Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 сентября 2005 г. Дело N А19-21854/05-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Седых Н.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Колос" о взыскании 16774 рублей 19 копеек,
Требование заявлено о взыскании 16774 рублей 19 копеек штрафа за нарушение налогового законодательства.
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание арбитражного суда не явились. Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Колос" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.11.1995, регистрационный номер 909, и является налогоплательщиком.
Согласно решению от 16.02.2005 N 1, по результатам проведенной выездной налоговой проверки налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной:
- статьей 123 НК РФ - за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в размере 33835 рублей 87 копеек, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за 2003 - 2004 гг., в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей перечислению, - 6767 рублей 17 копеек;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм единого социального налога за 2002 - 2003 гг., зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 37213 рублей 24 копеек в результате неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 7442 рубля 65 копеек;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм НДС за 2 квартал 2003 г. в размере 1250 рублей в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 250 рублей;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм земельного налога за 2002 - 2003 гг. в размере 11571 рубля 84 копеек в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 2314 рублей 37 копеек.
Всего налоговых санкций 16774 рубля 19 копеек.
Требование о добровольной уплате штрафа ответчику направлено по почте и не исполнено. Так как штраф ответчиком добровольно не уплачен, заявитель в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать в судебном порядке.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
Ответчиком допущено неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 01.01.2003 по 23.11.2004 в размере 33835 рублей 87 копеек, удержанных с доходов физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
На основании пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
ООО "Колос" как налоговый агент в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 НК РФ за 2003 г. удержал, но не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 33835 рублей 87 копеек.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются налоговыми карточками по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ за 2003 - 2004 гг., справками о доходах физических лиц за 2003 - 2004 гг. формы N 2-НДФЛ, кассовыми и банковскими документами.
Обществом не полностью уплачена сумма налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 г. в размере 1250 рублей в результате занижения налоговой базы.
В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В нарушение п. 2 ст. 153 НК РФ налогоплательщик не включил в налоговую базу сумму, полученную от реализации аварийного дома на вывоз в д. Кочериково, в размере 7500 рублей (приходный кассовый ордер N 25 от 14.06.2003), предъявленную гр. Копытову А.А. на основании счета-фактуры N 28 от 14.06.2003 на сумму 7500 рублей (в том числе НДС 1250 рублей), в результате чего занизил НДС по операциям реализации на 1250 рублей.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются данными книги продаж, счетом-фактурой, платежными документами, данными налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2003 г.
При проведении налоговой проверки установлена неполная уплата земельного налога за 2002 - 2003 гг. в размере 11571 рубля 84 копеек в результате занижения налоговой базы (площади земельного участка).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Налогоплательщик, являясь пользователем земельных участков общей площадью 28700 кв.м, расположенных в д. Кочериково (жилые дома и объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе ООО "Колос"), в нарушение ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" не исчислял и не платил земельный налог за 2002 - 2003 гг., который, по данным проверки, составил 11571 рубль 84 копейки.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются данными бухгалтерского учета основных средств (перечень земельных участков жилого фонда, реестр основных средств).
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Суд приходит к выводу, что ответчик привлечен к ответственности в соответствии с указанными правовыми нормами.
Как указано в решении инспекции, общество не полностью уплатило сумму единого социального налога за 2002 - 2003 гг. в части суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, в размере 37213 рублей 24 копеек в результате неправомерных действий.
Сумма начисленных налогоплательщиком за 2002 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) составила 19236 рублей 49 копеек, за 2003 г. - 17976 рублей 75 копеек. Фактически уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. и за 2003 г. 0 рублей.
Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 37213 рублей 24 копеек и привлек общество к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 7442 рублей 65 копеек.
Суд считает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерным.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного общество было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), поэтому несвоевременная уплата правильно исчисленного и указанного в налоговой декларации налога не содержит в себе состава правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Как видно из материалов дела, исчисленная обществом сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически исчислена верно, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика 7442 рублей 65 копеек налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ следует отказать.
На основании чего требования заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 9331 рубля 64 копеек.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине в размере 500 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Колос", расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Кочериково, ул. Главная, 13, зарегистрированного в качестве юридического лица 23.11.1995, регистрационный номер 909, 9331 рубль 64 копейки штрафа с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.09.2005 ПО ДЕЛУ N А19-21854/05-43
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2005 г. Дело N А19-21854/05-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Седых Н.Д.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Колос" о взыскании 16774 рублей 19 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Требование заявлено о взыскании 16774 рублей 19 копеек штрафа за нарушение налогового законодательства.
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в заседание арбитражного суда не явились. Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Колос" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.11.1995, регистрационный номер 909, и является налогоплательщиком.
Согласно решению от 16.02.2005 N 1, по результатам проведенной выездной налоговой проверки налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной:
- статьей 123 НК РФ - за неправомерное неперечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в размере 33835 рублей 87 копеек, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за 2003 - 2004 гг., в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей перечислению, - 6767 рублей 17 копеек;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм единого социального налога за 2002 - 2003 гг., зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 37213 рублей 24 копеек в результате неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 7442 рубля 65 копеек;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм НДС за 2 квартал 2003 г. в размере 1250 рублей в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 250 рублей;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату сумм земельного налога за 2002 - 2003 гг. в размере 11571 рубля 84 копеек в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога - 2314 рублей 37 копеек.
Всего налоговых санкций 16774 рубля 19 копеек.
Требование о добровольной уплате штрафа ответчику направлено по почте и не исполнено. Так как штраф ответчиком добровольно не уплачен, заявитель в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать в судебном порядке.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, своевременно и в полном размере вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
Ответчиком допущено неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 01.01.2003 по 23.11.2004 в размере 33835 рублей 87 копеек, удержанных с доходов физических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
На основании пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.
ООО "Колос" как налоговый агент в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 НК РФ за 2003 г. удержал, но не перечислил в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 33835 рублей 87 копеек.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются налоговыми карточками по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ за 2003 - 2004 гг., справками о доходах физических лиц за 2003 - 2004 гг. формы N 2-НДФЛ, кассовыми и банковскими документами.
Обществом не полностью уплачена сумма налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2003 г. в размере 1250 рублей в результате занижения налоговой базы.
В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В нарушение п. 2 ст. 153 НК РФ налогоплательщик не включил в налоговую базу сумму, полученную от реализации аварийного дома на вывоз в д. Кочериково, в размере 7500 рублей (приходный кассовый ордер N 25 от 14.06.2003), предъявленную гр. Копытову А.А. на основании счета-фактуры N 28 от 14.06.2003 на сумму 7500 рублей (в том числе НДС 1250 рублей), в результате чего занизил НДС по операциям реализации на 1250 рублей.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются данными книги продаж, счетом-фактурой, платежными документами, данными налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2003 г.
При проведении налоговой проверки установлена неполная уплата земельного налога за 2002 - 2003 гг. в размере 11571 рубля 84 копеек в результате занижения налоговой базы (площади земельного участка).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Налогоплательщик, являясь пользователем земельных участков общей площадью 28700 кв.м, расположенных в д. Кочериково (жилые дома и объекты соцкультбыта, находящиеся на балансе ООО "Колос"), в нарушение ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" не исчислял и не платил земельный налог за 2002 - 2003 гг., который, по данным проверки, составил 11571 рубль 84 копейки.
Обстоятельства совершенного налогового правонарушения подтверждаются данными бухгалтерского учета основных средств (перечень земельных участков жилого фонда, реестр основных средств).
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Суд приходит к выводу, что ответчик привлечен к ответственности в соответствии с указанными правовыми нормами.
Как указано в решении инспекции, общество не полностью уплатило сумму единого социального налога за 2002 - 2003 гг. в части суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, в размере 37213 рублей 24 копеек в результате неправомерных действий.
Сумма начисленных налогоплательщиком за 2002 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) составила 19236 рублей 49 копеек, за 2003 г. - 17976 рублей 75 копеек. Фактически уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. и за 2003 г. 0 рублей.
Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 37213 рублей 24 копеек и привлек общество к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 7442 рублей 65 копеек.
Суд считает привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерным.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного общество было вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), поэтому несвоевременная уплата правильно исчисленного и указанного в налоговой декларации налога не содержит в себе состава правонарушения предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Как видно из материалов дела, исчисленная обществом сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически исчислена верно, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований налогового органа о взыскании с налогоплательщика 7442 рублей 65 копеек налоговой санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ следует отказать.
На основании чего требования заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 9331 рубля 64 копеек.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине в размере 500 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Колос", расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, с. Кочериково, ул. Главная, 13, зарегистрированного в качестве юридического лица 23.11.1995, регистрационный номер 909, 9331 рубль 64 копейки штрафа с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
Н.Д.СЕДЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)