Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2008 N 07АП-5147/08 ПО ДЕЛУ N А27-2138/2008-6

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2008 г. N 07АП-5147/08


Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Кулеш
судей: С.А. Зенкова
А.В. Солодилова
при ведении протокола судебного заседания судьей С.А. Зенковым
при участии:
от заявителя: А.И. Плохих, доверенность N 344/08 от 26.09.2008 г., паспорт,
от заинтересованного лица: А.С. Кашин, доверенность от 09.01.2008 г., паспорт, О.О. Циулина, доверенность N 66 от 06.10.2008 г., удостоверение УР N 301036, Е.С. Шабурова, доверенность N 3 от 06.10.2008 г., удостоверение УР N 301037,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.07.2008 года по делу N А27-2138/2008-6 (судья И.А. Дмитриева)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Кемеровской области о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее - Управление), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 06.10.2007 г. N 357 "Об отмене акта налогового органа" в части отмены свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогом на игорный бизнес от 29.12.2006 г. N 206, обязании Инспекции зарегистрировать 49 игровых автоматов ООО "Флинт-КСИ", расположенных по адресу: г. Ленинск-Кузнецкий, Кирова, 46 "А" и выдать свидетельство о регистрации с указанием даты 26.06.2007 г. на 49 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
18.02.2008 г. заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил требования и просил:
- - признать незаконным решение Управления от 06.10.2007 г. N 357 "Об отмене акта налогового органа";
- - признать незаконными действия Инспекции, выразившиеся в регистрации 02.07.2007 г. 49-ти игровых автоматов и выдаче 16.07.2007 г. свидетельства N 233 о регистрации 49-ти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес ООО "Флинт-КСИ", расположенных по адресу: 652500, Россия, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, проспект Кирова, 46 "А" и обязать Инспекцию устранить допущенное нарушение, зарегистрировать 49 игровых автоматов ООО "Флинт-КСИ" по указанному адресу, с датой их регистрации от 26.06.2007 г. и выдать свидетельство о регистрации от 26.06.2007 г.
Определением от 18.02.2008 г. по делу N А27-358/2008-6 в отдельное производство выделены требования общества к Инспекции и делу присвоен номер А27-2138/2008-6.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.07.2008 г. заявленные требования к МРИ ФНС России N 2 по Кемеровской области были удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, налоговый орган обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает на следующие обстоятельства:
- - свидетельство о регистрации или внесение изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство выдается налоговым органом в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика;
- - днем представления направленного по почте заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения является фактическая дата получения налоговым органом данных сведений;
- - суд ошибочно указал, что спорное правоотношение регулируется исключительно положениями главы 29 Налогового кодекса РФ;
- - зарегистрировать игровые автоматы 26.06.2007 г. не представляется возможным, так как на указанную дату 19 из 49 игровых автоматов принадлежали ООО "Димир".
В своем отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами Инспекции по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель общества возражал против удовлетворения требований налогового органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников судебного разбирательства, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено материалами дела, федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 01.06.2004 г. принято решение о представлении обществу лицензии N 004565 на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений. Срок действия лицензии составил с 01.06.2004 г. до 01.06.2009 г.
28.12.2006 г. общество обратилось в налоговый орган с заявлением о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес одного игрового автомата, поставленного на учет, о чем выдано свидетельство о регистрации объекта от 29.12.2006 г. N 2206.
26.06.2007 г. общество направило в налоговый орган заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения в количестве 49 игровых автоматов в виде почтового отправления с описью вложения. Сумма налога 183 750 рублей исчислена обществом как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, в том числе и 49-ти штук, и уплачена платежным поручением от 15.10.2007 г. N 215008.
Заявление общества о регистрации объекта (объектов) налогообложения в количестве 49-ти штук поступило в налоговый орган 12.07.2007 г. Налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения выдало обществу свидетельство о регистрации 49-ти объектов от 16.07.2007 г. N 2233.
Считая свидетельство о регистрации 49 объектов от 16.07.2007 г. N 233 незаконным, общество обратилось в вышестоящий орган с заявлением об обязании Инспекции выдать свидетельство о регистрации 49-ти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 26.06.2007 г.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области принято решение от 06.10.2007 г. N 357 "Об отмене акта налогового органа". Отменены свидетельства инспекции о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 29.12.2006 г. N 206 и от 16.07.2007 г. N 233.
Не согласившись с данным решением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.03.2008 г. по делу N А27-358/2008-6, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 г. по делу N 07АП-3127/08, заявленные обществом к Управлению ФНС по Кемеровской области требования были удовлетворены. Решение Управления от 06.10.2007 г. N 357 "Об отмене акта налогового органа" признано незаконным.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа и обязании устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к следующим выводам:
- - объекты налогообложения в количестве 49-ти штук считаются зарегистрированными с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения, то есть 26.06.2007 г.;
- - письмо Минфина РФ от 07.07.2006 г. N 03-06-05-02/06 не прошло регистрации в Минюсте РФ и не может быть расценено в качестве нормативного правового акта;
- - налоговым органом не представлено доказательств нарушения обществом требований части 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес, в силу требований статьи 366 Налогового кодекса РФ, являются игровой стол; игровой автомат; касса тотализатор; касса букмекерской конторы. При этом каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Письмо Минфина РФ от 09.07.2008 N 03-05-04-05/03 указывает на то, что в настоящее время главой 29 НК РФ и Приказом Минфина России от 24.01.2005 г. N 8н "Об утверждении формы заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес" вопрос об определении даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта налогообложения по налогу на игорный бизнес в налоговый орган в виде почтового отправления с описью вложения не урегулирован.
При рассмотрении указанного вопроса Минфин РФ полагает целесообразным учитывать положения статьи 80 Налогового кодекса РФ и сложившуюся судебно-арбитражную практику (в частности, Постановления Федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 N А19-3072/07-15-Ф02-5730/07, Поволжского округа от 24.01.2008 N А57-5534/07-45).
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ при отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Из материалов дела следует, что 26.06.2007 г. в адрес налогового органа обществом направлено заявление о регистрации игровых автоматов в количестве 49-ти штук.
Таким образом, указанные автоматы считаются зарегистрированными с 26.06.2007 г.
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции отклоняется довод налогового органа о том, что днем представления направленного по почте заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения является фактическая дата получения налоговым органом заявления.
Довод налогового органа о том, что свидетельство о регистрации или внесение изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство выдается налоговым органом в срок пять дней с даты получения заявления от налогоплательщика, является обоснованным.
Однако указанное обстоятельство не означает, что объекты налогообложения по налогу на игорный бизнес считаются зарегистрированными в течение пяти дней с даты получения налоговым органом заявления от налогоплательщика.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 г. без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 16 ФЗ N 224-ФЗ игорные заведения должны отвечать следующему требованию: в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
26.06.2007 г. в адрес налогового органа обществом направлено заявление о регистрации игровых автоматов в количестве 49 штук, что явилось основанием для выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации 49-ти объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 16.07.2007 г. N 233.
Суд первой инстанции обоснованно, со ссылкой на нормы статьи 6.1, статьи 366 Налогового кодекса РФ, пришел к выводу об исполнении налогоплательщиком установленной обязанности по регистрации в налоговом органе объектов налогообложения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда с указанием на несостоятельность ссылки налогового органа на письма ФНС России от 03.11.2005 г. N 22-1-11/2029 и от 28.07.2005 г. N 22-1-11/1449@, которыми даны разъяснения относительно даты определения представления в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения по налогу на игорный бизнес, как содержащих разъяснения, не основанные на положениях Налогового кодекса РФ.
При этом, из положений Налогового кодекса РФ следует, что регистрация игровых автоматов носит уведомительный характер, нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 Кодекса РФ сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику и данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ должен соблюдать; ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами, в том числе Законом N 244-ФЗ не предусмотрен отказ налогового органа в выдаче свидетельства. Кроме того, Законом N 244-ФЗ не предусмотрено приведение деятельности игорных заведений в соответствие с требованиями законодательства после 01.07.2007 г. по основаниям неисполнения пункта 8 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ); регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектом Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных правовых норм, а также статей 1 и 2 Налогового кодекса РФ, следует, что Закон N 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах, и не может распространять свое действие на налоговые правоотношения; указанный Закон не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции не принимается довод налогового органа о том, что суд ошибочно указал, что спорное правоотношение регулируется исключительно положениями главы 29 Налогового кодекса РФ.
Вопросы, связанные с наличием либо отсутствием в действиях общества нарушений Закона N 244-ФЗ, а также с необходимостью прекращения деятельности в сфере игорного бизнеса, подлежат разрешению в порядке, установленном указанным Законом либо иными законными способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что представление обществом в налоговый орган заявления о регистрации 49-ти игровых автоматов не является доказательством фактического наличия или отсутствия необходимого количества (не менее 50-ти) игровых автоматов в игровом зале. Таким образом, налоговым органом не доказано нарушение обществом требований подпункта 8 части 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Довод налогового органа о том, что зарегистрировать игровые автоматы 26.06.2007 г. не представляется возможным, так как на указанную дату 19 игровых автоматов, указанных в заявлении общества, были зарегистрированы за ООО "Димир" судом апелляционной инстанции не принимается.
Согласно материалам дела, 49 указанных игровых автоматов в соответствии с условиями бригадного договора от 22.12.2006 г. N 6629 были переданы 26.06.2007 г. обществом Евдокимову А.А. в целях выполнения работ по эксплуатации оборудования.
29.06.2007 г. на основании акта ввода в эксплуатацию произведены монтажные и пусконаладочные работы указанных игровых автоматов по адресу г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Кирова, 46 "А".
Налоговым органом не представлено доказательств того, что у общества отсутствует право собственности на игровые автоматы, заявленные к регистрации.
Фактически 26.06.2007 г. ООО "Димир" уже не обладало указанными 19 игровыми автоматами, так как они были переданы ООО "Флинт-КСИ".
С учетом указанных обстоятельств подача ООО "Димир" заявления о снятии с учета игровых автоматов 29.06.2007 г. свидетельствует лишь о том, что ООО "Димир" допустило нарушение пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, где им была дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, совокупность установленных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Кемеровской области.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.07.2008 года по делу N А27-2138/2008-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Т.А.КУЛЕШ

Судьи
С.А.ЗЕНКОВ
А.В.СОЛОДИЛОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)