Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 18.07.2007 ПО ДЕЛУ N А40-22684/07-117-150

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2007 г. по делу N А40-22684/07-117-150


Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 июля 2007 г.
Арбитражный суд г. Москвы
в составе председательствующего М.
при ведении протокола судебного заседания судьей М.
рассмотрел дело по заявлению ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N ***
о признании недействительным решения
при участии:
- представителя заявителя - Л. д. от 24.05.07, Д. д. от 28.12.06;
- представителя ответчика - Х. д. от 19.01.07.
установил:

иск заявлен о признании недействительным решения МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13 марта 2007 г. N 52/404/1 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответчик против иска возражает по основаниям, изложенным в решении и отзыве.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, проверив оспариваемое решение на соответствие закону в порядке ст. 200 АПК РФ, суд установил, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за ноябрь 2006 года Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесла в отношении ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" решение N 52/404/1 от 13.03.2007 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу предложено уплатить НДПИ в размере 14 610 933 руб., штраф - 2 140 395 руб. и пени - 300 412 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужило отсутствие у Общества утвержденных нормативов потерь нефти, газового конденсата и природного газа на 2006 год.
В обоснование законности принятого решения ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
В налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г. Заявителем применена налоговая ставка 0% в части нормативных потерь.
Сумма нормативных потерь отражена по строке - 060 раздела N 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью и отдельным видам твердых полезных ископаемых" в размере 7 402, 501 тонн.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по ставке 0 процентов (0 руб., если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых установлены Постановлением Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 г. П. 5 данного Постановления (редакции действовавшей в 2006 г.) установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России. Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Согласно п. 4 Постановления, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Абз. 2 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены дополнения в пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в части установления права налогоплательщика на применение нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нормативов потерь полезных ископаемых в случае, если на момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых на очередной календарный год.
Данным Федеральным законом предусмотрено, что впредь до утверждения нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям применяются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
В силу п. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. При этом согласно п. 2 ст. 3 положения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Таким образом, при отсутствии утвержденных нормативов потерь полезных ископаемых на очередной календарный год налогоплательщик имеет право на применение нормативов потерь, утвержденных ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г. "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения", только с 1 января 2007 г.
На момент представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г., располагая опубликованным законодательным актом о налогах и сборах - Федеральным законом N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., который был опубликован в Российской газете 29.07.2006 г. в N 165, при отсутствии утвержденных нормативов потерь на 2006 год, Заявитель применил нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако в 2006 г. Общество не имело право применять ст. 342 НК РФ в редакции Федерального закона N 151-ФЗ, поскольку он вступил в силу только 1 января 2007 г.
Данная позиция также изложена в Письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 07.11.2006 г. N 16542-КА/Д07 "О Применении положений Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ" и Письме Министерства Финансов РФ от 06.10.2006 г. N 03-07-01-04/24.
Соответственно, Заявителем в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ (в редакции действовавшей в 2006 г.) и п. п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 г. неправомерно применена налоговая ставка 0 процентов полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 7 402, 501 тонн обезвоженной нефти.
Необоснованное применение налогоплательщиком нормативных потерь в размере 7402, 501 тонн, повлекло занижение:
- - налоговой базы по добыче полезных ископаемых (нефть обезвоженная) на 7 402, 501 тонн;
- - суммы налога добычи полезных ископаемых в размере 14 610 933 руб.
Общество необоснованно завысило нормативные потери в количестве 40, 092 тонн, отраженных по строке 060 раздела 3.1 "Расчет количества добытого полезного ископаемого по участкам недр".
Заявителем в представленной налоговой декларации в графе 5 Раздела 3.1 неправильно отражено общее количество тонн добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению, ввиду того, Обществом при расчете потерь полезного ископаемого с учетом норматива за основу принято количество подлежащего налогообложению добытого полезного ископаемого уже уменьшенного на нормативные потери.
Вследствие выявленного расхождения неуплата налога на добычу полезных ископаемых составила 40,092 тонн x 1 973,7833 руб./тонн = 79 133 руб. Расчет превышения приведен в Приложении N 1 к Акту о нарушении законодательства о налогах и сборах 52/153 от 30.01.2007 г.
Таким образом, Общество не применило нормативные потери 2005 года. Доводы ответчика отклоняются как основные на неправильном толковании закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0 процентов производится при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в установленном порядке.
Порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых в соответствии со статьей 342 НК РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Правила утверждения нормативов потерь).
Пунктом 5 Правил утверждения нормативов потерь в ранее действующей редакции установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором России. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу РФ в 10-дневный срок со дня их утверждения.
6 июня 2005 года утверждены нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2005 год, что подтверждается соответствующей выпиской, предоставленной Минпромэнерго РФ по предприятиям входящим в группу Компании "Славнефть", в том числе и по ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
На 2006 г. нормативы не установлены.
Налогоплательщик был вправе при таких обстоятельствах применить п. 1 ст. 342 НК РФ в редакции Закона N 151-ФЗ с учетом установленного им порядка введения в действие. В силу п. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона он вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. При этом согласно п. 2 ст. 3 положения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. В данном случае спорные правоотношения возникли после 01.01.06, поэтому действие п. 1 ст. 342 на них распространяется. Этому не препятствует то обстоятельство, что налоговая декларация была представлена в налоговый орган до 01.01.07, т.е. до общего срока вступления Закона в действие.
Принимая во внимание, что на 2006 год нормативы потерь государственными органами не утверждены, Общество правомерно производило расчет НДПИ исходя из нормативов потерь нефти, установленных для Общества на 2005 год.
То обстоятельство, что органами исполнительной власти не была исполнена обязанность по утверждению нормативов на 2006 г., не может влечь для налогоплательщиков негативных налоговых последствий в виде увеличения налогового бремени. Судом также принимается во внимание, что принятие позиции налогового органа по существу означало бы признание неравенства налогоплательщиков, правоотношения с участием которых возникли после 01.01.06, но одни из которых подали налоговые декларации до 01.01.07, а другие - после этой даты, что не соответствует принципам налогового права.
Таким образом, Общество обоснованно в соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ применило нулевую ставку НДПИ на основании утвержденных на 2005 год нормативов потерь нефти.
Довод заявителя о том, что решение о привлечении Общества к налоговой ответственности было принято Инспекцией 13 марта 2007 года, т.е. после вступления Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ в силу, не принимается судом. Ответчик обоснованно указал, что в данном случае подлежат применению нормы, регулирующие правоотношения на момент их возникновения, а не налоговой проверки.
Довод инспекции о неправильном определении количества добытых полезных ископаемых не принимается судом, поскольку противоречит материалам дела. В разделе 3.1 налоговой декларации нет графы, в которой подлежит отражению общее количество добытого полезного ископаемого. В декларации подлежит отражению количество подлежащего налогообложению полезного ископаемого (столбцы 4 и 5), а также указывается размер фактических потерь (столбец 6). Сумма столбцов 5 и 6 дает общее количество добытого полезного ископаемого.
В связи с изложенным, имеющимися в деле доказательствами подтверждается обоснованность исковых требований, ответчиком в соответствии со ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
Госпошлина подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 110 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.06, а также в соответствии с правовой позицией ВАС РФ, выраженной в Информационном письме от 13.03.07 N 117.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 75, 81, 197 - 201 АПК РФ, суд
решил:

признать недействительным как не соответствующее НК РФ решение МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13 марта 2007 г. N 52/404/1 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения
Взыскать с МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" госпошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)