Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2010.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010
по делу N А55-36153/2009
по заявлению Администрации городского округа Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, Самарская область, г. Новокуйбышевск, третьи лица: Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", Самарская область, г. Чапаевск, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий,
установил:
администрация городского округа Чапаевск (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган) по возврату налога на землю в сумме 18 808 832, 31 рублей Федеральному казенному предприятию "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (далее - ФКП "ПГБИП").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2009 года ФКП "ПГБИП" были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006 - 2009 годы, в соответствии с которыми налогоплательщиком уменьшены размеры его налоговых обязательств по уплате земельного налога вследствие исключения из налоговой базы площади земельного участка, предназначенного для нужд обороны и безопасности.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2006 - 2009 гг. налоговым органом были вынесены решения от 02.02.2010 N 118, 120-133.
Рассмотрев представленную ФКП "ПГБИП" налоговую отчетность, налоговый орган пришел к выводу о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности - а именно земельный участок под кадастровым номером 63:10:0205010:0012 площадью 9370,8 га., занимаемый ФКП "ПГБИП".
Проверками был также установлен факт уплаты ФКП "ПГБИП" налога в сумме 35 637 453,74 руб., перечисленного налогоплательщиком платежными поручениями и взысканного налоговым органом в принудительном порядке инкассовыми поручениями.
В связи с вышеизложенным, на основании решения от 01.02.2010 N 409 налоговый орган возвратил на расчетный счет ФКП "ПГБИП" излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 18 810 490, 48 руб.
Факт перечисления из бюджета городского округа Чапаевск земельного налога в размере 18 808 832,31 руб. 08.02.2010 подтвержден информацией финансового управления администрации городского округа Чапаевск (письмо N Д-33/17 от 08.02.2010).
Заявитель считает, что земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов в постоянное бессрочное пользование ФКП "ПГБИП" имеет вид разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом по зоне градостроительного зонирования промышленных предприятий, в связи с чем является объектом налогообложения земельным налогом, а действия налогового органа по возврату, уплаченных сумм земельного налога противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права муниципального образования - городской округ Чапаевск Самарской области как получателя земельного налога.
В соответствии с государственным актом на право пользования землей от 25.09.1991 A-I N 233835 за Чапаевским опытным заводом измерительных приборов был закреплен земельный участок площадью 9 455,8 га, кадастровый номер 63:10:0000000:0016 в бессрочное и бесплатное пользование. Земля была предоставлена для государственных надобностей. Земельный участок площадью 9455,80 га, кадастровый номер 63:10:0000000:0016 состоит из двух частей: кадастровый номер 63:10:0205010:0012 площадью 9370,80 га, занимаемый ФКП "ПГБИП", кадастровый номер 63:10:0205003:0002 площадью 85 га, занимаемый жилым поселком Нагорный.
ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" было образовано 28.02.2006 в результате реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" (далее - ФГУП "ЧЗИП") в форме разделения на ФКП "ПГБИП" и ФГУП "ЧЗИП" и является правопреемником в части имущественного комплекса, в том числе земельного участка под ним, предназначенного для обеспечения производства, сборки испытаний боеприпасов и продолжателем деятельности ФГУП "ЧЗИП", что подтверждается содержанием Уставов действующего и предыдущего предприятий, соответствующих решений государственных органов о реорганизации.
При этом пункт 3.1. Устава ФГУП "ЧЗИП", зарегистрированного Администрацией г. Чапаевска Самарской области 508 17 августа 2000 г. регистрационный N 35 прямо предусматривает, что земельный участок, а котором расположено предприятие, предоставлен ему в постоянное бессрочное пользование на основании государственного акта на право пользования землей (A-I N 233835), выданного исполнительным комитетом Чапаевского городского Совета народных депутатов 03 марта 1991 года.
Сведения о земельном участке, закрепленном за государственным унитарным предприятием федеральной формы собственности, зарегистрированы в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Чапаевска Самарской области 11.02.1999 Категория земель - земли обороны.
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Основанием для признания организации налогоплательщиком являются выданные в установленном законодательством порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.д.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, документы, служащие основанием для регистрации прав на землю, а также фактическое использование земельных участков.
С 31 января 1998 г. права организаций на землю (право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования) должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Так, в частности, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным унитарным предприятиям, осуществляющим в соответствии со своим уставом разработку, производство, ремонт вооружения и военной техники, не признаются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.
Изложенное свидетельствует о правомерности доводов налогового органа и третьих лиц о том, что земельный участок, переданный в бессрочное и бесплатное пользование ФКП "ПГБИП" кадастровый номер 63:10:0205010:0012 является ограниченным в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, как используемый по уставной деятельности для нужд обороны и безопасности и в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения земельным налогом, а поэтому действия налогового органа по возврату излишне уплаченного земельного налога являются законными.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А55-36153/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2010 ПО ДЕЛУ N А55-36153/2009
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. по делу N А55-36153/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 21.10.2010.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010
по делу N А55-36153/2009
по заявлению Администрации городского округа Чапаевск, Самарская область, г. Чапаевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, Самарская область, г. Новокуйбышевск, третьи лица: Федеральное казенное предприятие "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон", Самарская область, г. Чапаевск, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий,
установил:
администрация городского округа Чапаевск (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (далее - налоговый орган) по возврату налога на землю в сумме 18 808 832, 31 рублей Федеральному казенному предприятию "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" (далее - ФКП "ПГБИП").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2009 года ФКП "ПГБИП" были представлены уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2006 - 2009 годы, в соответствии с которыми налогоплательщиком уменьшены размеры его налоговых обязательств по уплате земельного налога вследствие исключения из налоговой базы площади земельного участка, предназначенного для нужд обороны и безопасности.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2006 - 2009 гг. налоговым органом были вынесены решения от 02.02.2010 N 118, 120-133.
Рассмотрев представленную ФКП "ПГБИП" налоговую отчетность, налоговый орган пришел к выводу о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности - а именно земельный участок под кадастровым номером 63:10:0205010:0012 площадью 9370,8 га., занимаемый ФКП "ПГБИП".
Проверками был также установлен факт уплаты ФКП "ПГБИП" налога в сумме 35 637 453,74 руб., перечисленного налогоплательщиком платежными поручениями и взысканного налоговым органом в принудительном порядке инкассовыми поручениями.
В связи с вышеизложенным, на основании решения от 01.02.2010 N 409 налоговый орган возвратил на расчетный счет ФКП "ПГБИП" излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 18 810 490, 48 руб.
Факт перечисления из бюджета городского округа Чапаевск земельного налога в размере 18 808 832,31 руб. 08.02.2010 подтвержден информацией финансового управления администрации городского округа Чапаевск (письмо N Д-33/17 от 08.02.2010).
Заявитель считает, что земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов в постоянное бессрочное пользование ФКП "ПГБИП" имеет вид разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом по зоне градостроительного зонирования промышленных предприятий, в связи с чем является объектом налогообложения земельным налогом, а действия налогового органа по возврату, уплаченных сумм земельного налога противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права муниципального образования - городской округ Чапаевск Самарской области как получателя земельного налога.
В соответствии с государственным актом на право пользования землей от 25.09.1991 A-I N 233835 за Чапаевским опытным заводом измерительных приборов был закреплен земельный участок площадью 9 455,8 га, кадастровый номер 63:10:0000000:0016 в бессрочное и бесплатное пользование. Земля была предоставлена для государственных надобностей. Земельный участок площадью 9455,80 га, кадастровый номер 63:10:0000000:0016 состоит из двух частей: кадастровый номер 63:10:0205010:0012 площадью 9370,80 га, занимаемый ФКП "ПГБИП", кадастровый номер 63:10:0205003:0002 площадью 85 га, занимаемый жилым поселком Нагорный.
ФКП "Приволжский государственный боеприпасный испытательный полигон" было образовано 28.02.2006 в результате реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Чапаевский опытный завод измерительных приборов" (далее - ФГУП "ЧЗИП") в форме разделения на ФКП "ПГБИП" и ФГУП "ЧЗИП" и является правопреемником в части имущественного комплекса, в том числе земельного участка под ним, предназначенного для обеспечения производства, сборки испытаний боеприпасов и продолжателем деятельности ФГУП "ЧЗИП", что подтверждается содержанием Уставов действующего и предыдущего предприятий, соответствующих решений государственных органов о реорганизации.
При этом пункт 3.1. Устава ФГУП "ЧЗИП", зарегистрированного Администрацией г. Чапаевска Самарской области 508 17 августа 2000 г. регистрационный N 35 прямо предусматривает, что земельный участок, а котором расположено предприятие, предоставлен ему в постоянное бессрочное пользование на основании государственного акта на право пользования землей (A-I N 233835), выданного исполнительным комитетом Чапаевского городского Совета народных депутатов 03 марта 1991 года.
Сведения о земельном участке, закрепленном за государственным унитарным предприятием федеральной формы собственности, зарегистрированы в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Чапаевска Самарской области 11.02.1999 Категория земель - земли обороны.
На основании статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Основанием для признания организации налогоплательщиком являются выданные в установленном законодательством порядке документы (свидетельства, государственные акты, решения и т.д.) о соответствующем праве на землю, сведения из которых учитываются непосредственно для целей налогообложения, документы, служащие основанием для регистрации прав на землю, а также фактическое использование земельных участков.
С 31 января 1998 г. права организаций на землю (право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования) должны быть зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ (пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 9 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Так, в частности, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
На основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным унитарным предприятиям, осуществляющим в соответствии со своим уставом разработку, производство, ремонт вооружения и военной техники, не признаются объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.
Изложенное свидетельствует о правомерности доводов налогового органа и третьих лиц о том, что земельный участок, переданный в бессрочное и бесплатное пользование ФКП "ПГБИП" кадастровый номер 63:10:0205010:0012 является ограниченным в обороте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, как используемый по уставной деятельности для нужд обороны и безопасности и в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения земельным налогом, а поэтому действия налогового органа по возврату излишне уплаченного земельного налога являются законными.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А55-36153/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)