Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 июня 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/1039
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю на решение от 08.12.2003 по делу N А51-14125/2003-18-411 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Река" о взыскании 10372 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Река" (далее - ООО "Река") о взыскании 10372 руб.
Решением суда от 08.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, указывающих на необходимость восстановления НДС при переходе общества на упрощенную систему налогообложения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, организация, перешедшая с 01.01.2003 на применение упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ должна восстановить налог, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "Река" по вопросам соблюдения законодательства по акцизам и другим косвенным налогам за период с 01.07.2002 по 01.06.2003. По результатам проверки, на основании акта от 08.07.2003 N 69 вынесено решение N 20 от 08.08.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 10372 руб.
Требование об уплате N 20 от 08.08.2003 в срок до 18.08.2003 обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая инспекции по налогам и сборам в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал на то, что в материалы дела представлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (АЗС) от 11.11.1997, который подтверждает строительство данного объекта, свидетельство о праве собственности на АЗС, однако документов, подтверждающих о том, что общество заявило к вычету сумму НДС в размере 51859 руб. по приобретенным основным средствам, налоговым органом не представлено.
Кроме того, арбитражным судом правомерно отклонен довод налогового органа об обязанности ООО "Река" восстановить НДС по приобретенным основным средствам по состоянию на 20.01.2003 в связи с переходом общества с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Река" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьями 346.12, 326.13 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Указанные правила применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, указанных в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных средств.
Довод налогового органа о том, что суммы НДС, в том числе по основным средствам, принятые к вычету до использования упрощенной системы налогообложения, должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, обоснованно судом первой инстанции во внимание не принят, поскольку положения этого пункта подлежат применению в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика (статья 145 Налогового кодекса РФ). ООО "Река" в момент приобретения основных средств являлось плательщиком НДС.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежит восстановлению.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения.
Статьей 170 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), не предусмотрено отнесение организациями налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), если организация не является плательщиком этого налога, но использует в своей деятельности имущество, приобретенное в периоде, когда в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ эта организация признавалась плательщиком налога на добавленную стоимость и уплачивала названный налог.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 08.12.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14125/2003-18-411 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 16 июня 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/1039
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю на решение от 08.12.2003 по делу N А51-14125/2003-18-411 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Река" о взыскании 10372 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Река" (далее - ООО "Река") о взыскании 10372 руб.
Решением суда от 08.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, указывающих на необходимость восстановления НДС при переходе общества на упрощенную систему налогообложения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, организация, перешедшая с 01.01.2003 на применение упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ должна восстановить налог, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "Река" по вопросам соблюдения законодательства по акцизам и другим косвенным налогам за период с 01.07.2002 по 01.06.2003. По результатам проверки, на основании акта от 08.07.2003 N 69 вынесено решение N 20 от 08.08.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 10372 руб.
Требование об уплате N 20 от 08.08.2003 в срок до 18.08.2003 обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая инспекции по налогам и сборам в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал на то, что в материалы дела представлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (АЗС) от 11.11.1997, который подтверждает строительство данного объекта, свидетельство о праве собственности на АЗС, однако документов, подтверждающих о том, что общество заявило к вычету сумму НДС в размере 51859 руб. по приобретенным основным средствам, налоговым органом не представлено.
Кроме того, арбитражным судом правомерно отклонен довод налогового органа об обязанности ООО "Река" восстановить НДС по приобретенным основным средствам по состоянию на 20.01.2003 в связи с переходом общества с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Река" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьями 346.12, 326.13 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Указанные правила применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, указанных в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных средств.
Довод налогового органа о том, что суммы НДС, в том числе по основным средствам, принятые к вычету до использования упрощенной системы налогообложения, должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, обоснованно судом первой инстанции во внимание не принят, поскольку положения этого пункта подлежат применению в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика (статья 145 Налогового кодекса РФ). ООО "Река" в момент приобретения основных средств являлось плательщиком НДС.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежит восстановлению.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения.
Статьей 170 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), не предусмотрено отнесение организациями налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), если организация не является плательщиком этого налога, но использует в своей деятельности имущество, приобретенное в периоде, когда в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ эта организация признавалась плательщиком налога на добавленную стоимость и уплачивала названный налог.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 08.12.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14125/2003-18-411 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2004 N Ф03-А51/04-2/1039
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 июня 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/1039
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю на решение от 08.12.2003 по делу N А51-14125/2003-18-411 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Река" о взыскании 10372 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Река" (далее - ООО "Река") о взыскании 10372 руб.
Решением суда от 08.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, указывающих на необходимость восстановления НДС при переходе общества на упрощенную систему налогообложения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, организация, перешедшая с 01.01.2003 на применение упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ должна восстановить налог, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "Река" по вопросам соблюдения законодательства по акцизам и другим косвенным налогам за период с 01.07.2002 по 01.06.2003. По результатам проверки, на основании акта от 08.07.2003 N 69 вынесено решение N 20 от 08.08.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 10372 руб.
Требование об уплате N 20 от 08.08.2003 в срок до 18.08.2003 обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая инспекции по налогам и сборам в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал на то, что в материалы дела представлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (АЗС) от 11.11.1997, который подтверждает строительство данного объекта, свидетельство о праве собственности на АЗС, однако документов, подтверждающих о том, что общество заявило к вычету сумму НДС в размере 51859 руб. по приобретенным основным средствам, налоговым органом не представлено.
Кроме того, арбитражным судом правомерно отклонен довод налогового органа об обязанности ООО "Река" восстановить НДС по приобретенным основным средствам по состоянию на 20.01.2003 в связи с переходом общества с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Река" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьями 346.12, 326.13 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Указанные правила применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, указанных в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных средств.
Довод налогового органа о том, что суммы НДС, в том числе по основным средствам, принятые к вычету до использования упрощенной системы налогообложения, должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, обоснованно судом первой инстанции во внимание не принят, поскольку положения этого пункта подлежат применению в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика (статья 145 Налогового кодекса РФ). ООО "Река" в момент приобретения основных средств являлось плательщиком НДС.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежит восстановлению.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения.
Статьей 170 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), не предусмотрено отнесение организациями налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), если организация не является плательщиком этого налога, но использует в своей деятельности имущество, приобретенное в периоде, когда в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ эта организация признавалась плательщиком налога на добавленную стоимость и уплачивала названный налог.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14125/2003-18-411 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 июня 2004 года Дело N Ф03-А51/04-2/1039
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю на решение от 08.12.2003 по делу N А51-14125/2003-18-411 Арбитражного суда Приморского края по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Река" о взыскании 10372 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.06.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Река" (далее - ООО "Река") о взыскании 10372 руб.
Решением суда от 08.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, указывающих на необходимость восстановления НДС при переходе общества на упрощенную систему налогообложения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым решением, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, организация, перешедшая с 01.01.2003 на применение упрощенной системы налогообложения, на основании пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ должна восстановить налог, принятый к вычету по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю проведена выездная налоговая проверка ООО "Река" по вопросам соблюдения законодательства по акцизам и другим косвенным налогам за период с 01.07.2002 по 01.06.2003. По результатам проверки, на основании акта от 08.07.2003 N 69 вынесено решение N 20 от 08.08.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 10372 руб.
Требование об уплате N 20 от 08.08.2003 в срок до 18.08.2003 обществом в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая инспекции по налогам и сборам в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд указал на то, что в материалы дела представлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (АЗС) от 11.11.1997, который подтверждает строительство данного объекта, свидетельство о праве собственности на АЗС, однако документов, подтверждающих о том, что общество заявило к вычету сумму НДС в размере 51859 руб. по приобретенным основным средствам, налоговым органом не представлено.
Кроме того, арбитражным судом правомерно отклонен довод налогового органа об обязанности ООО "Река" восстановить НДС по приобретенным основным средствам по состоянию на 20.01.2003 в связи с переходом общества с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Река" с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения в соответствии со статьями 346.12, 326.13 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Указанные правила применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, указанных в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных средств.
Довод налогового органа о том, что суммы НДС, в том числе по основным средствам, принятые к вычету до использования упрощенной системы налогообложения, должны быть восстановлены на расчетах с бюджетом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, обоснованно судом первой инстанции во внимание не принят, поскольку положения этого пункта подлежат применению в случае приобретения основных средств лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика (статья 145 Налогового кодекса РФ). ООО "Река" в момент приобретения основных средств являлось плательщиком НДС.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым после перехода на такую систему налогообложения, не подлежит восстановлению.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстановить в декларации за налоговый период, предшествующий такому переходу, суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам с учетом их остаточной стоимости на дату начала применения упрощенной системы налогообложения.
Статьей 170 Налогового кодекса РФ, регулирующей порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), не предусмотрено отнесение организациями налога на добавленную стоимость на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), если организация не является плательщиком этого налога, но использует в своей деятельности имущество, приобретенное в периоде, когда в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ эта организация признавалась плательщиком налога на добавленную стоимость и уплачивала названный налог.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14125/2003-18-411 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)