Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.10.2006 ПО ДЕЛУ N А56-52180/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 октября 2006 года Дело N А56-52180/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Салолин групп" Казаковцевой С.В. (доверенность от 23.12.2005 N 198-ИГ), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Сивогривовой А.В. (доверенность от 27.02.2006 N 18/4433), рассмотрев 10.10.2006 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Салолин групп" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 (судья Зотеева Л.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-52180/2005,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Салолин групп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), N 29902 об уплате налога по состоянию на 10.10.2005.
Решением суда от 05.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2006, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит изменить мотивировочную часть принятых по делу судебных актов, касающуюся выводов относительно порядка расчета суммы земельного налога за 2005 год. Податель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что при расчете земельного налога за 2005 год Обществу следовало применять ставку, действовавшую в 1998 году, установленную Законом Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 77-10), так как этот Закон, по мнению Общества, утратил силу с 01.01.99. При этом налогоплательщик также считает, что в 1998 году не действовали ставки земельного налога, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 129-21), а поэтому федеральный коэффициент, установленный на 1999 год, не может быть применен при расчете земельного налога. Общество считает, что противоречия и неясности названных Законов в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению налогового органа, при расчете земельного налога за 2005 год Обществу следовало применять ставку, предусмотренную Законом Санкт-Петербурга N 129-21, последовательно умноженную на коэффициенты, установленные федеральными законами на 1999 - 2005 годы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.09.2005 Общество представило в Инспекцию декларацию по земельному налогу за 2005 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 1753934 руб.
При исчислении земельного налога за 2005 год заявитель применил ставку, установленную Законом Санкт-Петербурга N 129-21, без учета коэффициента "2", предусмотренного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
Инспекция провела камеральную проверку декларации, по результатам которой приняла решение от 30.09.2005 N 876 о доначислении Обществу 2852851 руб. земельного налога.
При доначислении Обществу указанной суммы земельного налога налоговый орган применил ставку, предусмотренную Законом Санкт-Петербурга N 129-21, последовательно умноженную на федеральные коэффициенты, установленные федеральными законами на 1999 - 2005 годы.
В требовании N 29902 по состоянию на 10.10.2005 Инспекция предложила Обществу в срок до 20.10.2005 уплатить 2852851 руб. земельного налога, в том числе 1426425 руб. по сроку уплаты 15.09.2005 и 1426426 руб. по сроку уплаты 15.11.2005.
Общество оспорило требование N 29902 по состоянию на 10.10.2005 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным оспариваемое требование как не соответствующее положениям статьи 69 НК РФ, указав на то, что налоговый орган не доказал обоснованность расчета доначисленной Обществу суммы земельного налога за 2005 год. Суды признали, что, доначисляя налог с применением ставки земельного налога, установленной Законом Санкт-Петербурга N 129-21, Инспекция нарушила требования действующего законодательства.
Вместе с тем суды указали на то, что Общество неправомерно исчисляло сумму земельного налога без учета коэффициента "2", установленного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год".
Суды сделали вывод о том, что при определении ставки земельного налога на 2005 год следует применять ставку, действовавшую в 1998 году, размер которой определен Законом Санкт-Петербурга N 77-10, последовательно умноженную на коэффициенты, установленные федеральными законами на 1999 - 2005 годы.
Кассационная коллегия считает выводы судов правильными.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральным законом от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" указано, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
До принятия Закона Санкт-Петербурга N 129-21 действовали ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга N 77-10.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено вступление его в силу с 01.01.98.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2002 N 78-Г02-38 признана недействующей и не подлежащей применению статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21. В обоснование Верховный Суд Российской Федерации сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (статье 54) положения статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 77-10, согласно которым нормам о ставках земельного налога, ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.
На основании определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2002 N 78-Г02-38 Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" из Закона Санкт-Петербурга N 129-21 исключена статья 3, предусматривающая вступление его в силу с 01.01.98.
Из названных норм следует, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу только с 01.01.99. Данный вывод подтверждается и постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 091-П.

Таким образом, Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу с 01.01.99, а следовательно, в 1998 году продолжали действовать ставки, установленные Законом Санкт-Петербурга N 77-10.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 НК РФ исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. В определениях от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
Согласно постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03 под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2005 N 78-Г04-52 также признано правомерным применение к ставкам земельного налога, установленным местными представительными органами власти, поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, определенного законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет, путем их перемножения.
Следовательно, довод налогоплательщика о невозможности применения коэффициента "2" к ставкам, действовавшим в 1998 году, является необоснованным и правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Поскольку полномочия по осуществлению налогового контроля, доначислению и взысканию неуплаченных сумм налогов возложены на налоговые органы, Инспекция должна была применять указанные судебные акты в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако в оспариваемом требовании Инспекция предложила Обществу уплатить сумму земельного налога, исчисленную исходя из ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга N 129-21, посчитав, что названные ставки подлежат применению в 1998 году, что противоречит Закону Санкт-Петербурга от 04.04.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", которым из Закона N 129-21 исключена статья 3, предусматривающая вступление его в силу с 01.01.98, а также противоречит постановлению Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 091-П.
Таким образом, указанная в требовании N 29902 по состоянию на 10.10.2005 сумма земельного налога исчислена налоговым органом исходя из ставок, не подлежащих применению.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возложена на орган, которым принят оспариваемый акт.
Налоговый орган не доказал обоснованность расчета суммы земельного налога, указанной в требовании N 29902 по состоянию на 10.10.2005, и суды правомерно признали это требование недействительным.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2006 по делу N А56-52180/2005 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Салолин групп" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ТРОИЦКАЯ Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)