Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2007 ПО ДЕЛУ N А56-30298/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 17 апреля 2007 года Дело N А56-30298/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "ЛЕНПОЛИГРАФМАШ" Гудзь М.В. (доверенность от 09.01.2007 N 24-5), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Зубовой А.В. (доверенность от 09.01.2007 N 2005/00028), рассмотрев 10.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЛЕНПОЛИГРАФМАШ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу N А56-30298/04 (судьи Третьякова Н.О., Масенкова И.В., Семиглазов В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "ЛЕНПОЛИГРАФМАШ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации и переименования - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция) от 06.10.2003 N 09/06-1 в части доначисления 2928842 руб. 40 коп. земельного налога.
Решением суда от 01.11.2006 заявление Общества удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 решение суда первой инстанции отменено и Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, налоговый орган неправомерно, применяя в 2003 году ставки земельного налога с коэффициентом 8,64 по отношению к 1998 году, доначислил земельный налог, поскольку положения статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 18.11.2002 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" (далее - Закон N 535-56) признаны Уставным Судом Санкт-Петербурга "не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2002 и 2003 годы. В ходе камеральной проверки документов установлено, что налогоплательщику на праве собственности принадлежит земельный участок в Петроградском районе Санкт-Петербурга в зоне градостроительной ценности территории 4ЦПГ2. При исчислении земельного налога за 2002 и 2003 годы заявитель использовал ставки налога соответственно 19,81 руб. и 17,83 руб. за квадратный метр. Вместе с тем, налоговый орган посчитал, что в 2002 году применяются ставки земельного налога по отношению к 1998 году с коэффициентом 2,688. Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1997 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21) установлена ставка земельного налога на 1998 год для указанной зоны - 9,905 руб. за квадратный метр. Инспекция, полагая, что при исчислении земельного налога за 2002 и 2003 годы подлежат применению "все принятые законодательством коэффициенты к ставке налога", доначислила Обществу 2171 руб. 83 коп. и 2928842 руб. 40 коп. земельного налога соответственно за 2002 и 2003 годы.
По результатам камеральной проверки Инспекцией принято решение от 06.10.2003 N 09-06/1 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 293101 руб. 42 коп. штрафа и доначислении земельного налога за 2002 и 2003 годы.
Общество не согласилось с названным решением налогового органа в части доначисления земельного налога за 2003 год и обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал на то, что статья 27 Закона N 535-56, устанавливающая коэффициент земельного налога 8,64 в 2003 году, признана Уставным Судом Санкт-Петербурга не соответствующей Уставу Санкт-Петербурга, в связи с чем применение ставки земельного налога в 2003 году с коэффициентом 8,64 по отношению к 1998 году незаконно.
Суд первой инстанции поддержал доводы Общества и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Обществу в удовлетворении заявления, исходил из того, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, устанавливается местными представительными органами власти и увеличивается на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год. Поэтому ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных норм следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Апелляционный суд обоснованно не принял во внимание ссылки налогоплательщика на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 091-П.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 НК РФ и в определениях от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О названный суд отметил, что федеральный законодатель, установив коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Закон N 110-ФЗ официально опубликован 30.07.2002, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.2003.
В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03 указано, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2005 N 78-Г04-52 также признано правомерным применение к ставкам земельного налога, установленным местными представительными органами власти, поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, определенного законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет, путем их перемножения.
Следовательно, апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда от 22.01.2007 является законным и не подлежит отмене или изменению.
Определением суда кассационной инстанции от 01.03.2007 Обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Поскольку кассационная жалоба не удовлетворена, с подателя жалобы следует взыскать государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2007 по делу N А56-30298/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ЛЕНПОЛИГРАФМАШ" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЛЕНПОЛИГРАФМАШ" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.

Судьи
БОГЛАЧЕВА Е.В.
НИКИТУШКИНА Л.Л.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)