Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009
по делу А72-4695/2008
по заявлению ОАО "Ульяновскнефть" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительным решения от 06.03.2008 N 4,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.03.2008 N 84.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами налоговый орган, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятых с нарушением норм материального права и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела, 19.10.2007 общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г., количество добытого полезного ископаемого составило 28 401,86 тонн, в части нормативных потерь 187,14 тонн. Налог на добычу полезных ископаемых исчислен обществом в размере 75 309 171 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 496 212 руб.
Посчитав, что ОАО "Ульяновскнефть" неправомерно уменьшило налог на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г. в сумме 496 212 руб., вследствие применения нормативов технологических потерь при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого на 187,14 тонн, налоговый орган решением N 84 от 06.03.08 отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислил налог на добычу полезных ископаемых в сумме 496 212 руб. (т. 1 л. д. 9 - 14).
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 336 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании лицензий на добычу нефти и геологическое изучение недр ОАО "Ульяновскнефть" осуществляет добычу нефти на 24 месторождениях, которые подразделяются на Северную группу (Западное, Бирлинское, Вишенское, Правдинское, Безымянное, Восточное, Овражное, Радужное, Западно-Радужное, Восточно-Бирлинское, Филипповское, Югю-Филипповское, Южно-Вишенское, Кудряшовское, Зимницкое, Северо-Зимницкое, Лабитовское, Восточно-Филлиповское) и Южную группу - (Барановское, Варваровское, Голодяевское, Новоспасское, Репьевское, Володарское).
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 26 ("Налог на добычу полезных ископаемых") Налогового кодекса Российской Федерации указанные в пункте 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Согласно пункту 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налогоплательщиком прямого метода, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Порядок определения количества фактических потерь полезного ископаемого также установлен пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 рублей при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обществом представлены выписка из Протокола Министерства Промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) N 09 от 04.04.2007 года, Письмо Минпромэнерго России "О нормативах технологических потерь" N 07-157 от 16.01.2008 года с Приложением "Нормативов технологических потерь на 2007 год углеводородного сырья при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений" (т. 4 л. д. 32 - 37).
Судами правомерно признан обоснованным и документально подтвержденным представленный Обществом расчет фактических потерь в размере 240,788 тонн.
То обстоятельство, что в налоговой декларации ОАО "Ульяновскнефть" в сентябре 2007 года отразило нормативные потери в меньшем размере - 187,14 тонн, не влияет на обоснованность вышеназванного расчета фактических технологических потерь нефти при сборе и подготовке.
В соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла на основании произведенных измерений нефти, соответствующей государственному стандарту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.7 Учетной политики ОАО "Ульяновскнефть" на 2007 год для целей бухгалтерского и налогового учета именно количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным методом (расчетно, по показателям содержания добытого полезного ископаемого - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная) в извлекаемом из недр минеральном сырье после завершения комплекса технологических процессов при выдаче паспорта качества нефти химической лабораторией. Перевод добытой нефти из кубов переводится в тонны следующим образом: объем нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в кубах умножается на ее удельный вес (в гр./см. куб.), определенный (замеренный) перед ее передачей.
Согласно ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 г. N 99-ст) существует 5 способов измерения нефти: косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений, прямой метод статических измерений, косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе. ГОСТ Р 8.595-2004 обязателен для применения при разработке методик выполнения измерений массы продукта, транспортируемого по трубопроводам, в мерах вместимости и мерах полной вместимости.
По сведениям ОАО "Ульяновскнефть", им применяется три вида измерений нефти (а не учета нефти): косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений. Все указанные методы предполагают наличие измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры). Косвенный метод измерения отличается от прямого только тем, что при косвенном методе измеряется объем нефти, а при прямом методе измеряется ее масса.
Из материалов дела следует, что в ОАО "Ульяновскнефть" используются тарированные резервуары, турбинные объемомеры и турбинные массомеры. Согласно Порядку (Положению) по учету и движению добываемого углеводородного сырья, согласованному зам. руководителя Управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Саратовской области Тарасовым В.А., все добываемое углеводородное сырье со сборных пунктов месторождений (тарированные резервуары, расходометры) доставляется либо по нефтепроводам, либо автотранспортом на установки подготовки и переработки нефти, где собирается в тарированные резервуары, откуда поступает на турбинные объемомеры и массомеры. Кроме того, прием товарной нефти на ПСП "Клин" и ее прокачка в открытое акционерное общество "АК Транснефть" осуществляется через СИКН N 620 RU.E.29.006.A (система измерений количества и показателей качества нефти N 620, с помощью которой осуществляется коммерческий учет товарной нефти). На этапах, когда нефть по своему качеству соответствует ГОСТу (УПН "Северная", УППН "Южная"), она проходит через турбинные объемомеры и турбинные массомеры.
Материалами дела подтверждается использование ОАО "Ульяновскнефть" измерительных приборов: тарированные резервуары (свидетельство N 6537/08538), рулетки, метрштоки (свидетельство N 21250/750, свидетельство N 21432/932, свидетельство N 21431/931, руководство по эксплуатации метрштока), расходомеры жидкостные (свидетельства N 0148438 и N 0000869), массомеры (свидетельство N 0139107), системы измерений количества и показателей качества нефти (сертификаты N 25302 и N 11302).
Таким образом, довод налогового органа о том, что обществом не проводились измерения добытого полезного ископаемого на УПН "Северная" и УППН "Южная" является безосновательным.
Как уже указано, согласно пункту 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Таким образом, Налоговый кодекс, в отличие от ГОСТ Р 8.595-2004, не предусматривает разделение прямого или косвенного метода по принципу измерения либо массы, либо объема.
ОАО "Ульяновскнефть" ведет учет и измерение количества нефти именно посредством применения измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры), а это подтверждает использование для целей налогообложения прямого метода учета.
Довод инспекции о том, что фактические потери нефти подлежат измерению по каждому месторождению, противоречат требованиям пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что ОАО "Ульяновскнефть" не определяется налоговая база по каждому лицензионному участку (участку недр), коэффициент Кв принимается налогоплательщиком равным 1, налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых по нефти рассчитывается с помощью коэффициента Кв равного 1 и применяется к налоговой базе, определенной по нефти, добытой на всех лицензионных участках ОАО "Ульяновскнефть".
Налоговым органом не представлены доказательства опровергающие доводы общества о том, что комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) завершается не на УПН "Северная" и УППН "Южная", а на ПСП "Клин". Как следует из материалов дела, именно на ПСП "Клин" завершается полный комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) и нефть по своему качеству становится соответствующей ГОСТу.
Данное обстоятельство подтверждается нормативами технологических потерь за 2005 год, утвержденных Минпромэнерго России, в состав которых входят технологические потери, связанные с транспортировкой нефти от УППН "Южная" до ПСП "Клин".
Ссылка налогового органа на данные исполнительного баланса, в соответствии с которым ОАО "Ульяновскнефть" выполняло работы по подготовке нефтяной жидкости, принадлежащей на праве собственности ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", открытому акционерному обществу "РМНТК-Нефтеотдача" и открытому акционерному обществу "Нефтеразведка", правомерно признана судами необоснованной.
Как видно из материалов дела, указанные сторонние организации в рамках договорных отношений сдавали ОАО "Ульяновскнефть" сырую нефть для ее подготовки и дальнейшей транспортировки в АК "Транснефть"". При этом учет количества подготовленной нефти и фактических потерь вышеуказанных организаций осуществлялся раздельно, что подтверждается исполнительным балансом (графы 6.1 - 6.4, 8.1 - 8.4).
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на соблюдение обществом условий для применения нулевой налоговой ставки при добыче нефти в части нормативных потерь, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы суда первой и апелляционной инстанций, налоговый орган при рассмотрении настоящего дела не представил.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, поэтому не принимаются судом кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А72-4695/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 27.04.2009 ПО ДЕЛУ N А72-4695/2008
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. по делу N А72-4695/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009
по делу А72-4695/2008
по заявлению ОАО "Ульяновскнефть" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительным решения от 06.03.2008 N 4,
установил:
открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.03.2008 N 84.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами налоговый орган, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятых с нарушением норм материального права и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела, 19.10.2007 общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г., количество добытого полезного ископаемого составило 28 401,86 тонн, в части нормативных потерь 187,14 тонн. Налог на добычу полезных ископаемых исчислен обществом в размере 75 309 171 руб., в части нормативных потерь налог уменьшен на сумму 496 212 руб.
Посчитав, что ОАО "Ульяновскнефть" неправомерно уменьшило налог на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2007 г. в сумме 496 212 руб., вследствие применения нормативов технологических потерь при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого на 187,14 тонн, налоговый орган решением N 84 от 06.03.08 отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислил налог на добычу полезных ископаемых в сумме 496 212 руб. (т. 1 л. д. 9 - 14).
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 336 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании лицензий на добычу нефти и геологическое изучение недр ОАО "Ульяновскнефть" осуществляет добычу нефти на 24 месторождениях, которые подразделяются на Северную группу (Западное, Бирлинское, Вишенское, Правдинское, Безымянное, Восточное, Овражное, Радужное, Западно-Радужное, Восточно-Бирлинское, Филипповское, Югю-Филипповское, Южно-Вишенское, Кудряшовское, Зимницкое, Северо-Зимницкое, Лабитовское, Восточно-Филлиповское) и Южную группу - (Барановское, Варваровское, Голодяевское, Новоспасское, Репьевское, Володарское).
Согласно пункту 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 26 ("Налог на добычу полезных ископаемых") Налогового кодекса Российской Федерации указанные в пункте 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов добытого полезного ископаемого является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Согласно пункту 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налогоплательщиком прямого метода, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Порядок определения количества фактических потерь полезного ископаемого также установлен пунктом 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 рублей при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Обществом представлены выписка из Протокола Министерства Промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) N 09 от 04.04.2007 года, Письмо Минпромэнерго России "О нормативах технологических потерь" N 07-157 от 16.01.2008 года с Приложением "Нормативов технологических потерь на 2007 год углеводородного сырья при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений" (т. 4 л. д. 32 - 37).
Судами правомерно признан обоснованным и документально подтвержденным представленный Обществом расчет фактических потерь в размере 240,788 тонн.
То обстоятельство, что в налоговой декларации ОАО "Ульяновскнефть" в сентябре 2007 года отразило нормативные потери в меньшем размере - 187,14 тонн, не влияет на обоснованность вышеназванного расчета фактических технологических потерь нефти при сборе и подготовке.
В соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла на основании произведенных измерений нефти, соответствующей государственному стандарту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.7 Учетной политики ОАО "Ульяновскнефть" на 2007 год для целей бухгалтерского и налогового учета именно количество добытого полезного ископаемого определяется косвенным методом (расчетно, по показателям содержания добытого полезного ископаемого - нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная) в извлекаемом из недр минеральном сырье после завершения комплекса технологических процессов при выдаче паспорта качества нефти химической лабораторией. Перевод добытой нефти из кубов переводится в тонны следующим образом: объем нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в кубах умножается на ее удельный вес (в гр./см. куб.), определенный (замеренный) перед ее передачей.
Согласно ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений" (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 г. N 99-ст) существует 5 способов измерения нефти: косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений, прямой метод статических измерений, косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе. ГОСТ Р 8.595-2004 обязателен для применения при разработке методик выполнения измерений массы продукта, транспортируемого по трубопроводам, в мерах вместимости и мерах полной вместимости.
По сведениям ОАО "Ульяновскнефть", им применяется три вида измерений нефти (а не учета нефти): косвенный метод динамических измерений, косвенный метод статических измерений, прямой метод динамических измерений. Все указанные методы предполагают наличие измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры). Косвенный метод измерения отличается от прямого только тем, что при косвенном методе измеряется объем нефти, а при прямом методе измеряется ее масса.
Из материалов дела следует, что в ОАО "Ульяновскнефть" используются тарированные резервуары, турбинные объемомеры и турбинные массомеры. Согласно Порядку (Положению) по учету и движению добываемого углеводородного сырья, согласованному зам. руководителя Управления по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Саратовской области Тарасовым В.А., все добываемое углеводородное сырье со сборных пунктов месторождений (тарированные резервуары, расходометры) доставляется либо по нефтепроводам, либо автотранспортом на установки подготовки и переработки нефти, где собирается в тарированные резервуары, откуда поступает на турбинные объемомеры и массомеры. Кроме того, прием товарной нефти на ПСП "Клин" и ее прокачка в открытое акционерное общество "АК Транснефть" осуществляется через СИКН N 620 RU.E.29.006.A (система измерений количества и показателей качества нефти N 620, с помощью которой осуществляется коммерческий учет товарной нефти). На этапах, когда нефть по своему качеству соответствует ГОСТу (УПН "Северная", УППН "Южная"), она проходит через турбинные объемомеры и турбинные массомеры.
Материалами дела подтверждается использование ОАО "Ульяновскнефть" измерительных приборов: тарированные резервуары (свидетельство N 6537/08538), рулетки, метрштоки (свидетельство N 21250/750, свидетельство N 21432/932, свидетельство N 21431/931, руководство по эксплуатации метрштока), расходомеры жидкостные (свидетельства N 0148438 и N 0000869), массомеры (свидетельство N 0139107), системы измерений количества и показателей качества нефти (сертификаты N 25302 и N 11302).
Таким образом, довод налогового органа о том, что обществом не проводились измерения добытого полезного ископаемого на УПН "Северная" и УППН "Южная" является безосновательным.
Как уже указано, согласно пункту 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Таким образом, Налоговый кодекс, в отличие от ГОСТ Р 8.595-2004, не предусматривает разделение прямого или косвенного метода по принципу измерения либо массы, либо объема.
ОАО "Ульяновскнефть" ведет учет и измерение количества нефти именно посредством применения измерительных средств и устройств (приемные тарированные резервуары, турбинные массомеры, турбинные объемомеры), а это подтверждает использование для целей налогообложения прямого метода учета.
Довод инспекции о том, что фактические потери нефти подлежат измерению по каждому месторождению, противоречат требованиям пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что ОАО "Ульяновскнефть" не определяется налоговая база по каждому лицензионному участку (участку недр), коэффициент Кв принимается налогоплательщиком равным 1, налоговая ставка налога на добычу полезных ископаемых по нефти рассчитывается с помощью коэффициента Кв равного 1 и применяется к налоговой базе, определенной по нефти, добытой на всех лицензионных участках ОАО "Ульяновскнефть".
Налоговым органом не представлены доказательства опровергающие доводы общества о том, что комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) завершается не на УПН "Северная" и УППН "Южная", а на ПСП "Клин". Как следует из материалов дела, именно на ПСП "Клин" завершается полный комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь) и нефть по своему качеству становится соответствующей ГОСТу.
Данное обстоятельство подтверждается нормативами технологических потерь за 2005 год, утвержденных Минпромэнерго России, в состав которых входят технологические потери, связанные с транспортировкой нефти от УППН "Южная" до ПСП "Клин".
Ссылка налогового органа на данные исполнительного баланса, в соответствии с которым ОАО "Ульяновскнефть" выполняло работы по подготовке нефтяной жидкости, принадлежащей на праве собственности ЗАО СП "Нафта-Ульяновск", открытому акционерному обществу "РМНТК-Нефтеотдача" и открытому акционерному обществу "Нефтеразведка", правомерно признана судами необоснованной.
Как видно из материалов дела, указанные сторонние организации в рамках договорных отношений сдавали ОАО "Ульяновскнефть" сырую нефть для ее подготовки и дальнейшей транспортировки в АК "Транснефть"". При этом учет количества подготовленной нефти и фактических потерь вышеуказанных организаций осуществлялся раздельно, что подтверждается исполнительным балансом (графы 6.1 - 6.4, 8.1 - 8.4).
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали на соблюдение обществом условий для применения нулевой налоговой ставки при добыче нефти в части нормативных потерь, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные выводы суда первой и апелляционной инстанций, налоговый орган при рассмотрении настоящего дела не представил.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, поэтому не принимаются судом кассационной инстанции.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы налогового органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29.10.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А72-4695/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)