Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИП Щука Наталья Александровна, ИНН: 500509798107, ОГРН: 411500511800139) - Соничев А.С., представитель по доверенности N 50АА1375338 от 27.10.2011, Ширяев К.А., представитель по доверенности N 50АА1375339 от 27.10.2011, Щука В.С., представитель по доверенности N 50АА0980203 от 12.04.2011, Ткачева Л.В., представитель по доверенности N 50АА0549991 от 25.07.2011,
от заинтересованного лица (ИФНС России по г. Воскресенску Московской области) - Дворникова М.В., представитель по доверенности N 03-22/0352 от 25.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Щуки Н.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2011 по делу N А41-36987/10, принятое судьей Валюшкиной В.В.,
по заявлению ИП Щуки Н.А. о признании незаконным решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 81 от 13.07.2010 в части, оспаривании действий налоговой инспекции в связи с отказом в применении с 04.09.2008 упрощенной системы налогообложения,
установил:
индивидуальный предприниматель Щука Наталья Александровна (далее - ИП Щука Н.А., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области N 81 от 13.07.2010 в части начисления налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и штрафов за третий, четвертый кварталы 2008 г., об оспаривании действий налоговой инспекции в связи с отказом в применении с 04.09.2008 упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Щука Н.А. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ИП Щуки Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности ИП Щуки Н.А. за 2007 - 2009 года, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области составлен акт N 21 выездной налоговой проверки от 31.05.2010, в том числе, по признакам налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 119, 122 НК РФ.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт и в ее присутствии, что свидетельствует протокол N 94 от 02.07.2010, налоговая инспекция приняла решение N 81 от 13.07.2010, которым привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. ст. 119, 122 НК РФ, в виде штрафов в сумме 1 109 128 руб. 58 коп., начислила налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, единый налог на вмененный доход в общей сложности в сумме 1 074 590 руб. 92 коп., пени - 141 422 руб. 48 коп. за их несвоевременную уплату, предложила внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением N 16-16/67963, принятым УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Из решения налоговой инспекции в оспариваемой части усматривается, что основанием начисления указанных сумм налогов, пеней и штрафов послужил вывод о неправомерном применении индивидуальным предпринимателем Щукой Н.А. упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008.
Материалами выездной налоговой проверки установлено, что Щука Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2005; основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля в палатках и на рынках, в отношении которого применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененных доход.
01.01.2008 ИП Щукой Н.А. с индивидуальным предпринимателем Назаровой Лидией Ивановной заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область г. Воскресенск ул. Цесиса д. 19, для обустройства торгового места по продаже товаров для рыбалки, туризма, спорта и отдыха.
Площадь помещения составляет 91 кв. м, из которых 21 кв. м - торговое место, 34 кв. м - подсобное помещение и склад, 36 кв. м выставочный зал.
04.09.2008 сторонами договора заключено дополнительное соглашение к нему, в силу которого арендатор передает, а арендодатель принимает нежилое помещение общей площадью 585 кв. м (195 кв. м подсобное помещение и склад, 390 кв. м площадь торгового зала).
10.09.2008 индивидуальный предприниматель подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, избрав в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы".
В ответ на заявление налоговая инспекции направила индивидуальному предпринимателю уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008 (N 238 от 06.10.2008), по мотиву того, что индивидуальный предприниматель, превысивший предельно допустимую величину физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход, не вправе перейти на упрощенной систему налогообложения до окончания текущего года в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренным в главе 26.2 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленным в главе 26.2 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Таким образом, по общему правилу организация переходит на упрощенную систему налогообложения с нового года.
В течение года приступить к работе на упрощенной системе налогообложения возможно только вновь созданным организациям (зарегистрированным предпринимателям) и переставшим быть плательщиками ЕНВД, если велись только виды деятельности, облагаемые ЕНВД в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 2 статьи 346.13 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Данная норма распространяется на тех плательщиков единого налога на вмененный доход, которые не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с принятием представительными органами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга нормативных правовых актов (законов), лишающих указанных налогоплательщиков права применять данный специальный налоговый режим.
Плательщики единого налога на вмененный доход, перестающие удовлетворять требованиям, установленным гл. 26.3 НК РФ, вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения после прекращения применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.13 гл. 26.2 НК РФ, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
На это указал и Минфин России в Письме от 10.05.2006 г. N 03-11-04/2/100.
Аналогичное разъяснение дано ИП Щука Н.А. УФНС России по Московской области в письме от 06.07.2010 N 13-14/14276 на обращение индивидуального предпринимателя N 006386/ЗГ по вопросу применения упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, непосредственно с уплаты ЕНВД на упрощенную систему могут перейти только те налогоплательщики, которые до окончания календарного года утратят право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД в связи с внесением изменений в соответствующие нормативные акты.
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 25.08.2006 N 18-03/3/75122@ налогоплательщику было разъяснено, что документами, подтверждающими внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации, согласно которым организация или индивидуальный предприниматель перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми данные изменения были внесены.
С 01.01.2006 на территории Воскресенского муниципального района Московской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Решением муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 28.11.2005 N 108/Н "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Воскресенского муниципального района Московской области".
Нормативным правовым актом Воскресенского муниципального района Московской области от 29.09.2008 N 320/НА "О внесении изменений в нормативный правовой акт "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Воскресенском муниципальном районе Московской области", принятым решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района МО от 26.09.2008 N 892/79, в нормативный правовой акт внесены изменения, связанные с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статьи 346.26 - 346.29 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.01.2009.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что обстоятельства, в связи с которыми индивидуальный предприниматель утратил право на применение единого налога на вмененный доход, не поставлены в зависимость от принятого представительным органом Воскресенского муниципального района Московской области нормативного правового акта, такой акт состоялся ранее и действовал в новой редакции с 01.01.2008.
В рассматриваемом случае имело место изменение физического показателя по собственному волеизъявлению налогоплательщика, заключившего дополнительное соглашение и увеличившего арендуемое помещение.
Такое изменение физического показателя - площади торгового зала, превышающего 150 кв. м - при осуществлении деятельности по розничной торговле не подпадает по действие системы единого налога на вмененный доход.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение налоговой инспекции в оспариваемой части, а также действия налогового органа в связи с отказом в применении упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008 соответствуют нормам налогового законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, приведенные налогоплательщиком в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2011 года по делу N А41-36987/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2011 ПО ДЕЛУ N А41-36987/10
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу N А41-36987/10
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Бархатова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИП Щука Наталья Александровна, ИНН: 500509798107, ОГРН: 411500511800139) - Соничев А.С., представитель по доверенности N 50АА1375338 от 27.10.2011, Ширяев К.А., представитель по доверенности N 50АА1375339 от 27.10.2011, Щука В.С., представитель по доверенности N 50АА0980203 от 12.04.2011, Ткачева Л.В., представитель по доверенности N 50АА0549991 от 25.07.2011,
от заинтересованного лица (ИФНС России по г. Воскресенску Московской области) - Дворникова М.В., представитель по доверенности N 03-22/0352 от 25.04.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Щуки Н.А. на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2011 по делу N А41-36987/10, принятое судьей Валюшкиной В.В.,
по заявлению ИП Щуки Н.А. о признании незаконным решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 81 от 13.07.2010 в части, оспаривании действий налоговой инспекции в связи с отказом в применении с 04.09.2008 упрощенной системы налогообложения,
установил:
индивидуальный предприниматель Щука Наталья Александровна (далее - ИП Щука Н.А., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения ИФНС России по г. Воскресенску Московской области N 81 от 13.07.2010 в части начисления налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, соответствующих сумм пеней и штрафов за третий, четвертый кварталы 2008 г., об оспаривании действий налоговой инспекции в связи с отказом в применении с 04.09.2008 упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Щука Н.А. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ИП Щуки Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности ИП Щуки Н.А. за 2007 - 2009 года, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области составлен акт N 21 выездной налоговой проверки от 31.05.2010, в том числе, по признакам налоговых правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 119, 122 НК РФ.
Рассмотрев материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт и в ее присутствии, что свидетельствует протокол N 94 от 02.07.2010, налоговая инспекция приняла решение N 81 от 13.07.2010, которым привлекла индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. ст. 119, 122 НК РФ, в виде штрафов в сумме 1 109 128 руб. 58 коп., начислила налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, единый налог на вмененный доход в общей сложности в сумме 1 074 590 руб. 92 коп., пени - 141 422 руб. 48 коп. за их несвоевременную уплату, предложила внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением N 16-16/67963, принятым УФНС России по Московской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение налоговой инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Из решения налоговой инспекции в оспариваемой части усматривается, что основанием начисления указанных сумм налогов, пеней и штрафов послужил вывод о неправомерном применении индивидуальным предпринимателем Щукой Н.А. упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008.
Материалами выездной налоговой проверки установлено, что Щука Н.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 01.03.2005; основным видом деятельности предпринимателя является розничная торговля в палатках и на рынках, в отношении которого применялась система налогообложения в виде единого налога на вмененных доход.
01.01.2008 ИП Щукой Н.А. с индивидуальным предпринимателем Назаровой Лидией Ивановной заключен договор аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Московская область г. Воскресенск ул. Цесиса д. 19, для обустройства торгового места по продаже товаров для рыбалки, туризма, спорта и отдыха.
Площадь помещения составляет 91 кв. м, из которых 21 кв. м - торговое место, 34 кв. м - подсобное помещение и склад, 36 кв. м выставочный зал.
04.09.2008 сторонами договора заключено дополнительное соглашение к нему, в силу которого арендатор передает, а арендодатель принимает нежилое помещение общей площадью 585 кв. м (195 кв. м подсобное помещение и склад, 390 кв. м площадь торгового зала).
10.09.2008 индивидуальный предприниматель подала в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, избрав в качестве объекта налогообложения "доходы минус расходы".
В ответ на заявление налоговая инспекции направила индивидуальному предпринимателю уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008 (N 238 от 06.10.2008), по мотиву того, что индивидуальный предприниматель, превысивший предельно допустимую величину физического показателя при исчислении единого налога на вмененный доход, не вправе перейти на упрощенной систему налогообложения до окончания текущего года в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренным в главе 26.2 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленным в главе 26.2 НК РФ.
Налогоплательщик имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Таким образом, по общему правилу организация переходит на упрощенную систему налогообложения с нового года.
В течение года приступить к работе на упрощенной системе налогообложения возможно только вновь созданным организациям (зарегистрированным предпринимателям) и переставшим быть плательщиками ЕНВД, если велись только виды деятельности, облагаемые ЕНВД в случаях, предусмотренных абзацем 2 пункта 2 статьи 346.13 НК РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов и городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании заявления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.
Данная норма распространяется на тех плательщиков единого налога на вмененный доход, которые не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в связи с принятием представительными органами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга нормативных правовых актов (законов), лишающих указанных налогоплательщиков права применять данный специальный налоговый режим.
Плательщики единого налога на вмененный доход, перестающие удовлетворять требованиям, установленным гл. 26.3 НК РФ, вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения после прекращения применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 346.13 гл. 26.2 НК РФ, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
На это указал и Минфин России в Письме от 10.05.2006 г. N 03-11-04/2/100.
Аналогичное разъяснение дано ИП Щука Н.А. УФНС России по Московской области в письме от 06.07.2010 N 13-14/14276 на обращение индивидуального предпринимателя N 006386/ЗГ по вопросу применения упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, непосредственно с уплаты ЕНВД на упрощенную систему могут перейти только те налогоплательщики, которые до окончания календарного года утратят право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД в связи с внесением изменений в соответствующие нормативные акты.
В письме Управления ФНС России по г. Москве от 25.08.2006 N 18-03/3/75122@ налогоплательщику было разъяснено, что документами, подтверждающими внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации, согласно которым организация или индивидуальный предприниматель перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также представительных органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которыми данные изменения были внесены.
С 01.01.2006 на территории Воскресенского муниципального района Московской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с Решением муниципального образования "Воскресенский район" Московской области от 28.11.2005 N 108/Н "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Воскресенского муниципального района Московской области".
Нормативным правовым актом Воскресенского муниципального района Московской области от 29.09.2008 N 320/НА "О внесении изменений в нормативный правовой акт "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Воскресенском муниципальном районе Московской области", принятым решением Совета депутатов Воскресенского муниципального района МО от 26.09.2008 N 892/79, в нормативный правовой акт внесены изменения, связанные с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статьи 346.26 - 346.29 главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.01.2009.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что обстоятельства, в связи с которыми индивидуальный предприниматель утратил право на применение единого налога на вмененный доход, не поставлены в зависимость от принятого представительным органом Воскресенского муниципального района Московской области нормативного правового акта, такой акт состоялся ранее и действовал в новой редакции с 01.01.2008.
В рассматриваемом случае имело место изменение физического показателя по собственному волеизъявлению налогоплательщика, заключившего дополнительное соглашение и увеличившего арендуемое помещение.
Такое изменение физического показателя - площади торгового зала, превышающего 150 кв. м - при осуществлении деятельности по розничной торговле не подпадает по действие системы единого налога на вмененный доход.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что решение налоговой инспекции в оспариваемой части, а также действия налогового органа в связи с отказом в применении упрощенной системы налогообложения с 04.09.2008 соответствуют нормам налогового законодательства, не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, приведенные налогоплательщиком в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2011 года по делу N А41-36987/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
В.Ю.БАРХАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)