Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 января 2003 г. Дело N А09-6226/2002-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска на Решение Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 по делу N А09-6226/2002-15,
Инспекция МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя Васильева Е.В. налога на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 24727 руб. и штрафных санкций, предусмотренных ст. ст. 122, 126 НК РФ, в сумме 5154 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска (далее ИМНС) просит решение отменить в части отказа во взыскании с предпринимателя Васильева Е.В. недоимки по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 24727 руб., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции находит принятый по делу судебный акт подлежащим отмене в обжалуемой части, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Бежицкому району г. Брянска проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Васильева Е.В. по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на реализацию ГСМ за период с 01.07.2000 по 31.12.2000, о чем составлен акт от 05.01.2002 N 312 и принято Решение от 22.01.2002 N 312 о доначислении налога на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога в виде штрафа в сумме 4954 руб. и предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление декларации по налогу на реализацию ГСМ за четыре месяца 2000 г. в виде штрафа в сумме 200 руб.
В установленный в требовании срок предприниматель не уплатил сумму налога и штрафных санкций, что явилось основанием для обращения ИМНС в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании недоимки по налогу на реализацию ГСМ, суд в обоснование своих выводов указал, что предприниматель Васильев Е.В. являясь субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с 1 квартала 1999 г., в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" уплачивал стоимость патента, который заменяет уплату подоходного налога на доходы, полученные от осуществляемой им деятельности (п. 3 ст. 1 Закона). В проверяемый ИМНС период порядок уплаты налога на реализацию ГСМ субъектами малого предпринимательства регулировался Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которая в силу п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Кроме того, суд указал, что требование об уплате предпринимателем Васильевым Е.В. налога на реализацию ГСМ существенно ухудшило его положение как налогоплательщика, что в силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" влечет применение субъектом малого предпринимательства системы налогообложения, действующей в момент его государственной регистрации.
Однако с такими выводами суда нельзя согласиться.
Согласно п. 2 и 3 ст. 1 Закона РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
Из конструкции приведенной статьи Закона с очевидностью следует, что в связи с различными условиями налогообложения юридических и физических лиц, находящихся на обычной системе налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения происходит замена различных налогов на уплату патента, поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно налоговому законодательству, являются плательщиками разных видов налогов. Нарушений принципа равенства налогообложения в отношении разных субъектов в этой ситуации не происходит. Из действующего законодательства не следует, что индивидуальные предприниматели как субъекты малого предпринимательства, уплачивающие вместо подоходного налога стоимость патента, освобождаются от уплаты налога на реализацию ГСМ.
Несостоятельна и ссылка суда на ст. 9 Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", поскольку на момент государственной регистрации ответчика и в проверяемый период статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" была установлена обязанность предпринимателей уплачивать налог на реализацию ГСМ. Предоставление льгот по уплате налога субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения указанный закон не предусматривал. Введение в действие Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", отменяющей действие предыдущей Инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30, не установило для указанной категории налогоплательщиков новых условий налогообложения, поскольку в силу статьи 1 Налогового кодекса РФ указанные инструкции не являются актами законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции при разрешении спора в данной части были неправильно применены нормы материального права.
Поскольку сумма доначисленного налога в судебных заседаниях не проверялась, решение арбитражного суда подлежит отмене в части отказа во взыскании с индивидуального предпринимателя Васильева Е.В. налога на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб., а дело в данной части - направлению на новое рассмотрение.
Отказывая ИМНС в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций, суд применил нормы права в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 по делу N А09-6226/2002-15 в части отказа Инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска во взыскании с индивидуального предпринимателя Васильева Евгения Витальевича недоимки по налогу на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб. отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.01.2003 N А09-6226/2002-15
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 января 2003 г. Дело N А09-6226/2002-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска на Решение Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 по делу N А09-6226/2002-15,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с предпринимателя Васильева Е.В. налога на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 24727 руб. и штрафных санкций, предусмотренных ст. ст. 122, 126 НК РФ, в сумме 5154 руб.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска (далее ИМНС) просит решение отменить в части отказа во взыскании с предпринимателя Васильева Е.В. недоимки по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов в сумме 24727 руб., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции находит принятый по делу судебный акт подлежащим отмене в обжалуемой части, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Бежицкому району г. Брянска проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Васильева Е.В. по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на реализацию ГСМ за период с 01.07.2000 по 31.12.2000, о чем составлен акт от 05.01.2002 N 312 и принято Решение от 22.01.2002 N 312 о доначислении налога на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб., привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога в виде штрафа в сумме 4954 руб. и предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление декларации по налогу на реализацию ГСМ за четыре месяца 2000 г. в виде штрафа в сумме 200 руб.
В установленный в требовании срок предприниматель не уплатил сумму налога и штрафных санкций, что явилось основанием для обращения ИМНС в арбитражный суд за их взысканием.
Отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании недоимки по налогу на реализацию ГСМ, суд в обоснование своих выводов указал, что предприниматель Васильев Е.В. являясь субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с 1 квартала 1999 г., в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" уплачивал стоимость патента, который заменяет уплату подоходного налога на доходы, полученные от осуществляемой им деятельности (п. 3 ст. 1 Закона). В проверяемый ИМНС период порядок уплаты налога на реализацию ГСМ субъектами малого предпринимательства регулировался Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которая в силу п. 2 ст. 4 Налогового кодекса РФ не является актом законодательства о налогах и сборах. Кроме того, суд указал, что требование об уплате предпринимателем Васильевым Е.В. налога на реализацию ГСМ существенно ухудшило его положение как налогоплательщика, что в силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" влечет применение субъектом малого предпринимательства системы налогообложения, действующей в момент его государственной регистрации.
Однако с такими выводами суда нельзя согласиться.
Согласно п. 2 и 3 ст. 1 Закона РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью (далее - патент).
Из конструкции приведенной статьи Закона с очевидностью следует, что в связи с различными условиями налогообложения юридических и физических лиц, находящихся на обычной системе налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения происходит замена различных налогов на уплату патента, поскольку юридические лица и индивидуальные предприниматели, согласно налоговому законодательству, являются плательщиками разных видов налогов. Нарушений принципа равенства налогообложения в отношении разных субъектов в этой ситуации не происходит. Из действующего законодательства не следует, что индивидуальные предприниматели как субъекты малого предпринимательства, уплачивающие вместо подоходного налога стоимость патента, освобождаются от уплаты налога на реализацию ГСМ.
Несостоятельна и ссылка суда на ст. 9 Закона Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", поскольку на момент государственной регистрации ответчика и в проверяемый период статьи 4 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах" была установлена обязанность предпринимателей уплачивать налог на реализацию ГСМ. Предоставление льгот по уплате налога субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения указанный закон не предусматривал. Введение в действие Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", отменяющей действие предыдущей Инструкции ГНС РФ от 15.05.95 N 30, не установило для указанной категории налогоплательщиков новых условий налогообложения, поскольку в силу статьи 1 Налогового кодекса РФ указанные инструкции не являются актами законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах следует признать, что судом первой инстанции при разрешении спора в данной части были неправильно применены нормы материального права.
Поскольку сумма доначисленного налога в судебных заседаниях не проверялась, решение арбитражного суда подлежит отмене в части отказа во взыскании с индивидуального предпринимателя Васильева Е.В. налога на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб., а дело в данной части - направлению на новое рассмотрение.
Отказывая ИМНС в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций, суд применил нормы права в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 12.09.2002 по делу N А09-6226/2002-15 в части отказа Инспекции МНС РФ по Бежицкому району г. Брянска во взыскании с индивидуального предпринимателя Васильева Евгения Витальевича недоимки по налогу на реализацию ГСМ в сумме 24727 руб. отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)