Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от налогоплательщика: не явился, извещен надлежащим образом;
- от Инспекции: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года по делу N А82-1662/2008-99, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок"
о взыскании 23 681 рубль 64 копейки,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" (далее по тексту - МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", Учреждение, налогоплательщик) 23 681 рубля 64 копейки, в том числе 23 556 рублей земельного налога за 9 месяцев 2007 года и 125 рублей 64 копейки пени по налогу по состоянию на 01.11.2007 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года заявленные Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области требования удовлетворены в полном объеме.
МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе суда.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что у него возникают сомнения в отнесении Учреждения к плательщикам земельного налога, вследствие чего Учреждение считает, что имеются факты как неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, так и факты недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Кроме того, Учреждение указывает, что у него отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы, то есть свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный объект с последующей передачей в постоянное (бессрочное) пользование, либо иные акты органов местного самоуправления и государственных органов, устанавливающие иные вещные права.
МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" считает, что земельный участок находится на землях общего пользования городского поселения, то есть государственная и муниципальная собственность не разграничены. В судебном заседании данный вопрос не был рассмотрен и разрешен, поскольку для его разрешения арбитражным судом первой инстанции, учитывая отсутствие необходимых данных у Инспекции, необходимо было сделать запросы в соответствующие органы.
Уставная деятельность Учреждения финансируется из областного бюджета, что подтверждается справкой об исполнении бюджета, где отражено финансирование из областного бюджета по коду 003.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что поскольку МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" финансируется из областного бюджета, то следовательно, имеет право на льготу, установленную пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога".
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу Учреждения против доводов жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Учреждения и Инспекции. Налоговый орган просит рассмотреть спор в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" представило в Межрайонную ИФНС России N 8 по Ярославской области налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года, согласно которому исчислен к уплате земельный налог в размере 23 556 рублей.
В сроки, установленные налоговым законодательством, данная сумма налога Учреждением уплачена не была.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области Учреждению было выставлено и направлено требование по состоянию на 19.11.2007 года N 9303 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" начислена сумма пени по земельному налогу в размере 125 рублей 64 копейки, а также предложено погасить задолженность по земельному налогу в размере 23 556 рублей и начисленную сумму пени в срок до 08.12.2007 года.
Поскольку требование Учреждением добровольно не было исполнено, Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" 23 681 рубля 64 копейки задолженности по налогу и пени.
Удовлетворяя заявленные Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога", Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 28.09.2007 N 135 "О внесении изменений в Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67" и исходил из того, что МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не является учреждением, финансируемым в полном объеме за счет средств областного бюджета и не является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского поселения Углич, в связи с чем на него не распространяется действие Решения муниципального городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (в редакции решения от 28.09.2007 N 135) в части применения льготы, предусмотренной пунктом 7 указанного Решения.
На основании изложенного, суд первой инстанции взыскал с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" заявленную сумму земельного налога и пени по налогу в размере 23 681 рубль 64 копейки.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные документы, считает апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2005 года введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, утратил силу с 01.01.2006 года (статья 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
Следовательно, в 2006 году подлежала применению глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Решением Муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Углич введен в действие земельный налог на 2007 год с 01.01.2007 года.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения. Право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения. Право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктами 1 статьей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога в 2007 году возникает в отношении земельных участков, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения которыми зарегистрировано и удостоверено в установленном законом порядке.
Кроме того, статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Как следует из материалов дела и в соответствии с Уставом МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" (с изменениями от 16.01.2006 года), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" создано постановлением главы администрации УМО. Учредителем МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" является Администрация Угличского муниципального района в лице муниципального учреждения "Управления образования Администрации Угличского муниципального района". Место нахождение и юридический адрес Учреждения: 152612, Ярославская область, г. Углич, микрорайон Солнечный, д. 6 "а" (пункт 1.11 Устава).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N 22/08-1095 - земельный участок закреплен за детским учреждением на праве пожизненного наследуемого владения.
При принятии решения по настоящему делу Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что являясь пользователем земельного участка, МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не подтвердил документально право на применение льготы по уплате земельного налога, установленной пунктом 7 Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (с изменениями от 28.09.2007 N 135"). В этой связи принял решение о взыскании с Учреждения спорной суммы налога и соответствующей налогу пени.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции противоречит статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктам 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции не установлен факт государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок Учреждением на момент представления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил и не представил доказательств того, что МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" обладает земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, зарегистрированном в установленном законе порядке, для утверждения о признании Учреждения плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Следовательно, указанный земельный участок не является объектом обложения земельным налогом и у МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не возникла обязанность по уплате земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка, право пожизненного наследуемого владения, которым не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для обращения за взысканием с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года в размере 23 556 рублей и пени по налогу в размере 125 рублей 64 копейки.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области о взыскании с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" недоимки по земельному налогу и соответствующему налогу пени удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права: суд не применил закон, подлежащий применению (пункт 1 и 4 части 1, пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, апелляционная жалоба МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" в части отмены решения суда первой инстанции подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", по уплате государственной пошлины с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей, подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области.
Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года по делу N А82-1662/2008-99 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" 23 556 рублей земельного налога и 125 рублей 64 копейки пени отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (ул. Ярославская, 5а, г. Углич, Ярославской области, 152615) в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" 1 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 ПО ДЕЛУ N А82-1662/2008-99
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. по делу N А82-1662/2008-99
Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Лобановой Л.Н.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от налогоплательщика: не явился, извещен надлежащим образом;
- от Инспекции: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года по делу N А82-1662/2008-99, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области
к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок"
о взыскании 23 681 рубль 64 копейки,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" (далее по тексту - МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", Учреждение, налогоплательщик) 23 681 рубля 64 копейки, в том числе 23 556 рублей земельного налога за 9 месяцев 2007 года и 125 рублей 64 копейки пени по налогу по состоянию на 01.11.2007 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года заявленные Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области требования удовлетворены в полном объеме.
МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе суда.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что у него возникают сомнения в отнесении Учреждения к плательщикам земельного налога, вследствие чего Учреждение считает, что имеются факты как неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, так и факты недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Кроме того, Учреждение указывает, что у него отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы, то есть свидетельство о государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный объект с последующей передачей в постоянное (бессрочное) пользование, либо иные акты органов местного самоуправления и государственных органов, устанавливающие иные вещные права.
МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" считает, что земельный участок находится на землях общего пользования городского поселения, то есть государственная и муниципальная собственность не разграничены. В судебном заседании данный вопрос не был рассмотрен и разрешен, поскольку для его разрешения арбитражным судом первой инстанции, учитывая отсутствие необходимых данных у Инспекции, необходимо было сделать запросы в соответствующие органы.
Уставная деятельность Учреждения финансируется из областного бюджета, что подтверждается справкой об исполнении бюджета, где отражено финансирование из областного бюджета по коду 003.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что поскольку МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" финансируется из областного бюджета, то следовательно, имеет право на льготу, установленную пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога".
Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу Учреждения против доводов жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Учреждения и Инспекции. Налоговый орган просит рассмотреть спор в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" представило в Межрайонную ИФНС России N 8 по Ярославской области налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года, согласно которому исчислен к уплате земельный налог в размере 23 556 рублей.
В сроки, установленные налоговым законодательством, данная сумма налога Учреждением уплачена не была.
Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области Учреждению было выставлено и направлено требование по состоянию на 19.11.2007 года N 9303 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" начислена сумма пени по земельному налогу в размере 125 рублей 64 копейки, а также предложено погасить задолженность по земельному налогу в размере 23 556 рублей и начисленную сумму пени в срок до 08.12.2007 года.
Поскольку требование Учреждением добровольно не было исполнено, Межрайонная ИФНС России N 8 по Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" 23 681 рубля 64 копейки задолженности по налогу и пени.
Удовлетворяя заявленные Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 7 решения муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога", Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 28.09.2007 N 135 "О внесении изменений в Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67" и исходил из того, что МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не является учреждением, финансируемым в полном объеме за счет средств областного бюджета и не является учреждением, финансируемым за счет средств бюджета городского поселения Углич, в связи с чем на него не распространяется действие Решения муниципального городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (в редакции решения от 28.09.2007 N 135) в части применения льготы, предусмотренной пунктом 7 указанного Решения.
На основании изложенного, суд первой инстанции взыскал с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" заявленную сумму земельного налога и пени по налогу в размере 23 681 рубль 64 копейки.
Второй арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", исследовав имеющиеся в материалах дела и представленные документы, считает апелляционную жалобу МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2005 года введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, утратил силу с 01.01.2006 года (статья 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
Следовательно, в 2006 году подлежала применению глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Решением Муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" на территории городского поселения Углич введен в действие земельный налог на 2007 год с 01.01.2007 года.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения. Право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения. Право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пунктами 1 статьей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю земельных участков.
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога в 2007 году возникает в отношении земельных участков, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения которыми зарегистрировано и удостоверено в установленном законом порядке.
Кроме того, статья 20 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Как следует из материалов дела и в соответствии с Уставом МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" (с изменениями от 16.01.2006 года), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" создано постановлением главы администрации УМО. Учредителем МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" является Администрация Угличского муниципального района в лице муниципального учреждения "Управления образования Администрации Угличского муниципального района". Место нахождение и юридический адрес Учреждения: 152612, Ярославская область, г. Углич, микрорайон Солнечный, д. 6 "а" (пункт 1.11 Устава).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N 22/08-1095 - земельный участок закреплен за детским учреждением на праве пожизненного наследуемого владения.
При принятии решения по настоящему делу Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что являясь пользователем земельного участка, МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не подтвердил документально право на применение льготы по уплате земельного налога, установленной пунктом 7 Решением муниципального Совета городского поселения Углич от 16.11.2006 N 67 "Об установлении земельного налога" (с изменениями от 28.09.2007 N 135"). В этой связи принял решение о взыскании с Учреждения спорной суммы налога и соответствующей налогу пени.
Между тем, данный вывод суда первой инстанции противоречит статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктам 1 статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации, из содержания которых следует, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции не установлен факт государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок Учреждением на момент представления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил и не представил доказательств того, что МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" обладает земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, зарегистрированном в установленном законе порядке, для утверждения о признании Учреждения плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Следовательно, указанный земельный участок не является объектом обложения земельным налогом и у МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" не возникла обязанность по уплате земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка, право пожизненного наследуемого владения, которым не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для обращения за взысканием с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" недоимки по земельному налогу за 9 месяцев 2007 года в размере 23 556 рублей и пени по налогу в размере 125 рублей 64 копейки.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области о взыскании с МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" недоимки по земельному налогу и соответствующему налогу пени удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права: суд не применил закон, подлежащий применению (пункт 1 и 4 части 1, пункт 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, апелляционная жалоба МДОУ детский сад N 6 "Светлячок" в части отмены решения суда первой инстанции подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные МДОУ детский сад N 6 "Светлячок", по уплате государственной пошлины с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей, подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России N 8 по Ярославской области.
Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.05.2008 года по делу N А82-1662/2008-99 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области требований о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" 23 556 рублей земельного налога и 125 рублей 64 копейки пени отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области (ул. Ярославская, 5а, г. Углич, Ярославской области, 152615) в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников N 6 "Светлячок" 1 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА
Судьи
Т.В.ХОРОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)