дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Из решений Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район" Московской области N 98/14 от 30.05.2002, 126/17 от 18.12.2002 и N 165/24 от 31.10.2003 (приложение 7) следует, что для города Люберцы ежегодно устанавливалась единая ставка земельного налога за все земли города. Следовательно, дифференцирование средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", не осуществлялось ни органом местного самоуправления города Люберцы, ни органом местного самоуправления Люберецкого района.
Вместе с тем, ставки налога за земли в городе Люберцы, установленные органом местного самоуправления Люберецкого района (на 2002 г. - 19,44 руб./кв. м, на 2003 г. - 35,00 руб./кв. м, на 2004 г. - 38,5 руб./кв. м), превышают средние ставки налога, исчисленные за те же периоды исходя из положений федерального законодательства, в 3,41 раза.
Так как Закон РФ "О плате за землю" не предоставлял органам местного самоуправления право повышать средние ставки земельного налога, установленные федеральным законом (Приложение 2 к Закону РФ "О плате за землю"), у Общества при исчислении суммы земельного налога за 2005 год отсутствовала обязанность применять ставки земельного налога, завышенные органом местного самоуправления в предыдущих налоговых периодах.
В силу статьи 9 Закона РФ "О плате за землю" налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 процентов от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к настоящему Закону для поселений численностью до 20 тысяч человек.
Согласно таблице 1 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" средняя ставка земельного налога для поселений Центрального экономического района численностью до 20 тысяч человек составляет 1,0 руб./кв. м в расчете на год.
С учетом коэффициентов индексации, установленных на федеральном уровне в 1994 - 2005 гг., налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности на 2005 год составляет 0,6273 руб./кв. м [1,0 руб./кв. м (таблица 1) x 2,2 (таблица 3) x 50 (1994 г.) x 2 (1995 г.) x 1,5 (1996 г.) x 2 (1997 г.) x 2 (1999 г.) x 1,2 (2000 г.) x 2 (2002 г.) x 1,8 (2003 г.) x 1,1 (2004 г.) x 1,1 (2005 г.) x 20% = 0,6273 руб./кв. м].
Размер переплаты. В 2005 г. Общество исчислило и уплатило земельный налог, исходя из ставок земельного налога, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Люберецкий район" Московской области N 165/24 от 31.10.2003, и положения статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, согласно которому действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
В 2005 г. Общество фактически уплатило земельный налог в размере 555604 р.:
- по платежному поручению N 817 от 01.08.2005 - 188458 р.;
- по платежному поручению N 818 от 01.08.2005 - 2397 р.;
- по платежному поручению N 819 от 01.08.2005 - 55000 р.;
- по платежному поручению N 820 от 01.08.2005 - 33146 р.;
- по платежному поручению N 1250 от 15.11.2005 - 188457 р.;
- по платежному поручению N 1251 от 15.11.2005 - 88146 р.
В соответствии с уточненной налоговой декларацией по земельному налогу за 2005 г. сумма земельного налога за все земельные участки составляет 166882 р. (166882 р. = 110536 р. (Люберцы) + 40336 р. (земли промышленности) + 13613 р. (Томилино) + 2397 р. (Малаховка)).
Сумма излишне уплаченного за 2005 г. земельного налога составляет 388722 р. (388722 р. = 555604 р. - 166882 р.).
В силу пункта 1 части 3 и части 1 статьи 2 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений" доходы от местных налогов в 2005 году зачисляются в местные бюджеты.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам. В заявлении N 2 о зачете излишне уплаченной суммы налога (приложение 5) Общество распорядилось осуществить зачет излишне уплаченного земельного налога в счет своих предстоящих платежей по земельному налогу.
В силу пункта 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа; такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В срок, установленный пунктом 4 статьи 78 НК РФ, Инспекция решение о зачете не вынесла, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей Общества не осуществила.
Кроме того, вся Московская область является зоной отдыха Москвы.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены "коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах" - в курортных районах и зонах отдыха. В отношении земель Московской области (столбец 2) повышающие коэффициенты установлены только для зоны отдыха Москвы (столбец 1).
Согласно пункту 2 статьи 86 Земельного кодекса РФ зоны отдыха населения выделяются в пригородных зонах. В свою очередь, в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений (пункт 1 статьи 86 ЗК РФ). При этом границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами (пункт 4 статьи 86 ЗК РФ).
Федеральным законодательством не предусмотрено, что все земли Московской области являются пригородной зоной города федерального значения Москвы и зоной отдыха Москвы. В частности, федеральным законодательством не предусмотрено, что земельные участки, предоставленные Обществу в бессрочное пользование, относятся к зоне отдыха Москвы.
Кроме того, Правительство г. Москвы Постановлением от 22.08.2000 N 658 утвердило Положение "О зонах отдыха в г. Москве", из п. 1.3 которого усматривается, что загородные зоны отдыха должны быть определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водными фондами в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, по смыслу данного Положения вся Московская область не является зоной отдыха Москвы; указанные зоны могут выделяться из состава земель Московской области.
Данное толкование указанной нормы соответствует столбцу 2 таблицы 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю", который указывает место нахождения курорта или зоны отдыха на территории конкретного субъекта РФ, а не описывает всю его территорию.
Довод налогового органа о том, что вся земли Московской области относятся к зоне отдыха Москвы, противоречит земельному и налоговому законодательству.
При исчислении земельного налога за земельные участки Общества необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные статьей 2 Закона МО "О плате за землю в МО".
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
В названной норме установлено, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех земельных участков, в отношении которых Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" применение повышающих коэффициентов предусмотрено в отношении курортных зон - курортных районов и зон отдыха. Применительно к землям Московской области (столбец 2) повышающие коэффициенты предусмотрены только для зоны отдыха Москвы (столбец 1).
Понятие "зона отдыха Москвы", так же как и понятия "курорт" и "курортный район" налоговым законодательством не определены. Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ эти понятия следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
В силу статей 7, 86, 87, 88, 94, 96, 98 Земельного кодекса РФ, статей 1 и 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ земельные участки, предоставленные Обществу, не могут относиться к зоне отдыха Москвы, курортам или курортным районам.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, налоговый орган не представил суду доказательств отнесения земельных участков Общества к зоне отдыха Москвы, курортам или курортным районам.
Следовательно, при исчислении налога за земельные участки Общества не могут применяться повышающие коэффициенты увеличения средних ставок, предусмотренные таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю".
Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N УГ04-57 подтверждена правомерность применения повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" (курортные районы и зоны отдыха). Этим Определением не установлено, что предоставленный Обществу земельный участок относится к таким землям. Кроме того, суд общей юрисдикции не менял порядок применения статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" и не определял ставки налога, подлежащие применению за земельный участок Общества.
Следовательно, Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N УГ04-57 не может служить основанием для применения к земельным участкам Общества повышающих коэффициентов, установленных статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать МРИ ФНС РФ N 17 зачесть ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" излишне уплаченный в 2005 г. земельный налог в сумме 388722 руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Выдать истцу справку на возврат госпошлины в сумме 7275 руб.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)