Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011
по делу N А55-20320/2010
по заявлению Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ИНН 6317007430, ОГРН 1036303395237), г. Самара, к Думе городского округа Самара, г. Самара, главе городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области, г. Самара, о признании недействующим в части постановления от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", принятого Самарской городской Думой,
Самарская региональная организация общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (далее - Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо") обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила суд:
- - признать незаконным действия (бездействие) Самарской городской Думы и администрации городского округа Самара, отказывающих предоставление налоговых льгот спортивным организациям города Самара, не обладающих фактической способностью уплаты земельного налога;
- - признать постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" противоречащим Закону, в части не предоставления льгот по земельному налогу спортивным организациям, не обладающим фактической способностью уплаты земельного налога;
- - в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и иных спортивных организаций г. Самары обязать администрацию города Самары выйти с предложением в городскую Думу г. Самары о предоставлении льготы по земельному налогу спортивным организациям в размере 0,2% от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся под спортивными зданиями и сооружениями, а Городскую Думу Самары - внести дополнение в соответствующий раздел постановления Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога";
- - возвратить из бюджета уплаченную государственную пошлину (том 1 л. д. 8 - 12).
В ходе судебного разбирательства Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" уточнила заявленные требования и просила суд:
1. Рассмотреть дело N А55-20320/2010 в рамках главы 23 и в соответствии со статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Признать отдельное положение (в части непредоставления спортивным организациям г. Самары льготы по земельному налогу) оспариваемого нормативного правового акта - постановления Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" - не соответствующим следующим Федеральным законам, имеющим большую юридическую силу:
- - пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- - статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- - статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", что привело к фактической не способности спортивных организаций г. Самары, в том числе заявителя, по уплате земельного налога, невозможности осуществления уставной деятельности и нарушение их прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Данные уточнения заявленных требований приняты Арбитражным судом Самарской области, что отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 14.10.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", в оспариваемой Самарской региональной организацией ОГО ВФСО "Динамо" части, соответствующим пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Не согласившись с решением суда, Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу в суд кассационной инстанции по факсимильной связи, а также по электронной почте от заявителя поступило заявление, подписанное первым заместителем Председателя Самарской региональной организации ОГО ВФСО "Динамо" Соколовым С.В., которым организация "отзывает апелляционную жалобу по делу N А55-20320/2010 и заявляет о своем полном отказе от заявленных требований по апелляционной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа". Данное заявление мотивировано урегулированием спора с заинтересованными лицами и достижением целей о предоставлении льготы по земельному налогу во внесудебном порядке.
Данное заявление судебная коллегия расценивает как ходатайство об отказе от кассационной жалобы.
Поскольку отказ кассационной жалобы является распорядительным действием заявителя, копия ходатайства, полученная посредством факсимильной связи, электронной почты, не может служить надлежащим доказательством, подтверждающим его волеизъявление на отказ от реализации соответствующего процессуального права (пункт 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, возможность отказа от иска в суде кассационной инстанции в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ с изменениями, вступившими в законную силу с 01.11.2010, процессуальным законодательством не предусмотрена.
В связи с этим поступившее ходатайство об отказе от кассационной жалобы не принимается судебной коллегией. Кассационная жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов настоящего дела следует, что 24.11.2005 Самарской городской Думой было принято постановление от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", первоначальный текст которого был опубликован в издании "Самарские известия", N 222 (4718), 26.11.2005 (том 2 л. д. 23).
Данным нормативным правовым актом был введен на территории городского округа Самара земельный налог, установлен порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ городского округа Самара.
Пунктами 1 - 5 названного постановления предусмотрено, что:
- - налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ городского округа Самара;
- - объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах границ городского округа Самара, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом;
- - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, а также были установлены налоговые ставки по земельному налогу.
Указанным нормативным правовым актом также определен перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в пределах суммы по уплате налога по одному земельному участку в размере не более 150 кв. м, предоставленному для индивидуального жилищного строительства, по одному земельному участку в размере не более 600 кв. м, предоставленному для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, по одному земельному участку в размере не более 24 кв. м, занятому гаражом, не используемым для осуществления предпринимательской деятельности.
Материалами дела подтверждается, что Решением Думы городского округа Самара от 29.03.2008 N 592 "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 28.02.2008 N 522 "О протесте прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры на пункт 3 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 27.09.2007 N 471 "О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2007 N 417 "О внесении дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара Самарской области от 17.11.2006 N 343 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога" и Решением Думы городского округа Самара от 23.03.2006 N 248 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", в оспариваемый нормативный правовой акт вносились соответствующие изменения.
На текущий период данный нормативный правовой акт действует в редакции, с учетом Решения Думы городского округа Самара от 25.09.2008 N 642 "О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 24 апреля 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога".
Из рассматриваемого заявления следует, что Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" оспаривая, в части, постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" выражает свое несогласие в том, что заявитель не включен в перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в виде уплаты земельного налога и которым предоставлены льготы по уплате данного налога.
Кроме того, заявитель полагает, что данный нормативный правовой акт не соответствует следующим Федеральным законам Российской Федерации, имеющую большую юридическую силу:
- - пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- - статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- - статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях.
Проведя правовой анализ указанных в просительной части рассматриваемого заявления нормативных правовых актов, на соответствие которым заявитель просит суд проверить оспариваемое в части постановление Самарской городской Думы, суд пришел к выводу о несостоятельности и ошибочности доводов последнего о несоответствии оспариваемого постановления указанным выше правовым нормам Федеральных законов, а также о неправильном толковании заявителем действующего налогового законодательства Российской Федерации. С учетом изложенного и, ссылаясь на положения статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда соответствует закону и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной правовой нормы прямо следует, что одним из оснований для признания недействующим нормативного правового акта является его (или части) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Абзац 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные требования к содержанию нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении земельного налога, к числу которых, в том числе, относятся и определение налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что содержание оспариваемого в части постановления свидетельствует о том, что налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога на территории городского округа Самара определены в пунктах 5, 7 - 10 указанного нормативного правового акта, что в полной мере соответствует обязательным требованиям абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная правовая норма является диспозитивной и прямо определяет, что установление налоговых льгот является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования.
Таким образом, данные выводы суда полностью согласуются с положениями действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также не противоречат диспозиции статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.
Таким образом, ссылка заявителя о несоответствии оспариваемого постановления статье 31 названного Федерального закона является несостоятельной, поскольку данная норма Закона указывает о праве органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении льгот некоммерческим организациям, а не об обязанности.
Кроме того, положения статьи 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте Российской Федерации" в императивном порядке не устанавливает обязанность органов местного самоуправления по представлению налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что указанные Самарской региональной организацией ОГО ВФСО "Динамо" в рассматриваемом заявлении правовые нормы не регулируют спорные правоотношения, имеют иной предмет регулирования и носят общий характер, а также верно указал на то, что в целях решения вопроса о соответствии, либо не соответствии оспариваемого в части постановления указанным выше положениям действующего законодательства Российской Федерации следует руководствоваться действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Однако из правовых норм данного нормативного правового акта не следует, что оспариваемое в части постановление, каким-либо образом противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Устава городского округа Самара, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находятся в компетенции Думы городского округа Самара.
В свою очередь, из части 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует что, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Поскольку с такой инициативой Глава городского округа Самара не выступал, суд считает, что заявленные Самарской региональной организации ОГО ВФСО "Динамо" к Думе городского округа Самара требования являются неправомерными.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Главы городского округа Самара вносить на рассмотрение представительного органа муниципального образования нормативные правовые акты, предусматривающие предоставлении льготы по земельному налогу спортивным организациям.
Поскольку оспариваемое в части постановление соответствует указанным выше положениям действующего законодательства, следовательно, заявитель не представил суду надлежащие доказательства нарушения постановлением Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" (в оспариваемой части) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд верно указал на то, что заявитель оспаривает названное постановление в несуществующей его части, то есть в части, положения которой не содержатся в его содержании.
Принимая во внимание, что судом не установлено наличие условий для признания недействующим нормативного правового акта, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом неправомерно не принято уточнение заявленных требований, изложенных в заявлении от 17.01.2011 входящий номер 3036, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные уточнения содержали одновременное изменение основания и предмета иска, что противоречит положению части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы внимательно изучены судебной коллегией, однако, они подлежат отклонению, как несостоятельные и не влияющие на законность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 по делу N А55-20320/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.04.2011 ПО ДЕЛУ N А55-20320/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2011 г. по делу N А55-20320/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011
по делу N А55-20320/2010
по заявлению Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (ИНН 6317007430, ОГРН 1036303395237), г. Самара, к Думе городского округа Самара, г. Самара, главе городского округа Самара, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации городского округа Самара, г. Самара, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области, г. Самара, о признании недействующим в части постановления от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", принятого Самарской городской Думой,
установил:
Самарская региональная организация общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (далее - Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо") обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила суд:
- - признать незаконным действия (бездействие) Самарской городской Думы и администрации городского округа Самара, отказывающих предоставление налоговых льгот спортивным организациям города Самара, не обладающих фактической способностью уплаты земельного налога;
- - признать постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" противоречащим Закону, в части не предоставления льгот по земельному налогу спортивным организациям, не обладающим фактической способностью уплаты земельного налога;
- - в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и иных спортивных организаций г. Самары обязать администрацию города Самары выйти с предложением в городскую Думу г. Самары о предоставлении льготы по земельному налогу спортивным организациям в размере 0,2% от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся под спортивными зданиями и сооружениями, а Городскую Думу Самары - внести дополнение в соответствующий раздел постановления Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога";
- - возвратить из бюджета уплаченную государственную пошлину (том 1 л. д. 8 - 12).
В ходе судебного разбирательства Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" уточнила заявленные требования и просила суд:
1. Рассмотреть дело N А55-20320/2010 в рамках главы 23 и в соответствии со статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
2. Признать отдельное положение (в части непредоставления спортивным организациям г. Самары льготы по земельному налогу) оспариваемого нормативного правового акта - постановления Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" - не соответствующим следующим Федеральным законам, имеющим большую юридическую силу:
- - пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- - статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- - статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", что привело к фактической не способности спортивных организаций г. Самары, в том числе заявителя, по уплате земельного налога, невозможности осуществления уставной деятельности и нарушение их прав и законных интересов в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Данные уточнения заявленных требований приняты Арбитражным судом Самарской области, что отражено в протоколе предварительного судебного заседания от 14.10.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", в оспариваемой Самарской региональной организацией ОГО ВФСО "Динамо" части, соответствующим пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Не согласившись с решением суда, Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу в суд кассационной инстанции по факсимильной связи, а также по электронной почте от заявителя поступило заявление, подписанное первым заместителем Председателя Самарской региональной организации ОГО ВФСО "Динамо" Соколовым С.В., которым организация "отзывает апелляционную жалобу по делу N А55-20320/2010 и заявляет о своем полном отказе от заявленных требований по апелляционной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа". Данное заявление мотивировано урегулированием спора с заинтересованными лицами и достижением целей о предоставлении льготы по земельному налогу во внесудебном порядке.
Данное заявление судебная коллегия расценивает как ходатайство об отказе от кассационной жалобы.
Поскольку отказ кассационной жалобы является распорядительным действием заявителя, копия ходатайства, полученная посредством факсимильной связи, электронной почты, не может служить надлежащим доказательством, подтверждающим его волеизъявление на отказ от реализации соответствующего процессуального права (пункт 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, возможность отказа от иска в суде кассационной инстанции в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ с изменениями, вступившими в законную силу с 01.11.2010, процессуальным законодательством не предусмотрена.
В связи с этим поступившее ходатайство об отказе от кассационной жалобы не принимается судебной коллегией. Кассационная жалоба подлежит рассмотрению по существу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов настоящего дела следует, что 24.11.2005 Самарской городской Думой было принято постановление от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога", первоначальный текст которого был опубликован в издании "Самарские известия", N 222 (4718), 26.11.2005 (том 2 л. д. 23).
Данным нормативным правовым актом был введен на территории городского округа Самара земельный налог, установлен порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ городского округа Самара.
Пунктами 1 - 5 названного постановления предусмотрено, что:
- - налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения в пределах границ городского округа Самара;
- - объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах границ городского округа Самара, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом;
- - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, а также были установлены налоговые ставки по земельному налогу.
Указанным нормативным правовым актом также определен перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в пределах суммы по уплате налога по одному земельному участку в размере не более 150 кв. м, предоставленному для индивидуального жилищного строительства, по одному земельному участку в размере не более 600 кв. м, предоставленному для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, по одному земельному участку в размере не более 24 кв. м, занятому гаражом, не используемым для осуществления предпринимательской деятельности.
Материалами дела подтверждается, что Решением Думы городского округа Самара от 29.03.2008 N 592 "О внесении изменений в постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 28.02.2008 N 522 "О протесте прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры на пункт 3 Постановления Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 27.09.2007 N 471 "О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара от 26.04.2007 N 417 "О внесении дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", Решением Думы городского округа Самара Самарской области от 17.11.2006 N 343 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога" и Решением Думы городского округа Самара от 23.03.2006 N 248 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Самарской городской Думы от 24 ноября 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога", в оспариваемый нормативный правовой акт вносились соответствующие изменения.
На текущий период данный нормативный правовой акт действует в редакции, с учетом Решения Думы городского округа Самара от 25.09.2008 N 642 "О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от 24 апреля 2005 года N 188 "Об установлении земельного налога".
Из рассматриваемого заявления следует, что Самарская региональная организация ОГО ВФСО "Динамо" оспаривая, в части, постановление Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" выражает свое несогласие в том, что заявитель не включен в перечень лиц, которые освобождаются от налогообложения в виде уплаты земельного налога и которым предоставлены льготы по уплате данного налога.
Кроме того, заявитель полагает, что данный нормативный правовой акт не соответствует следующим Федеральным законам Российской Федерации, имеющую большую юридическую силу:
- - пункту 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- - статье 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- - статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях.
Проведя правовой анализ указанных в просительной части рассматриваемого заявления нормативных правовых актов, на соответствие которым заявитель просит суд проверить оспариваемое в части постановление Самарской городской Думы, суд пришел к выводу о несостоятельности и ошибочности доводов последнего о несоответствии оспариваемого постановления указанным выше правовым нормам Федеральных законов, а также о неправильном толковании заявителем действующего налогового законодательства Российской Федерации. С учетом изложенного и, ссылаясь на положения статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вывод суда соответствует закону и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанной правовой нормы прямо следует, что одним из оснований для признания недействующим нормативного правового акта является его (или части) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Абзац 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные требования к содержанию нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении земельного налога, к числу которых, в том числе, относятся и определение налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что содержание оспариваемого в части постановления свидетельствует о том, что налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога на территории городского округа Самара определены в пунктах 5, 7 - 10 указанного нормативного правового акта, что в полной мере соответствует обязательным требованиям абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная правовая норма является диспозитивной и прямо определяет, что установление налоговых льгот является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования.
Таким образом, данные выводы суда полностью согласуются с положениями действующего налогового законодательства Российской Федерации, а также не противоречат диспозиции статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку.
Таким образом, ссылка заявителя о несоответствии оспариваемого постановления статье 31 названного Федерального закона является несостоятельной, поскольку данная норма Закона указывает о праве органов государственной власти и органов местного самоуправления в предоставлении льгот некоммерческим организациям, а не об обязанности.
Кроме того, положения статьи 9.1 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте Российской Федерации" в императивном порядке не устанавливает обязанность органов местного самоуправления по представлению налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
В связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что указанные Самарской региональной организацией ОГО ВФСО "Динамо" в рассматриваемом заявлении правовые нормы не регулируют спорные правоотношения, имеют иной предмет регулирования и носят общий характер, а также верно указал на то, что в целях решения вопроса о соответствии, либо не соответствии оспариваемого в части постановления указанным выше положениям действующего законодательства Российской Федерации следует руководствоваться действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Однако из правовых норм данного нормативного правового акта не следует, что оспариваемое в части постановление, каким-либо образом противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Устава городского округа Самара, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находятся в компетенции Думы городского округа Самара.
В свою очередь, из части 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует что, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
Поскольку с такой инициативой Глава городского округа Самара не выступал, суд считает, что заявленные Самарской региональной организации ОГО ВФСО "Динамо" к Думе городского округа Самара требования являются неправомерными.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Главы городского округа Самара вносить на рассмотрение представительного органа муниципального образования нормативные правовые акты, предусматривающие предоставлении льготы по земельному налогу спортивным организациям.
Поскольку оспариваемое в части постановление соответствует указанным выше положениям действующего законодательства, следовательно, заявитель не представил суду надлежащие доказательства нарушения постановлением Самарской городской Думы от 24.04.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" (в оспариваемой части) его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд верно указал на то, что заявитель оспаривает названное постановление в несуществующей его части, то есть в части, положения которой не содержатся в его содержании.
Принимая во внимание, что судом не установлено наличие условий для признания недействующим нормативного правового акта, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судом неправомерно не принято уточнение заявленных требований, изложенных в заявлении от 17.01.2011 входящий номер 3036, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные уточнения содержали одновременное изменение основания и предмета иска, что противоречит положению части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы внимательно изучены судебной коллегией, однако, они подлежат отклонению, как несостоятельные и не влияющие на законность обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2011 по делу N А55-20320/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Самарской региональной организации общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)