Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 октября 2004 года Дело N Ф08-4901/2004-1869А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплотехнические услуги", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела и заявившей ходатайство от 05.10.2004 N 03-22/39250 о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004, установил следующее.
ООО "Теплотехнические услуги" (далее - ООО ТТУ) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления ИМНС России по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2004, оспариваемое уведомление налоговой инспекции признано недействительным ввиду его несоответствия статьям 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения является уведомительным, общество не подпадает под ограничения, установленные частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Значительная разница во времени между подачей заявления о государственной регистрации и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является основанием для отказа в переводе на применение данной системы.
ООО ТТУ в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя ООО ТТУ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 не подлежат отмене по следующим основаниям.
ООО ТТУ зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2003 и поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции 26.12.2003, а с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения обратилось только 05.01.2004.
Налоговая инспекция оформила уведомление от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004.
Принимая судебные акты, суд правомерно руководствовался статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, в соответствии с которой упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Право выбора системы налогообложения предоставлено налогоплательщику.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании и комплектом документов для государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения и выдается (направляется) ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Установив разное время подачи заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему (соответственно 24.12.2003 и 05.01.2004), налоговый орган ошибочно признал, что ООО ТТУ не выполнены требования нормы статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Указанные выводы налоговой инспекции основаны на неправильном применении пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что ООО ТТУ действительно не представило доказательств одновременной подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения и постановке на налоговый учет. Однако из материалов дела следует, что волеизъявление и все действия общества были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, к осуществлению которой налогоплательщик приступил только в 2004 году.
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговый орган поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней. В данном случае заявитель был поставлен на налоговый учет ранее максимально допустимого срока (свидетельство от 26.12.2003), однако налоговый орган не доказал, что до 05.01.2004 налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность.
При таких условиях, учитывая, что ООО ТТУ фактически одновременно (с разницей в несколько рабочих дней и учетом праздничных и выходных дней) подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в указанные дни предпринимательскую деятельность не осуществляло, а налоговый орган не исключил формальный подход к реализации прав налогоплательщика, отказ в применении упрощенной системы налогообложения следует признать незаконным.
Таким образом, отказ в переводе налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004 является необоснованным, противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Иное толкование статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не согласуется и с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконными действия налоговой инспекции, направленные на принудительный перевод ООО ТТУ на общий режим налогообложения.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 19 октября 2004 года Дело N Ф08-4901/2004-1869А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплотехнические услуги", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела и заявившей ходатайство от 05.10.2004 N 03-22/39250 о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004, установил следующее.
ООО "Теплотехнические услуги" (далее - ООО ТТУ) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления ИМНС России по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2004, оспариваемое уведомление налоговой инспекции признано недействительным ввиду его несоответствия статьям 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения является уведомительным, общество не подпадает под ограничения, установленные частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Значительная разница во времени между подачей заявления о государственной регистрации и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является основанием для отказа в переводе на применение данной системы.
ООО ТТУ в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя ООО ТТУ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 не подлежат отмене по следующим основаниям.
ООО ТТУ зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2003 и поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции 26.12.2003, а с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения обратилось только 05.01.2004.
Налоговая инспекция оформила уведомление от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004.
Принимая судебные акты, суд правомерно руководствовался статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, в соответствии с которой упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Право выбора системы налогообложения предоставлено налогоплательщику.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании и комплектом документов для государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения и выдается (направляется) ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Установив разное время подачи заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему (соответственно 24.12.2003 и 05.01.2004), налоговый орган ошибочно признал, что ООО ТТУ не выполнены требования нормы статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Указанные выводы налоговой инспекции основаны на неправильном применении пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что ООО ТТУ действительно не представило доказательств одновременной подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения и постановке на налоговый учет. Однако из материалов дела следует, что волеизъявление и все действия общества были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, к осуществлению которой налогоплательщик приступил только в 2004 году.
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговый орган поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней. В данном случае заявитель был поставлен на налоговый учет ранее максимально допустимого срока (свидетельство от 26.12.2003), однако налоговый орган не доказал, что до 05.01.2004 налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность.
При таких условиях, учитывая, что ООО ТТУ фактически одновременно (с разницей в несколько рабочих дней и учетом праздничных и выходных дней) подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в указанные дни предпринимательскую деятельность не осуществляло, а налоговый орган не исключил формальный подход к реализации прав налогоплательщика, отказ в применении упрощенной системы налогообложения следует признать незаконным.
Таким образом, отказ в переводе налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004 является необоснованным, противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Иное толкование статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не согласуется и с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконными действия налоговой инспекции, направленные на принудительный перевод ООО ТТУ на общий режим налогообложения.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2004 N Ф08-4901/2004-1869А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 октября 2004 года Дело N Ф08-4901/2004-1869А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплотехнические услуги", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела и заявившей ходатайство от 05.10.2004 N 03-22/39250 о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004, установил следующее.
ООО "Теплотехнические услуги" (далее - ООО ТТУ) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления ИМНС России по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2004, оспариваемое уведомление налоговой инспекции признано недействительным ввиду его несоответствия статьям 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения является уведомительным, общество не подпадает под ограничения, установленные частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Значительная разница во времени между подачей заявления о государственной регистрации и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является основанием для отказа в переводе на применение данной системы.
ООО ТТУ в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя ООО ТТУ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 не подлежат отмене по следующим основаниям.
ООО ТТУ зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2003 и поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции 26.12.2003, а с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения обратилось только 05.01.2004.
Налоговая инспекция оформила уведомление от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004.
Принимая судебные акты, суд правомерно руководствовался статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, в соответствии с которой упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Право выбора системы налогообложения предоставлено налогоплательщику.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании и комплектом документов для государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения и выдается (направляется) ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Установив разное время подачи заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему (соответственно 24.12.2003 и 05.01.2004), налоговый орган ошибочно признал, что ООО ТТУ не выполнены требования нормы статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Указанные выводы налоговой инспекции основаны на неправильном применении пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что ООО ТТУ действительно не представило доказательств одновременной подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения и постановке на налоговый учет. Однако из материалов дела следует, что волеизъявление и все действия общества были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, к осуществлению которой налогоплательщик приступил только в 2004 году.
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговый орган поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней. В данном случае заявитель был поставлен на налоговый учет ранее максимально допустимого срока (свидетельство от 26.12.2003), однако налоговый орган не доказал, что до 05.01.2004 налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность.
При таких условиях, учитывая, что ООО ТТУ фактически одновременно (с разницей в несколько рабочих дней и учетом праздничных и выходных дней) подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в указанные дни предпринимательскую деятельность не осуществляло, а налоговый орган не исключил формальный подход к реализации прав налогоплательщика, отказ в применении упрощенной системы налогообложения следует признать незаконным.
Таким образом, отказ в переводе налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004 является необоснованным, противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Иное толкование статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не согласуется и с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконными действия налоговой инспекции, направленные на принудительный перевод ООО ТТУ на общий режим налогообложения.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 октября 2004 года Дело N Ф08-4901/2004-1869А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Теплотехнические услуги", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела и заявившей ходатайство от 05.10.2004 N 03-22/39250 о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004, установил следующее.
ООО "Теплотехнические услуги" (далее - ООО ТТУ) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления ИМНС России по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.07.2004, оспариваемое уведомление налоговой инспекции признано недействительным ввиду его несоответствия статьям 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения является уведомительным, общество не подпадает под ограничения, установленные частью 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой на данные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Налоговый орган полагает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения только одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Значительная разница во времени между подачей заявления о государственной регистрации и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является основанием для отказа в переводе на применение данной системы.
ООО ТТУ в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя ООО ТТУ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 не подлежат отмене по следующим основаниям.
ООО ТТУ зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 24.12.2003 и поставлено на налоговый учет в налоговой инспекции 26.12.2003, а с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения обратилось только 05.01.2004.
Налоговая инспекция оформила уведомление от 05.02.2004 N 2 о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004.
Принимая судебные акты, суд правомерно руководствовался статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, в соответствии с которой упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Право выбора системы налогообложения предоставлено налогоплательщику.
Согласно пункту 2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании и комплектом документов для государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации.
На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения и выдается (направляется) ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Установив разное время подачи заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на упрощенную систему (соответственно 24.12.2003 и 05.01.2004), налоговый орган ошибочно признал, что ООО ТТУ не выполнены требования нормы статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2004 году.
Указанные выводы налоговой инспекции основаны на неправильном применении пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно указал, что ООО ТТУ действительно не представило доказательств одновременной подачи заявлений о переходе на упрощенную систему налогообложения и постановке на налоговый учет. Однако из материалов дела следует, что волеизъявление и все действия общества были направлены на переход на упрощенную систему налогообложения с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, к осуществлению которой налогоплательщик приступил только в 2004 году.
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а, следовательно, в данном случае способствовать налогоплательщику в реализации его прав на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации обязывает налоговый орган поставить заявителя на налоговый учет в течение 5 дней. В данном случае заявитель был поставлен на налоговый учет ранее максимально допустимого срока (свидетельство от 26.12.2003), однако налоговый орган не доказал, что до 05.01.2004 налогоплательщик осуществлял предпринимательскую деятельность.
При таких условиях, учитывая, что ООО ТТУ фактически одновременно (с разницей в несколько рабочих дней и учетом праздничных и выходных дней) подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в указанные дни предпринимательскую деятельность не осуществляло, а налоговый орган не исключил формальный подход к реализации прав налогоплательщика, отказ в применении упрощенной системы налогообложения следует признать незаконным.
Таким образом, отказ в переводе налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2004 является необоснованным, противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Иное толкование статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации не согласуется и с основными началами законодательства о налогах и сборах: всеобщности и равенства налогообложения, закрепленными в статье 3 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконными действия налоговой инспекции, направленные на принудительный перевод ООО ТТУ на общий режим налогообложения.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 22.07.2004 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1351/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)