Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2004 N Ф08-3289/2004-1275А

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 27 июля 2004 года Дело N Ф08-3289/2004-1275А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг-Юг", в отсутствие Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14332/2003-42/376-59/87, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг-Юг" (далее - ООО "Консалтинг-Юг") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления от 16.04.2003 N 610 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что организации, созданные в период с 1 декабря по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему в 2002 году и, следовательно, вышеуказанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на них не распространяется.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2003 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что суду следует исследовать вопрос о том, какой режим налогообложения применялся обществом в период с 05.12.2002 по 31.12.2002, установить, подавало ли общество заявление о применении упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года, получило ли общество патент на применение упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года.
Решением суда от 12.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2004, уведомление налоговой инспекции признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что для организаций, уже применяющих упрощенную систему налогообложения, не требуется соблюдение установленного главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядка перехода на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что общество, как созданное в декабре 2002 года, может перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые судебные акты не подлежат отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Консалтинг-Юг" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 05.12.2002. В этот же день общество направило в налоговую инспекцию заявление о применении упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.
Налоговая инспекция вынесла уведомление от 23.01.2003 N 610 о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
Позднее налоговый орган направил уведомление от 16.04.2003 N 610 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суд указал, что отказ налогового органа противоречит принципам всеобщности и равенства налогообложения, закрепленным в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения, или возврат к общему режиму налогообложения, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Этой же статьей установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" специальные налоговые режимы, к числу которых относится упрощенная система налогообложения, вводились в действие с 1 января 2003 года.
Что касается положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок перехода на упрощенный режим налогообложения, то они подлежали применению с момента вступления в силу указанного выше Закона N 104-ФЗ - 29.08.2002.
Созданные в декабре 2002 года организации не могли заявить о намерении использовать упрощенную систему налогообложения в общем порядке, то есть в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем они были лишены права применять упрощенную систему налогообложения до 01.01.2003.
Таким образом, отказ применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права при разрешении спора. Нарушения процессуального законодательства, влекущие отмену или изменение судебных актов в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14332/2003-42/376-59/87 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 июля 2004 года Дело N Ф08-3289/2004-1275А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Консалтинг-Юг", в отсутствие Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14332/2003-42/376-59/87, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Консалтинг-Юг" (далее - ООО "Консалтинг-Юг") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления от 16.04.2003 N 610 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 20.08.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что организации, созданные в период с 1 декабря по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему в 2002 году и, следовательно, вышеуказанный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на них не распространяется.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2003 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что суду следует исследовать вопрос о том, какой режим налогообложения применялся обществом в период с 05.12.2002 по 31.12.2002, установить, подавало ли общество заявление о применении упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года, получило ли общество патент на применение упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года.
Решением суда от 12.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2004, уведомление налоговой инспекции признано недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что для организаций, уже применяющих упрощенную систему налогообложения, не требуется соблюдение установленного главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядка перехода на упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что общество, как созданное в декабре 2002 года, может перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые судебные акты не подлежат отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Консалтинг-Юг" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 05.12.2002. В этот же день общество направило в налоговую инспекцию заявление о применении упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.
Налоговая инспекция вынесла уведомление от 23.01.2003 N 610 о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
Позднее налоговый орган направил уведомление от 16.04.2003 N 610 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Не согласившись с действиями налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суд указал, что отказ налогового органа противоречит принципам всеобщности и равенства налогообложения, закрепленным в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения, или возврат к общему режиму налогообложения, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Этой же статьей установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" специальные налоговые режимы, к числу которых относится упрощенная система налогообложения, вводились в действие с 1 января 2003 года.
Что касается положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок перехода на упрощенный режим налогообложения, то они подлежали применению с момента вступления в силу указанного выше Закона N 104-ФЗ - 29.08.2002.
Созданные в декабре 2002 года организации не могли заявить о намерении использовать упрощенную систему налогообложения в общем порядке, то есть в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем они были лишены права применять упрощенную систему налогообложения до 01.01.2003.
Таким образом, отказ применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права при разрешении спора. Нарушения процессуального законодательства, влекущие отмену или изменение судебных актов в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.05.2004 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14332/2003-42/376-59/87 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)