Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 февраля 2004 года Дело N Ф04/769-141/А27-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (ответчик) на решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", г. Белово, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
Общество с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2003 N 21 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До рассмотрения спора по существу представитель заявителя, ссылаясь на реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", обратился с ходатайством о замене заявителя на открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил произвести замену стороны - заявителя - на его правопреемника - открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь").
Решением от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно применило льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты и принять новый судебный акт. Считает, что налоговой инспекцией соблюдены условия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, которые предусмотрены налоговым законодательством. Полагает, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" была применена льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, по ставке 0% в пределах, превышающих утвержденные нормативы, установленные МПР Российской Федерации.
Считает, что заявитель также неправомерно применил ставку 0%, предусмотренную подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых. В нарушение Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, у налогоплательщика отсутствуют соответствующее решение МПР Российской Федерации и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах.
Указывает, что право на применение ставки 0% может возникнуть только тогда, когда соблюдены все предусмотренные законодательством условия, в том числе определены и пределы использования льготы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" указывает, что требования налоговой инспекции необоснованны и незаконны, просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", налоговой инспекцией вынесено решение от 08.04.2003 N 21 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237128,99 руб., предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1185644,94 руб. и пени в размере 9959,42 руб.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что у налогоплательщика отсутствуют утвержденные МПР Российской Федерации нормативы потерь и утвержденные данным министерством нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, а также тем, что в отношении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отсутствует решение МПР Российской Федерации об отнесении запасов угля к некондиционным.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", полагая, что обжалуемое решение налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие имело право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судебных инстанций о том, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д.
Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствуют распоряжение МПР Российской Федерации от 21.03.2002 N 164-р, которым утвержден План мероприятий по подготовке методических рекомендаций для реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, от 29.12.2001 N 921, от 29.12.2001 N 926, от 25.01.2002 N 57, а также совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждения нормативов содержания во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Судебными инстанциями установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что налогоплательщик заявил льготу о применении ставки 0% в отношении добычи угля из ранее списанных запасов, а не при разработке некондиционных полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах требования налоговой инспекции, основанные на Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, о необходимости представления решения МПР Российской Федерации об отнесении запасов к некондиционным недостаточно обоснованы и не принимаются судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано судебными инстанциями, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что налогоплательщик выполнил требования пункта 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, произведя расчет необходимых показателей содержания полезных ископаемых на основе имевшейся у него проектной документации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 24 февраля 2004 года Дело N Ф04/769-141/А27-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (ответчик) на решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", г. Белово, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
Общество с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2003 N 21 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До рассмотрения спора по существу представитель заявителя, ссылаясь на реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", обратился с ходатайством о замене заявителя на открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил произвести замену стороны - заявителя - на его правопреемника - открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь").
Решением от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно применило льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты и принять новый судебный акт. Считает, что налоговой инспекцией соблюдены условия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, которые предусмотрены налоговым законодательством. Полагает, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" была применена льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, по ставке 0% в пределах, превышающих утвержденные нормативы, установленные МПР Российской Федерации.
Считает, что заявитель также неправомерно применил ставку 0%, предусмотренную подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых. В нарушение Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, у налогоплательщика отсутствуют соответствующее решение МПР Российской Федерации и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах.
Указывает, что право на применение ставки 0% может возникнуть только тогда, когда соблюдены все предусмотренные законодательством условия, в том числе определены и пределы использования льготы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" указывает, что требования налоговой инспекции необоснованны и незаконны, просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", налоговой инспекцией вынесено решение от 08.04.2003 N 21 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237128,99 руб., предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1185644,94 руб. и пени в размере 9959,42 руб.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что у налогоплательщика отсутствуют утвержденные МПР Российской Федерации нормативы потерь и утвержденные данным министерством нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, а также тем, что в отношении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отсутствует решение МПР Российской Федерации об отнесении запасов угля к некондиционным.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", полагая, что обжалуемое решение налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие имело право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судебных инстанций о том, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д.
Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствуют распоряжение МПР Российской Федерации от 21.03.2002 N 164-р, которым утвержден План мероприятий по подготовке методических рекомендаций для реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, от 29.12.2001 N 921, от 29.12.2001 N 926, от 25.01.2002 N 57, а также совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждения нормативов содержания во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Судебными инстанциями установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что налогоплательщик заявил льготу о применении ставки 0% в отношении добычи угля из ранее списанных запасов, а не при разработке некондиционных полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах требования налоговой инспекции, основанные на Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, о необходимости представления решения МПР Российской Федерации об отнесении запасов к некондиционным недостаточно обоснованы и не принимаются судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано судебными инстанциями, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что налогоплательщик выполнил требования пункта 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, произведя расчет необходимых показателей содержания полезных ископаемых на основе имевшейся у него проектной документации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2004 N Ф04/769-141/А27-2003
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 февраля 2004 года Дело N Ф04/769-141/А27-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (ответчик) на решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", г. Белово, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2003 N 21 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До рассмотрения спора по существу представитель заявителя, ссылаясь на реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", обратился с ходатайством о замене заявителя на открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил произвести замену стороны - заявителя - на его правопреемника - открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь").
Решением от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно применило льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты и принять новый судебный акт. Считает, что налоговой инспекцией соблюдены условия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, которые предусмотрены налоговым законодательством. Полагает, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" была применена льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, по ставке 0% в пределах, превышающих утвержденные нормативы, установленные МПР Российской Федерации.
Считает, что заявитель также неправомерно применил ставку 0%, предусмотренную подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых. В нарушение Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, у налогоплательщика отсутствуют соответствующее решение МПР Российской Федерации и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах.
Указывает, что право на применение ставки 0% может возникнуть только тогда, когда соблюдены все предусмотренные законодательством условия, в том числе определены и пределы использования льготы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" указывает, что требования налоговой инспекции необоснованны и незаконны, просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", налоговой инспекцией вынесено решение от 08.04.2003 N 21 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237128,99 руб., предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1185644,94 руб. и пени в размере 9959,42 руб.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что у налогоплательщика отсутствуют утвержденные МПР Российской Федерации нормативы потерь и утвержденные данным министерством нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, а также тем, что в отношении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отсутствует решение МПР Российской Федерации об отнесении запасов угля к некондиционным.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", полагая, что обжалуемое решение налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие имело право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судебных инстанций о том, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д.
Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствуют распоряжение МПР Российской Федерации от 21.03.2002 N 164-р, которым утвержден План мероприятий по подготовке методических рекомендаций для реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, от 29.12.2001 N 921, от 29.12.2001 N 926, от 25.01.2002 N 57, а также совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждения нормативов содержания во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Судебными инстанциями установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что налогоплательщик заявил льготу о применении ставки 0% в отношении добычи угля из ранее списанных запасов, а не при разработке некондиционных полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах требования налоговой инспекции, основанные на Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, о необходимости представления решения МПР Российской Федерации об отнесении запасов к некондиционным недостаточно обоснованы и не принимаются судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано судебными инстанциями, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что налогоплательщик выполнил требования пункта 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, произведя расчет необходимых показателей содержания полезных ископаемых на основе имевшейся у него проектной документации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 февраля 2004 года Дело N Ф04/769-141/А27-2003
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (ответчик) на решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", г. Белово, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2003 N 21 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До рассмотрения спора по существу представитель заявителя, ссылаясь на реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Бачатский угольный разрез", обратился с ходатайством о замене заявителя на открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Арбитражный суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил произвести замену стороны - заявителя - на его правопреемника - открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь").
Решением от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2003, заявленное требование удовлетворено.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обоснованно применило льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по настоящему делу судебные акты и принять новый судебный акт. Считает, что налоговой инспекцией соблюдены условия привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, которые предусмотрены налоговым законодательством. Полагает, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" была применена льгота, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, по ставке 0% в пределах, превышающих утвержденные нормативы, установленные МПР Российской Федерации.
Считает, что заявитель также неправомерно применил ставку 0%, предусмотренную подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых. В нарушение Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, у налогоплательщика отсутствуют соответствующее решение МПР Российской Федерации и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах.
Указывает, что право на применение ставки 0% может возникнуть только тогда, когда соблюдены все предусмотренные законодательством условия, в том числе определены и пределы использования льготы.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" указывает, что требования налоговой инспекции необоснованны и незаконны, просит принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года, представленной ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", налоговой инспекцией вынесено решение от 08.04.2003 N 21 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 237128,99 руб., предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1185644,94 руб. и пени в размере 9959,42 руб.
Решение налоговой инспекции мотивировано тем, что у налогоплательщика отсутствуют утвержденные МПР Российской Федерации нормативы потерь и утвержденные данным министерством нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, а также тем, что в отношении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" отсутствует решение МПР Российской Федерации об отнесении запасов угля к некондиционным.
ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", полагая, что обжалуемое решение налоговой инспекции противоречит налоговому законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд надлежащим образом исследовал фактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу, указав, что предприятие имело право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод судебных инстанций о том, что налоговый орган, принимая оспариваемое решение, формально исходил из требований подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не устанавливают сроки утверждения нормативов, порядок их направления на согласование и т.д.
Кроме того, порядок утверждения нормативов потерь требует дополнительной доработки, о чем свидетельствуют распоряжение МПР Российской Федерации от 21.03.2002 N 164-р, которым утвержден План мероприятий по подготовке методических рекомендаций для реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, от 29.12.2001 N 921, от 29.12.2001 N 926, от 25.01.2002 N 57, а также совместное письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федерального горного и промышленного надзора России от 16.08.2002 N ПС-1946/4467 "О нормативах потерь твердых ископаемых на 2002 год".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждения нормативов содержания во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Судебными инстанциями установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что налогоплательщик заявил льготу о применении ставки 0% в отношении добычи угля из ранее списанных запасов, а не при разработке некондиционных полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах требования налоговой инспекции, основанные на Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, о необходимости представления решения МПР Российской Федерации об отнесении запасов к некондиционным недостаточно обоснованы и не принимаются судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 вышеназванных Правил).
Как правильно указано судебными инстанциями, заявитель обоснованно использовал право на применение налоговой ставки 0%, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в период спорных правоотношений законодательством не регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что налогоплательщик выполнил требования пункта 2 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, произведя расчет необходимых показателей содержания полезных ископаемых на основе имевшейся у него проектной документации.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5826/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)