Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 24.12.2003 N 3П-1-153/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 3П-1-153/03


Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,
с участием прокурора Мифтахутдинова Т.Ф.,
при секретаре Усачевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.1992 N 1767-XII (в редакции Закона от 27.12.2002 N 38-ЗРТ),
УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу статьи 4 в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от всех видов налогов, частей 2, 3 статьи 5, части 2 статьи 6, частей 1 и 5 статьи 8, части 3 статьи 9, статьи 12, части 2 статьи 16, статьи 17, статьи 22, части 2 статьи 24 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.1992 N 1767-XII (в редакции Закона от 27.12.2002 N 38-ЗРТ).
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования в полном объеме.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан и Аппарата Президента Республики Татарстан требования в части признания противоречащими федеральному законодательству статьи 4, части 3 статьи 5, части 2 статьи 6, частей 1 и 5 статьи 8, части 2 статьи 16, части 2 статьи 24 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" признала, в остальной части с заявлением не согласилась.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
30 сентября 1992 года Верховным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О плате за землю" N 1767-XII.
В соответствии с подпунктами "к" и "и" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1, пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 земельный налог является местным налогом, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" четко определена компетенция субъектов Российской Федерации в указанной сфере. В частности, в соответствии с частью 4 статьи 3, частями 3 и 4 статьи 5, статьей 13, частью 5 статьи 17, частью 2 статьи 19 субъекты Российской Федерации принимают законодательные акты по следующим вопросам: установление ставок земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации; установление и утверждение ставок земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ; установление минимальных ставок земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий; установление дополнительных льгот по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего бюджета Российской Федерации; установление иных сроков уплаты налога; установление доли средств от земельного налога и арендной платы, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации.
Между тем Законом Республики Татарстан устанавливаются льготы по оплате за землю (статья 12), сроки учета плательщиков и начисления налога (статья 17), порядок разрешения споров (статья 22), урегулированные Федеральным законом.
Таким образом, орган законодательной власти Республики Татарстан в этой части вышел за пределы своих полномочий.
При таком положении статьи 12, 17 и 22 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" находятся в противоречии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" и подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Статья 4 Закона Республики Татарстан в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от всех видов налогов, за исключением налога за землю, также противоречит федеральному законодательству, так как органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены федеральным налоговым законодательством полномочиями по освобождению отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты всех видов налогов, при том, что такая норма уже закреплена в Законе Российской Федерации "О плате за землю" (статья 4).
Частью 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" органам государственной власти Республики Татарстан предоставлено право устанавливать и утверждать средние размеры налога с одного гектара пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Однако указанные средние размеры уже установлены Законом Российской Федерации "О плате за землю", в соответствии со статьей 5 которого средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации и направляемой доли земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 (приложение к Закону Российской Федерации). Органами законодательной (представительной) власти, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Из изложенного следует, что органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать и утверждать ставки земельного налога, а не средние размеры земельного налога.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" органы местного самоуправления, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают размеры земельного налога по каждому землевладельцу. Однако такой порядок не предусмотрен Законом Российской Федерации "О плате за землю".
В данном случае на органы местного самоуправления возложены обязанности, не закрепленные федеральным законодательством.
Указанная норма Закона подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству.
Противоречит федеральному законодательству и часть 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "О плате за землю", согласно которой налог за участки в границах сельских поселений, предоставленные гражданам и юридическим лицам для иных целей, исчисляются в соответствии с установленной ставкой земельного налога для поселений с численностью населения до 20 тысяч человек. Федеральный закон подобного исчисления земельного налога не содержит. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных (за исключением указанных в части первой настоящей статьи) целей, взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
В силу части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Кодексу.
В нарушение этой нормы Закона частью 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" налог за городские земли исчисляется в соответствии с утвержденными Верховным Советом Республики Татарстан ставками.
Таким образом, часть 1 статьи 8 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" противоречит федеральному законодательству.
Согласно части 5 статьи 8 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), индивидуальными гаражами, а также за земли сельскохозяйственного использования, личных подсобных хозяйств, коллективных садов в границах городской (поселковой) черты исчисляется по ставкам, утверждаемым Верховным Советом Республики Татарстан.
Данная норма противоречит Закону Российской Федерации, статьей 8 которого предусмотрено взимание налога со всей площади участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Ввиду того, что коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала установлены Законом Российской Федерации, часть 3 статьи 9 Закона Республики Татарстан, предоставившая право Верховному Совету Республики Татарстан утверждать повышающие коэффициенты в зависимости от статуса города и рекреационной ценности территории, противоречит Закону Российской Федерации.
Срок представления юридическими лицами в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку, установленный частью 2 статьи 16 Закона Республики Татарстан "О плате за землю", не соответствует сроку, определенному частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации. При этом Законом Российской Федерации "О плате за землю" органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога, а не другие сроки представления в налоговые органы расчета причитающегося налога (статья 17 Закона Российской Федерации). По аналогичным основаниям срок, установленный для юридических лиц частью 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" (учет плательщиков и начисление налога), не соответствует части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации.
Согласно статье 25 Закона Российской Федерации "О плате за землю" порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации. В нарушение данной нормы частью 2 статьи 24 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" постановлено, что нормативная цена земли не может устанавливаться ниже величины земельного налога за тот же срок. Другими словами, Верховный Совет Республики Татарстан установил ограничение, которое не соответствует пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке определения нормативной цены земли" от 15.03.1997 N 319, согласно которому нормативная цена земли не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан и Аппарата Президента Республики Татарстан, основанный на законодательной практике Республики Башкортостан, является неубедительным, поскольку оспариваемые положения Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству, которое обладает верховенством на всей территории Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу статью 4 в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от всех видов налогов, части 2, 3 статьи 5, часть 2 статьи 6, части 1 и 5 статьи 8, часть 3 статьи 9, статью 12, часть 2 статьи 16, статью 17, статью 22, часть 2 статьи 24 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.1992 N 1767-XII (в редакции Закона от 27.12.2002 N 38-ЗРТ).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу статью 4 в части освобождения отдельных категорий налогоплательщиков от всех видов налогов, части 2 и 3 статьи 5, часть 2 статьи 6, части 1 и 5 статьи 8, часть 3 статьи 9, статью 12, часть 2 статьи 16, статью 17, статью 22, часть 2 статьи 24 Закона Республики Татарстан "О плате за землю" от 30.09.1992 N 1767-XII (в редакции Закона от 27.12.2002 N 38-ЗРТ).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 5 января 2004 года.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)