Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2005 N Ф04-3922/2005(12397-А27-35)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 27 июня 2005 года Дело N Ф04-3922/2005(12397-А27-35)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 (текст в полном объеме изготовлен 17.02.2005) по делу N А27-30495/04-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Коксохиммонтаж-Кемерово", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Коксохиммонтаж-Кемерово", г. Кемерово (далее - ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, предложения уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей.
Решением арбитражного суда от 17.02.2005 требования заявителя удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, в остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Арбитражный суд исходил из того, что довод налогового органа о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога 1997 года не основан на законе.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2005 решение арбитражного суда отменено в части прекращения производства по делу и принято новое решение - об удовлетворении требований ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" о признании недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части предложения уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция) в связи с реорганизацией заинтересованного лица.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 17.02.2005. Считает, что у арбитражного суда не было оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Постановление апелляционной инстанции от 10.05.2005 инспекцией не оспаривается.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, не основано на законе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела следует, что инспекцией в период с 22.10.2004 по 12.11.2004 была проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет в том числе земельного налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, по итогам которой был составлен акт от 15.11.2004 N 678 и принято решение от 30.11.2004 N 660, в том числе о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, предложении уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, уменьшение суммы земельного налога, причитающегося к уплате за проверяемый период, в связи с неприменением коэффициента "2" к базовым ставкам земельного налога 1997 года, принятым решением Кемеровского городского Совета народных депутатов 27.12.96.
Арбитражный суд, признав недействительным решение инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, принял по существу правильное решение.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" сохранен до 01.01.99 размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.




В статье 15 Федерального закона от 22.02.99 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 1,2.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентом 1,8.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на соответствующий налоговый период.
Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога в силу правил, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются только с 01.01.97. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем уже не применяется.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не доказала, что ставка земельного налога, утвержденная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации применению налогоплательщиком начиная с 1997 года, соответствовала ставке земельного налога, действовавшей в 1996 году.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерном исчислении и уплате налогоплательщиком земельного налога за 2002 и 2003 годы и необоснованном привлечении инспекцией ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение арбитражного суда от 17.02.2005 инспекцией не оспаривается.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте в этой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 (текст в полном объеме изготовлен 17.02.2005) по делу N А27-30495/04-6 оставить без изменения в части, оспариваемой Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июня 2005 года Дело N Ф04-3922/2005(12397-А27-35)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 (текст в полном объеме изготовлен 17.02.2005) по делу N А27-30495/04-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Коксохиммонтаж-Кемерово", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Коксохиммонтаж-Кемерово", г. Кемерово (далее - ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово"), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, предложения уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей.
Решением арбитражного суда от 17.02.2005 требования заявителя удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, в остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Арбитражный суд исходил из того, что довод налогового органа о применении коэффициента 2 к ставкам земельного налога 1997 года не основан на законе.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2005 решение арбитражного суда отменено в части прекращения производства по делу и принято новое решение - об удовлетворении требований ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" о признании недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части предложения уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на ее правопреемника Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция) в связи с реорганизацией заинтересованного лица.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции от 17.02.2005. Считает, что у арбитражного суда не было оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным решения инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Постановление апелляционной инстанции от 10.05.2005 инспекцией не оспаривается.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, поскольку применение повышающего коэффициента 2 к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, не основано на законе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела следует, что инспекцией в период с 22.10.2004 по 12.11.2004 была проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет в том числе земельного налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, по итогам которой был составлен акт от 15.11.2004 N 678 и принято решение от 30.11.2004 N 660, в том числе о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, предложении уплатить в срок, указанный в требовании, земельный налог в сумме 519141 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 67653 рублей. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, уменьшение суммы земельного налога, причитающегося к уплате за проверяемый период, в связи с неприменением коэффициента "2" к базовым ставкам земельного налога 1997 года, принятым решением Кемеровского городского Совета народных депутатов 27.12.96.
Арбитражный суд, признав недействительным решение инспекции от 30.11.2004 N 660 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в сумме 33373 рублей за неуплату земельного налога, принял по существу правильное решение.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Из статьи 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" сохранен до 01.01.99 размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.




В статье 15 Федерального закона от 22.02.99 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 1,2.
Статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" закреплено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентом 1,8.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на соответствующий налоговый период.
Из пункта 5 решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 вытекает, что установленные данным решением ставки земельного налога в силу правил, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются только с 01.01.97. Действие этих ставок не распространяется на 1996 год, в связи с чем при исчислении земельного налога по последующим налоговым периодам к ставкам земельного налога, установленным на 1996 год, не могут быть применены корректирующие коэффициенты, установленные законодательными актами о федеральном бюджете, так как сама ставка налога, существовавшая в 1996 году, в последующем уже не применяется.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не доказала, что ставка земельного налога, утвержденная решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 и подлежащая согласно статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации применению налогоплательщиком начиная с 1997 года, соответствовала ставке земельного налога, действовавшей в 1996 году.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерном исчислении и уплате налогоплательщиком земельного налога за 2002 и 2003 годы и необоснованном привлечении инспекцией ЗАО "Коксохиммонтаж-Кемерово" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В остальной части решение арбитражного суда от 17.02.2005 инспекцией не оспаривается.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте в этой части, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.02.2005 (текст в полном объеме изготовлен 17.02.2005) по делу N А27-30495/04-6 оставить без изменения в части, оспариваемой Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)