Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.02.2008 ПО ДЕЛУ N А12-12566/07-С36

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2008 г. по делу N А12-12566/07-С36


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области, город Камышин Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2007 по делу N А12-12566/07-с36,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лиманского Анатолия Ивановича, город Волгоград к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области о признании недействительным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель Лиманский Анатолий Иванович обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлениями, в которых просил признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на игорный бизнес от 01.06.2007 N 559 (за декабрь 2005 года), от 08.06.2007 N 606 (за апрель 2005 года), от 08.06.2007 N 605 (за март 2005 года), от 08.06.2007 N 604 (за февраль 2005 года) и от 28.06.2007 N 660 (за октябрь 2005 года).
Определением арбитражного суда от 19.09.2007 по делу N А12-12566/07-с36 рассмотрение данных заявлений объединено в одно производство.
Решением арбитражного суда от 10.10.2007 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решения налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом, индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. на основании лицензии N 001256 от 25.04.2003 осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
Согласно налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес сумма налога на игорный бизнес была исчислена по ставкам за один игровой автомат в размере 4 500 рублей за февраль - апрель 2005 года и в размере 7 500 рублей за октябрь, декабрь 2005 года.
В последующем налогоплательщик произвел перерасчет налога, применив налоговую ставку в размере 1 125 рублей, установленную предыдущей редакцией Закона Волгоградской области от 17.12.1999 N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес", обосновав это тем, что на него распространяется действие статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций налоговым органом были приняты решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на игорный бизнес от 01.06.2007 N 559 (за декабрь 2005 года), от 08.06.2007 N 606 (за апрель 2005 года), от 08.06.2007 N 605 (за март 2005 года), от 08.06.2007 N 604 (за февраль 2005 года) и от 28.06.2007 N 660 (за октябрь 2005 года).
Признавая указанные решения недействительными, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Аналогичный порядок был предусмотрен пунктом 2 статьи 8 Закона Волгоградской области от 02.10.1996 N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области", действие которой прекращено только в декабре 2005 на основании Закона Волгоградской области от 08.12.2005 N 1129-ОД.
Довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, обоснованно отклонен арбитражным судом.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П указанная выше норма Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Данное обстоятельство (утрата силы статьи 9 Закона N 88-ФЗ) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 N 3597/07.
Судом были рассмотрены и обоснованно отклонены доводы налогового органа о том, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность с 30.01.2001 и четыре года деятельности предпринимателя Лиманского А.И. истекли 30.01.2005.
Свидетельством N 6008084, выданным Управлением государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департамента муниципального имущества администрации Волгограда, подтверждается регистрация Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002.
Суд не принял копию свидетельства N 6007340 в качестве доказательства даты начала четырехлетнего периода, в течение которого на Лиманского А.И. распространяются гарантии, предусмотренные статьей 9 Закона N 88-ФЗ, по следующим основаниям.
В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей даты более ранней регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя, чем 29.05.2002, не содержится.
Кроме того, свидетельство N 6007340 от 30.01.2001 выдано на право осуществления деятельности в виде производства и реализации сельхозпродукции.
Как установлено судом, Лиманский А.И. по данному свидетельству предпринимательской деятельности не осуществлял и вскоре после получения сдал его в регистрирующий орган.
Налоговым органом в нарушение пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств осуществления Лиманским А.И. предпринимательской деятельности в период с 30.01.2001 по 29.05.2002.
Определением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2007 N 3396/07 установлено, что Лиманский А.И., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002, в течение первых четырех лет своей деятельности вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на дату его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
С учетом установленных обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что исчисление четырехлетнего срока действия гарантий, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, следует производить с 29.05.2002.
Данная позиция соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2006 N 8617/05.
На дату регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя 29.05.2002 согласно Закону Волгоградской области от 17.12.1999 N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес" (в редакции Законов Волгоградской области от 23.03.2001 N 522-ОД, от 15.11.2001 N 631-ОД) ставка налога за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимального размера оплаты труда, то есть 1 125 рублей в месяц.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка является элементом налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая ставка в данном случае применению не подлежала.
Суд правомерно счел необоснованными доводы налогового органа о том, что объекты налогообложения (игровые автоматы) были зарегистрированы в Межрайонной ИФНС России N 3 по Волгоградской области после 01.01.2005, то есть после утраты силы положений статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, в связи с чем, предоставленные указанной нормой гарантии на Лиманского А.И. не распространяются.
В соответствии со статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных Законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ и от 29.07.2004 N 95-ФЗ) в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Федеральным законом от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения".
Предпринимателем Лиманским А.И. поданы в налоговые органы по месту установки игровых автоматов заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по месту их установки, причем место установки указанных в заявлении объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, ни до, ни после подачи заявления не изменилось. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Кроме того, статья 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не связывает право на применение порядка налогообложения, действующего на момент регистрации субъекта малого предпринимательства, с функционированием конкретного объекта налогообложения и датой его регистрации. Для определения четырехлетнего периода использования льготного налогообложения имеет значение дата регистрации лица в качестве предпринимателя.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения налогового органа обоснованно признаны судом недействительными.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.10.2007 по делу N А12-12566/07-с36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 3 по Волгоградской области, город Камышин в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Волгоградской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)