Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2002 N А82-122/2002-А/1

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 18 декабря 2002 года Дело N А82-122/2002-А/1
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области на решение от 04.07.02 и постановление апелляционной инстанции 20.09.02 по делу N А82-122/2002-А/1 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Сурововой М.В., Митрофановой Г.П., Серовой С.Р., Дегиной Т.И., по иску общества с ограниченной ответственностью "Русское радио Ярославль" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей и
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Русское радио Ярославль" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненном в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 1999 - 2000 годы в размере 167478 рублей и признании незаконным отказа налогового органа в зачете в счет предстоящих платежей 44708 рублей излишне уплаченного налога за 1997 - 1998 годы.
Решением суда от 04.07.02 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.02 судебное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что Арбитражным судом Ярославской области неправильно применены статья 5, пункт 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона Ярославской области "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Ярославской области". По мнению налоговой инспекции, при предоставлении налоговой льготы в части средств, поступающих в областной бюджет, льгота не может распространяться на платежи, направляемые в бюджеты муниципальных образований. Кроме того, судом не принято во внимание нарушение налогоплательщиком срока, установленного пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Русское радио Ярославль" с доводами заявителя не согласилось, посчитав принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
В судебном заседании объявлялся перерыв на основании части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность применения Арбитражным судом норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Русское радио Ярославль" обратилось в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области с заявлением от 05.03.02 N 12 о возврате и зачете излишне уплаченных сумм налогов. Налогоплательщиком представил дополнительные расчеты по налогу на прибыль и дополнительным платежам за 1997 - 2000 годы и 9 месяцев 2001 года, в которых заявлена льгота в части сумм, поступающих в бюджет Ярославской области. Налоговый орган в удовлетворении данного требования отказал, сославшись на отсутствие предоставления указанной льготы муниципальным образованием, в бюджет которого установлено отчисление всей суммы налога, подлежащего зачислению в областной бюджет.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "Русское радио Ярославль" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Ярославской области "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Ярославской области". При этом суд исходил из того, что до законодательного закрепления распределения названного налога за местными бюджетами и предоставления права установления налоговых льгот представительным органам местного самоуправления льгота, установленная законодательством Ярославской области, распространялась на всю сумму налога, за исключением его части, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль предприятий и организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. В данную статью дополнительно включено с 1 января 2001 года Федеральным законом от 05.08.00 N 118-ФЗ положение, согласно которому в местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты. Аналогичное право предоставлено и представительным органам местного самоуправления введенным в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 05.08.00 N 118-ФЗ.
Статьей 2 Закона Ярославской области "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Ярославской области" редакции средств массовой информации, радиовещательные компании освобождаются от уплаты налога на прибыль с прибыли, получаемой от распространения продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в областной бюджет.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Законами Ярославской области о бюджетах области на 1997 - 2001 годы установлены нормативы отчислений по налогу на прибыль в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований. В бюджет Ярославского муниципального округа, в частности, установлено отчисление всей суммы налога, подлежащей зачислению в областной бюджет.
Таким образом, до законодательного закрепления за местными бюджетами отчислений от налога на прибыль и наделения местных представительных органов власти правом предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль устанавливаемая областным Законом льгота должна распространяться на всю сумму налога, подлежащего уплате как в областной, так и в нижестоящие бюджеты.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций, истец не пользовался спорной налоговой льготой за 1998 - 2000 годы. Применив ее в соответствии с представленными дополнительными расчетами по налогу на прибыль в более поздний период, он правомерно заявил требования о возврате и зачете излишне уплаченных сумм налога.
При этом ссылки заявителя на нарушение судом пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации неосновательны, поскольку заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога подано в срок, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы. Названное ограничение в отношении требования о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей налоговым законодательством не распространено.
На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа считает, что Арбитражным судом Ярославской области нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
Вопрос о взыскании расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.02 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.02 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-122/2002-А/1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
БЕРДНИКОВ О.Е.
Судьи
БАШЕВА Н.Ю.
ШУТИКОВА Т.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)