Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 сентября 2007 г. Дело N А33-5247/07-Ф02-6624/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Косачевой О.И., Парской Н.Н.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Красноярска на решение от 16 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5247/07 (суд первой инстанции: Хох Н.Н.),
Открытое акционерное общество "Медбиоэкономика-сервис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным уведомления N 537 от 26 марта 2007 года о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению налогового органа, поскольку акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик считает принятое решение законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, учредителем общества, созданного на основании Федеральных законов N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах", является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
12 марта 2007 года общество представило в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 7 марта 2007 года.
Уведомлением N 537 от 26.03.2007 налогоплательщику в переводе на упрощенную систему налогообложения отказано со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, налогоплательщик обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота регулируется гражданским законодательством. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании Российская Федерация в целях законодательства о налогах и сборах не может быть отнесена к организации в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Указанные выводы содержатся в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03 по делу об оспаривании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706.
В силу пункта 1 статьи 2 участниками акционерного общества (акционерами) являются лица, чьи обязательственные права по отношению к обществу удостоверяются акциями, на которые разделен его уставный капитал.
Согласно нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 13 и статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество в соответствии с решением об условиях приватизации.
Поскольку единственным участником общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, оно не подпадает под категорию лиц, не правомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения в связи с превышением доли непосредственного участия в нем других организаций 25 процентов не соответствует закону.
На основании изложенного, поскольку оспариваемое уведомление обоснованно признано судом незаконным, решение по делу изменению или отмене не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 16 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5247/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.09.2007 N А33-5247/07-Ф02-6624/07 ПО ДЕЛУ N А33-5247/07
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 сентября 2007 г. Дело N А33-5247/07-Ф02-6624/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Косачевой О.И., Парской Н.Н.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Красноярска на решение от 16 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5247/07 (суд первой инстанции: Хох Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Медбиоэкономика-сервис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным уведомления N 537 от 26 марта 2007 года о невозможности перехода на упрощенную систему налогообложения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению налогового органа, поскольку акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик считает принятое решение законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, учредителем общества, созданного на основании Федеральных законов N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", N 208-ФЗ от 26.12.1995 "Об акционерных обществах", является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
12 марта 2007 года общество представило в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 7 марта 2007 года.
Уведомлением N 537 от 26.03.2007 налогоплательщику в переводе на упрощенную систему налогообложения отказано со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, налогоплательщик обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота регулируется гражданским законодательством. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
При таком правовом регулировании Российская Федерация в целях законодательства о налогах и сборах не может быть отнесена к организации в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Указанные выводы содержатся в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2003 года N 12358/03 по делу об оспаривании пункта 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/706.
В силу пункта 1 статьи 2 участниками акционерного общества (акционерами) являются лица, чьи обязательственные права по отношению к обществу удостоверяются акциями, на которые разделен его уставный капитал.
Согласно нормам подпункта 1 пункта 1 статьи 13 и статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество в соответствии с решением об условиях приватизации.
Поскольку единственным участником общества является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, оно не подпадает под категорию лиц, не правомочных применять упрощенную систему налогообложения по основанию, указанному в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод налоговой инспекции о неправомерности применения обществом упрощенной системы налогообложения в связи с превышением доли непосредственного участия в нем других организаций 25 процентов не соответствует закону.
На основании изложенного, поскольку оспариваемое уведомление обоснованно признано судом незаконным, решение по делу изменению или отмене не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5247/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
О.И.КОСАЧЕВА
Н.Н.ПАРСКАЯ
О.И.КОСАЧЕВА
Н.Н.ПАРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)